Полуприцепы-цементовозы. Для бестарной перевозки цемента с цементных заводов и базовых складов на приобъектные к местам хранения или дальнейшей переработки, а также для перевозок других порошкообразных материалов (гипс, известь-пушонка и др.) применяют специализированные автопоезда в составе седельных автомобилей-тягачей и полуприцепов-цистерн, причем цистерны располагают горизонтально, вертикально или наклонно.
Полуприцепы-цементовозы отечественного производства имеют в основном одинаковую конструкцию и систему разгрузки с помощью сжатого воздуха, поступающего от компрессора. Компрессорная установка компонуется, как правило, на автомобиле-тягаче и имеет привод от его двигателя.
Сжатый воздух под давлением 1,5 кгс/см2 подается компрессором через влагомаслоотделитель к воздухораспределителю, а затем через кран и трубопровод к аэроднищу, а также по трубопроводу и кран к форсунке разгрузочного патрубка. Обратные клапаны исключают попадание цемента в трубопроводы в обратном направлении. На воздухораспределителе имеются предохранительный клапан и манометр.
Воздух поступает под аэроднище, представляющее собой лоток, закрытый слоями пористой хлопчатобумажной ткани, уложенной на металлическую сетку, проникает сквозь сетку и слои ткани, дробит цемент на мелкие струйки и, смешиваясь с ним, сообщает ему текучесть. Затем по наклонной плоскости аэроднища попадает в разгрузочный патрубок к форсунке. Поток воздуха, выходящий из форсунки, захватывает цемент и по шлангу транспортирует его к месту выгрузки.
Полуприцепы-цементовозы ТЦ-4 и ТЦ-10 рамной конструкции, а ТЦ-6 и С-652 безрамной с несущими цистернами. Цистерны всех полуприцепов-цементовозов — цилиндрической формы, оборудованы загрузочными люками с крышками, аэролотками для аэрирования цемента, разгрузочными патрубками с кранами и продувочными форсунками, системой воздухоотводов и обратными и предохранительными клапанами. Цистерны наклонены назад в сторону разгрузки на угол 7…9? Загрузка полуприцепов-цементо-возов из силосов, бункеров и вагонов-цементовозов осуществляется через загрузочные люки самотеком или сжатым воздухом.
Некоторые зарубежные фирмы (например, «Adige» в Италии и «Chepel» в Венгрии) применяют для перевозки цемента полуприцепы с несколькими (чаще всего двумя) вертикально расположенными цистернами. Такое решение конструкции полуприцепа-цементовоза удобно в случае перевозок цемента двум (или нескольким) клиентам одновременно, а также для перевозки цемента разных сортов. Кроме того, вертикальное расположение цистерн улучшает выгрузку цемента без остатка, так как при этом сжатому воздуху помогает и собственная масса груза. Недостатками в этом случае являются: более высокий центр тяжести по сравнению с горизонтально расположенной цистерной и несколько большее время разгрузки автопоезда у одного грузополучателя, что связано с лишними операциями по переключению системы разгрузки с одной емкости на другую.
Цистерны изготовляют из стали. Многие зарубежные фирмы в последнее время стали широко использовать для цистерн алюминиевые сплавы и пластмассы.
Автомобили-бетоновозы. СПС для перевозок товарного бетона в мировой и отечественной практике строительства применяется, как правило, двух типов: автомобили-бетоносмесители и обычные автомобили-самосвалы (одиночные или автопоезда) с простыми системами подогрева кузова в зимнее время.
В дорожном и сельскохозяйственном строительстве для перевозок бетонной смеси или ее компонентов на значительные расстояния от бетоноприготовительных пунктов с последующим приготовлением и сохранением требуемой консистенции смеси широко применяются автомобили-бетоносмесители, которые обеспечивают непрерывное перемешивание перевозимой бетонной смеси или ее приготовление из сухих компонентов и воды во время движения или на строительной площадке.
Конструкция автомобиля-бетоносмесителя состоит из базового шасси, смесительного барабана, загрузочно-разгрузочного устройства, бака с оборудованием для подачи и дозирования воды, привода смесительного барабана с системой управления. Для автомобилей-бетоносмесителей выбирают шасси повышенных прочности и проходимости. Смесительный барабан представляет собой резервуар (чан) с встроенными в него лопастями.
В известных конструкциях автомобилей-бетоносмесителей привод смесительного барабана выполняется разными фирмами в трех возможных вариантах: механический — от автономного двигателя внутреннего сгорания; гидравлический — с отбором мощности от двигателя автомобиля; гидравлический — с отбором мощности от автономного двигателя внутреннего сгорания.
В СССР выпускаются две модели автомобилей-бетоносмесителей на шасси автомобилей МАЗ и КрАЗ. За рубежом существует тенденция выпуска автомобилей-бетоносмесителей большой производительности с использованием шасси полуприцепов. Объем готового замеса в таком автомобиле-бетоносмесителе достигает 10 м3.
При массовых перевозках товарного бетона с бетонных заводов на строительные площадки, особенно в городских условиях с расстоянием перевозки 20…30 км, наиболее рентабельно применение автомобилей-самосвалов. При этом следует учитывать специфические свойства перевозимого груза: находящаяся продолжительное время в пути бетонная смесь может затвердевать, теряя свои качества; бетонная смесь в процессе перевозки не должна терять однородности, т.е. не должно происходить отслаивания жидкой фракции — цементного «молока»; зимой при низких температурах бетон подвергается «схватыванию», прилипанию к днищу и бортам кузова. Плотно пристывший к кузову бетон полностью не разгружается, возрастают потери перевозимого груза и кроме того на 10… 15% уменьшается полезный объем кузова. Очистка кузовов авто-мобилей-самосвалов от налипшего бетона представляет собой очень трудоемкую операцию. Так, для перевозки бетона кузова автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, МАЗ-5549 и КрАЗ-256Б1 оборудуют двойными днищами и системой обогрева отработавшими газами от двигателя.
Устройство для обогрева кузова автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555 (рис. 2.52) состоит из дополнительного днища, которое располагается сверху днища кузова автомобиля и укладывается на приваренные к последнему металлические уголки 32X32X4 мм. Днище приваривается к основному днищу и переднему борту. Пространство, образованное задним краем дополнительного днища и днищем кузова автомобиля, закрывается специально изогнутым металлическим уголком. Этот уголок также приваривается к дополнительному днищу и днищу кузова. Между основными и дополнительными днищами образуется пространство, в которое и направляются отработавшие газы от двигателя. Металлические уголки, являясь не только опорами дополнительного днища, но и перегородками, создают своеобразный лабиринт. Отработавшие газы, проходя по лабиринту, подогревают всю площадь дополнительного днища. Длина дополнительного днища 2580 мм и ширина (по хорде) 1620 мм.
Для приема отработавших газов в днище кузова автомобиля вырезано прямоугольное окно, к которому снизу приварен впускной патрубок диаметром 60 мм. В транспортном положении (когда платформа опущена) фланец впускного патрубка плотно прилегает к фланцу впускного трубопровода, который укреплен на раме автомобиля и соединен с выпускным трубопроводом. В последнем установлена заслонка. Поворотом рычага механизма управления заслонки выпускной трубопровод автомобиля перекрывается, и отработавшие газы двигателя через впускной трубопровод и впускной патрубок поступают в лабиринт между двумя днищами кузова.
Для выброса отработавших газов в задней части днища кузова автомобиля вырезано отверстие, к которому приварен выпускной патрубок.
Для стока из лабиринта конденсата отработавших газов имеются три щели между задним уголком и днищем кузова автомобиля.
Для отключения устройства обогрева следует повернуть заслонку: проходное отверстие выпускного трубопровода автомобиля открывается, и отработавшие газы двигателя, минуя устройство обогрева, направляются в глушитель.
Для уменьшения скорости движения отработавших газов в лабиринте выходное отверстие впускного патрубка выполняют сечением 190Х 95 мм, а для уменьшения нагрева дополнительного днища в месте впуска отработавших газов его устанавливают под углом 30° по отношению к дополнительному днищу.
При перевозках пластичного бетона в Главмосавтотрансе на автомобилях-самосвалах КрАЗ-256Б1 самосвальную платформу ковшового типа дооборудуют навесным задним бортом с механизмом закрывания (открывания). Такая дооборудованная платформа изготавливается либо на авторемонтных заводах, либо самими АТП.
Если перевозить строительный раствор обычными автомоби-лями-самосвалами на небольшие расстояния, то уплотнение заднего борта кузова автомобиля-самосвала может быть выполнено с большой степенью надежности по схеме, предложенной проектным бюро Главкиевстроя. Под кузовом крепится дополнительный баллон, из которого воздух поступает в трехходовой пробковый кран, установленный на кронштейнах в кабине слева от сиденья водителя. Затем по воздухопроводу воздух поступает в шланг, заложенный в трубку, приваренную с образованием сплошного шва по периметру днища и боковых бортов кузова в месте прилегания к ним заднего борта.
У трубы, в которой находится уплотняющий шланг, вырезан сегмент по всей ее длине. Через этот вырез выступает часть шланга и при закрытом заднем борте прижимается к нему. Закрыв задний борт, водитель открывает пробковый кран. Воздух из дополнительного баллона поступает в шланг. Под давлением воздуха шланг плотно прижимается к заднему борту. Зазор между бортом и кузовом ликвидируется. В качестве воздухопроводов применяют шланг диаметром 8 мм, а для уплотняющего элемента — шланг диаметром 32 мм.
Специализированный автомобиль-растворовоз СБ-89, изготавливаемый Славянским заводом строительных машин, имеет цистерну с лопастным механизмом для побуждения раствора. В качестве базы используется шасси автомобиля ЗИЛ-130. Цистерна располагается на шасси горизонтально. В ее верхней части имеется загрузочный люк, а в средней (слева по ходу автомобиля-растворо-воза) шиберный затвор-отсекатель, позволяющий выдавать раствор порциями. При выгрузке раствор из цистерны отводится с помощью выдвижного ленточного транспортера в приемную емкость. Для аварийной разгрузки при неисправном транспортере в задней части цистерны имеется люк. Привод лопастного побудителя и транспортера — гидромеханический от двигателя автомобиля. Управление транспортером и затвором-отсе-кателем осуществляется гидравлическими цилиндрами.
При транспортировании специализированными транспортными средствами состав раствора остается однородным, поэтому его можно употреблять на строительной площадке без дополнительного перемешивания. Количество выдаваемого раствора регулируется. Кроме того, автомобили-растворовозы можно использовать для приготовления раствора непосредственно на строительных объектах.
В Москве широко распространена практика централизованной доставки сухого строительного раствора при капитальных ремонтах зданий. Для этих целей используется специализированный автомобиль У-137 (шасси ГАЭ-53-07) со съемными кузовами-цистернами У-158.
Автомобиль У-137 предназначен для перевозки съемных кузовов любого типа, в том числе цистерн, погрузки и разгрузки их в местах назначения с помощью специального устройства на автомобиле. Кроме того, автомобиль может разгружать самосвальные кузова путем опрокидывания их назад на 40?
Механизм подъема состоит из надрамника и подъемной рамы, соединенных друг с другом по концам рычагами. Передние рычаги соединяются с подъемной рамой съемными осями-чеками, а задние рычаги имеют дополнительные отверстия, совпадающие с отверстиями в подъемной раме. На надрамнике установлены кронштейны крепления корпуса гидроцилиндра и замки крепления кузовов в транспортном положении. На подъемной раме установлены поперечина крепления головки штока гидроцилиндра, упор для передней части кузова и задние поворотные упоры. Надрамник крепится к раме автомобиля стремянками.
Гидрооборудование состоит из коробки отбора мощности с масляным насосом, масляного бака, гидроцилиндра, клапана управления механизмом подъема и маслопроводов, соединяющих узлы и детали между собой.
На автомобиль У-137 устанавливают две съемные цистерны У-158, предназначенные для перевозки сыпучих грузов (сухие растворы-смеси алебастра, цемента и терразита) на строительные объекты и для хранения их в процессе строительных работ. Цистерна состоит из бункера, основания, четырех откидных опор, выдвижной лестницы, механизма привода шиберной заслонки раздаточного люка цистерны.
Опоры цистерны Г-образной формы, коробчатого сечения, изготовлены из листовой стали. В верхних коротких частях они имеют отверстия, предназначенные для крепления их к основанию цистерны и для фиксации в транспортном (верхнем) и рабочем (нижнем) положениях с помощью вынимающихся штырей-чек. Нижние части опор выдвижные, ход винта 200 мм.
Применение на автокомбинате № 1 Мосстройтранса автомобилей У-137 со съемными цистернами У-158 в сравнении с ранее используемыми позволило получить на единицу подвижного состава экономический эффект в размере 1350 руб. При этом прирост прибыли от снижения себестоимости перевозок составил 1570 руб. Экономия топлива в натуральных единицах 800 л.
Использование автомобилей со съемными кузовами значительно сокращает время на погрузочно-разгрузочные операции и потребное количество автомобилей.
Для перевозок известкового молока (смесь воды, извести и песка плотностью 1300 кг/м3) в Главмосавтотрансе используются полуприцепы-известковозы с вертикально расположенными цистернами в сцепе с седельными автомобилями-тягачами ЭИЛ-130В1 и МАЗ-504А.
Цистерны, устанавливаемые на раму полуприцепа-известково-за У-5А, имеют оборудование для загрузки, перемешивания известковой смеси и ее слива или подачи под давлением в приемные емкости на растворных узлах. Цистерна имеет корпус, горловину, сливной люк, перемешиватель, редуктор, электродвигатель, заливной люк, глазок и клапан. Корпус цистерны, изготовленный из листовой стали толщиной 4 мм, состоит из средней цилиндрической части, нижнего, промежуточного и верхнего конусов. Нижний и верхний конусы имеют фланцы. К корпусу цистерны приварены три опоры, которыми цистерна опирается на поперечины и лонжероны рамы полуприцепа. Горловина, расположенная в верхнем конусе корпуса цистерны, имеет крышку; между ними устанавливается резиновая прокладка-уплотнитель, крышка прижимается к горловине четырьмя откидными болтами. Горловина позволяет иметь доступ внутрь цистерны при установке и ремонте перемеши-вателя.
Слйвной люк предназначен для слива; через него известкового молока, а также для заполнения им цистерны под действием разрежения, создаваемого в цистерне. Корпус люка вверен в нижний конус корпуса цистерны с наклоном 10° по отношению к горизонтали. Люк установлен на корпусе шарнирно и может быть открыт для очистки цистерны.
Для закрытия и открытия сливного отверстия люка имеется заслонка с дистанционным управлением, механизм которого установлен на наружной стороне левого лонжерона рамы полуприцепа. Механизм с помощью тяги соединен с рукояткой оси заслонки. Переме-шиватель состоит из вертикального вала (трубы), верхний конец которого соединен с промежуточным валом. Нижний конец установлен на, направляющем грибке крышки фланца нижнего конуса цистерны, Перемешиватель имеет три лопасти, изготовленные в виде крыльчаток: две горизонтальные и одну наклонную.
Редуктор — червячный, однозаходный (передаточное отношение 30:1), частота вращения вала на выходе 31 об/мин. Вал червячного колеса редуктора соединен с промежуточным валом, последний -с перемешивателем. Вал ротора электродвигателя 12 типа 4А-100 с частотой вращения 1000 об/мин, мощностью 2,2 кВт, питающегося от напряжения 220 или 380 В, соединен с валом червяка редуктора.
Залцвной люк имеет крышку, между крышкой и корпусом люка установлена резиновая прокладка-уплотнитель. Крышка прижимается к корпусу люка откидным болтом. Глазок предназначен для визуального наблюдения за наполнением цистерны известковым молоком. Центр глазка расположен на линии стыка промежуточного и верхнего конусов цистерны. Эта же линия является верхним уровнем эксплуатационного заполнения цистерны. Глазок состоит из корпуса, вверенного в корпус цистерны известковоза, смотрового органического стекла, щетки-очистителя стекла, прокладок и прижимного кольца. Для уплотнения зазоров между стержнем щетки и отверстием в стекле установлена резиновая прокладка с прижимной пружиной.
В крышку горловины вварена труба, на конец которой навернут корпус клапана, представляющий собой стакан с продольными пазами-окнами. В верхней части стакана сделана проточка на конус, являющаяся седлом клапана. В стакан вставлен клапан (мяч резиновый лаптовый). В нижней части стакана установлено съемное дно, поддерживающее клапан в корпусе.
Клапан служит для предохранения трубопроводов и вакуумного насоса от попадания в них известкового молока в случае переполнения цистерны при загрузке под действием разрежения. Закрытие клапана происходит при верхнем уровне известкового молока на 100 мм выше центра глазка. При подъеме уровня наполняемого известкового молока клапан (мяч) всплывает и прилегает к седлу, перекрывая отверстие трубопровода вакуумной системы, которая предназначена для создания вакуума в цистернах при их наполнении известковым молоком под действием разрежения (время наполнения одной цистерны 5 мин), а также для создания в цистернах давления при сливе известкового молока в емкости, находящиеся на высоте до 3,5…4 м от поверхности земли. Давление в цистернах создается вакуумным насосом при вращении его ротора в сторону, противоположную вращению при создании вакуума. Вакуумный насос имеет привод от электродвигателя.
Известковое молоко в цистернах перемешивают в течение 3 мин в пунктах разгрузки перед сливом, чтобы выдать потребителю состав смеси в требуемой пропорции твердой и жидкой составляющих. В цистернах не оставляют остатка, так как очистка их от налипших твердых частиц на внутренних поверхностях среднего цилиндра и нижнего конуса очень трудоемка.
Полуприцеп-известковоз У-135 выполнен по такой же компоновочной схеме, что и У-5А, и унифицирован с ним по оборудованию. Большая вместимость цистерн позволила увеличить грузоподъемность подвижного состава более чем в 1,5 раза. Экономический эффект от внедрения полуприцепа-известковоза У-135 составил 5100 руб. в год (на единицу подвижного состава). При этом прирост прибыли от снижения себестоимости перевозок равен 3000 руб.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Перевозка цемента, бетона, сухих и жидких смесей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы