Классификация грузов
В зависимости от объемного веса, способа погрузки и выгрузки, рода упаковки, размеров, веса и степени опасности грузы подразделяются на классы, виды, весовые категории, группы.
Классы грузов. В зависимости от объемной массы, определяющей коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, грузы подразделяются на пять классов.
По способу погрузки и выгрузки грузы подразделяются на навалочные (земля, щебень и др.), наливные грузы (перевозимые в цистернах), штучные—все тарные грузы, трубы, строительные детали и т. д., тяжеловесные — упакованные или штучные грузы массой более 250 кг, а также катные грузы (бочки, катушки с кабелем) массой свыше 400 кг, скоропортящиеся (мясо, масло, рыба и т. д.), для перевозки которых нужен специальный подвижной состав.
Весовые категории грузов. Перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяются на три весовые категории: к первой категории относятся штучные грузы, масса каждого места которых менее 80 кг, а также мелкоштучные и сыпучие, транспортируемые навалом; ко второй категории — масса каждого места от 80 до 500 кг; к третьей категории — масса каждого места более 500 кг.
По степени опасности при транспортировании, погрузке и выгрузке грузы подразделяются на следующие группы:
1-я группа—грузы малоопасные (продукты питания, строительные материалы и др.);
2-я группа — горючие грузы (бензин, керосин, ацетон и др.);
3-я группа — пылящие и горячие грузы (цемент, удобрения, асфальт) ;
4-я группа — обжигающие жидкоЛи (щелочи, кислоты и другие);
5-я группа — баллоны со сжатым газом;
6-я группа — грузы опасные по своим размерам (негабаритные);
7-я группа — грузы особо опасные (взрывчатые и радиоактивные вещества, отравляющие газы и др.).
Организация перевозок грузов
Перевозка грузов осуществляется автомобильным транспортом общего пользования — для всех организаций независимо от их ведомственной принадлежности — и ведомственным автомобильным транспортом, перевозящим грузы организаций, входящих в систему данного ведомства.
Метод централизованных перевозок. Сущность метода состоит в том, что все перевозки какого-либо массового груза в данной области, районе или городе осуществляет одна автотранспортная организация. При этом погрузочные операции производят грузоотправители, а разгрузку автомобилей — грузополучатели.
Этот метод имеет следующие преимущества:
— улучшается использование рабочего времени автомобилей, снижаются простои в ожидании погрузки и выгрузки, сокращается количество автомобилей для выполнения перевозок;
— повышается использование грузоподъемности автомобилей и становится возможным массовое применение автомобильных поездов и автомобилей высокой грузоподъемности;
— улучшается организация погрузочно-разгрузочных работ и широко применяются средства механизации;
— исключается необходимость в перевозке грузчиков на автомобилях, а также сокращается число экспедиторов, так как эту обязанность выполняет водитель;
— повышается производительность подвижного состава и снижается себестоимость перевозок.
Междугородные регулярные перевозки осуществляет автомобильный транспорт общего пользования по графику в пределах определенной территории под единым руководством. При этих перевозках составляют расписание движения с указанием времени отправления и прибытия автомобилей на промежуточные и конечные пункты. На всех пунктах, где принимают и сдают грузы, организуют грузовые автомобильные станции, имеющие склады и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.
АТП, выполняющие регулярные междугородные перевозки, принимают грузы независимо от их партионности и при необходимости перегруппировывает их на своих складах в партии, которые обеспечивают полную загрузку автомобилей.
В функции грузовых автомобильных станций входит также загрузка автомобилей, возвращающихся к месту отправления. В результате это почти полностью ликвидирует пробеги без груза.
Работа по системе тяговых плеч применяется при междугородных регулярных перевозках грузов на седельных автомобилях-тягачах с полуприцепами. При этой системе водитель доставляет груз не от пункта отправления до пункта назначения, а только на определенном участке (плече). Весь маршрут перевозки разбивают на несколько таких плеч и с таким расчетом, чтобы водитель мог за рабочий день возвратиться в свое АТП. В пункте перецепки водитель сдает сотруднику автомобильной станции полуприцеп-фургон под пломбой. В таком же порядке он принимает полуприцеп для буксировки в обратном направлении. Перевозки по системе тяговых плеч по сравнению со сквозным движением улучшают условия труда водителей, повышают производительность автомобилей и снижают стоимость перевозок.
Перевозки сельскохозяйственных грузов. Основными особенностями перевозки сельскохозяйственных грузов являются: сезонность, обусловливаемая характером сельскохозяйственного производства, срочность выполнения, от которой зависит своевременность проведения уборочных работ, зависимость от климатических и погодных условий, необходимость работы на грунтовых и полевых дорогах. Автомобили, поступающие для перевозки сельскохозяйственных грузов в период уборочной кампании, прикрепляют к местным АТП общего назначения, колхозам, совхозам или заготовительным пунктам.
Перед отправкой к месту работы автомобили должны быть приведены в исправное состояние, подготовлены к перевозке (наращивание бортов, уплотнение кузова и т. д.), укомплектованы водительским и шанцевым инструментом, огнетушителями, а также аптечка- j ми первой медицинской помощи.
Водители комплектуются в бригады, возглавляемые бригадирами или начальниками колонн. Оперативное руководство за работой всех автомобильных бригад и контроль за соблюдением графиков движения осуществляют диспетчерские пункты АТП общего пользо- ‘ вания. __
Подготовка водителей к предстоящим перевозкам состоит в ознакомлении их на месте с условиями выполнения перевозок и передовыми методами труда. Режим цаботы водителей определяется графиками, учитывающими возможность наилучшего использования хорошей погоды в целях быстрейшей вывозки урожая.
Труд водителей в период уборки урожая оплачивают по тарифным ставкам и сдельным расценкам, а также оплачиваются расходы по командировке.
Бригадно-комплексный метод перевозок. При организации перевозок этим методой создают комплексные бригады в составе водителей автомобилей и рабочих, обслуживающих средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, уборочные машины (при перевозке сельскохозяйственных грузов), экскаваторы и транспортеры (на строительных объектах).
Оплата труда, членов бригады производится за всю выполненную бригадой работу с распределением между ними общей суммы заработной платы пропорционально квалификации и затраченному каждым рабочим времени. Благодаря общей заинтересованности всех членов бригады в результатах работы улучшается организация их труда и повышается его производительность.
Метод бригадного подряда при автомобильных перевозках. При организации перевозок по методу бригадного подряда создается бригада водителей, которая принимает на себя обязательства по выполнению определенного комплекса работ и несет коллективную ответственность за его выполнение.
Бригады комплексного подряда могут быть транспортные (например, при автобусных перевозках) и комплексные (например, при уборке урожая, когда в составе бригады работают комбайнеры, трактористы). Каждый член комплексной бригады должен уметь совмещать профессии водителя, комбайнера, тракториста. Заработная плата делится между членами бригады в соответствии с отработанным табельным временем и квалификацией. Бригады комплексного подряда показывают высокую эффективность работы (организованность и взаимоконтроль).
Работа водителей на специализированном подвижном составе
В зависимости от вида перевозимых грузов специализированные автомобили и автопоезда подразделяются на фургоны .(в том числе универсального типа, изотермические и рефрижераторы), цистерны (для жидких и твердых порошковыл грузов), панелевозы и фермовозы, трубовозы, безбортовые платформы для тяжелых неделимые грузов и др. Для работы на специализированных автомобилях и автопоездах водители проходят на АТП инструктаж я обучение по обращению с установленным на подвижном составе специальным оборудованием, а также по безопасным приемам и методам работы.
Контейнерные и пакетные перевозки. Для автомобильных и смешанных (автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных и автомобильно-авиационных) перевозок грузов применяются контейнеры. В пунктах погрузки контейнеры заранее заполняют грузом и опломбировывают. Контейнерные перевозки обеспечивают сохранность грузов и сокращение времени простоя автомобилей в пунктах приема и сдачи грузов. По своему назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специальные. Универсальные контейнеры предназначаются для автомобильных и смешанных перевозок различных грузов. Размеры контейнеров и их вес стандартизованы: 0,625; 1,25; 2,5 (3,0); 5,0; 10; 20; 30 т брутто (общий вес контейнера с грузом). Специальные контейнеры предназначаются для перевозки только одного определенного ‘вида груза.
Для автомобильных перевозок мелких штучных грузов используют пакеты. Пакеты с заранее уложенными в них грузами укладывают в штабеля на поддоны и грузят в кузов автомобиля или выгружают при помощи погрузчика или крана. Применение поддонов позволяет использовать средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, что значительно сокращает простои автомобилей в пунктах приема и сдачи грузов.
Санкции за несвоевременную доставку грузов клиенту
На основании плана перевозок грузов АТП заключают с грузоотправителями или грузополучателями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. АТП и грузоотправитель (грузополучатель) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из годового договора, несут взаимную материальную ответственность в пределах, предусмотренных Уставом автомобильного транспорта РСФСР.
За несвоевременную подачу подвижного состава в пункт погрузки АТП уплачивает грузоотправителю (грузополучателю) штраф. Условия взыскания указанного штрафа и его размер предусматриваются в тарифах.
За просрочку в доставке груза при междугородных перевозках АТП уплачивают грузополучателям штраф в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажет, что просрочка произошла не по его вине. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке не может превышать 60% провозной платы.
Маршруты движения
Значительную роль в повышении производительности подвижного состава и снижении себестоимости перевозок имеет выбор маршрута, т. е. пути движения подвижного состава от начального до конечного пункта при выполнении перевозок.
Маршруты бывают маятниковые и кольцевые.
На маятниковом маршруте подвижной состав проходит погрузочно – разгрузочные пункты при движении по одной трассе в прямом и обратном направлениях. При работе по маятниковому маршруту подвижной состав в обратном направлении может совершать пробег без груза, а также пробег с полной или частичной нагрузкой.
На кольцевом маршруте подвижной состав проходит последовательно все погрузочно-раз-грузочные пункты при движении по замкнутому контуру.
Разновидностями кольцевого маршрута являются сборный, развозочный и сборно-развозочный маршруты.
На сборном маршруте подрижной состав, проходя последовательно погрузочные пункты, постепенно загружается и завозит груз в один пункт.
На развозочном маршруте загруженный подвижной состав развозит груз партиями последовательно по разгрузочным пунктам, постепенно разгружаясь.
Выбор оптимального варианта маршрута движения производится с помощью математических методов и электронно-вычислительных машин.
Режимы работы грузовых автомобилей
Графики выпуска на линию грузового подвижного состава составляют с учетом часов работы, а также пропускной способности пунктов приема и сдачи грузов.
В зависимости от объема планируемых для АТП перевозок работа автомобилей на линии может быть организована в одну, полторы, две и три смены. При односменной работе автомобиля за ним закрепляют одного водителя. Для работы в полторы, две или три смены за каждым автомобилем закрепляют несколько водителей.
Смена водителей в течение рабочего дня может быть в АТП или на линии. В случае смены на линии водитель передает автомобиль своему сменщику и при этом в путевом листе делает отметку, заверенную подписями обоих водителей о времени, месте передачи, техническом состоянии автомобиля и показании спидометра.
При смене водителей в АТП передачу автомобиля оформляют датс-петчер и дежурный механик.
График выхода (работы) родителей составляют в соответствии с принятым режимом работы автомобилей и действующим трудовым законодательством, определяющим режим работы водителей.
Технмко-эксплуатационные показатели работы подвижного состава
Для оценки степени использования подвижного состава и выполненной им транспортной работы применяют ряд определений, понятий и показателей: ездка, оборот, время нахождения автомобиля в наряде, общий, груженый и нулевой пробеги, пробег без груза, коэффициент использования пробега, коэффициент использования грузоподъемности, среднее расстояние перевозки, объем перевозок, транспортная работа, скорость доставки, техническая скорость, эксплуатационная скорость грузового автомобиля.
Ездка — законченный рабочий цикл грузового автомобиля, включающий операции погрузки и выгрузки груза и движение как с грузом (от места погрузки до места выгрузки), так и без груза (от начального пункта к пункту.первьй погрузки и от пункта выгрузйи к месту следующей погрузки).
Оборот — транспортный процесс, состоящий из одной или нескольких ездок, по совершении которых подвижной состав возвращается в тот же пункт, откуда было начато его движение.
Время нахождения автомобиля в наряде измеряется в часах и зависит от установленного планом объема перевозок, принятой сменности работы водителей, а также от размера потерь рабочего времени автомобилей по техническим неисправностям.
Общий пробег — это расстояние в километрах, пройденное автомобилем за определенный промежуток времени.
Груженый пробег — пробег автомобиля с грузом.
Нулевой пробег — пробег автомобиля без груза от АТП до начального- пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до АТП.
Пробег без груза — часть пробега между пунктами погрузки и разгрузки, совершаемый автомобилем без груза.
Коэффициент использования пробега — это отношение пробега с грузом ко всему пробегу автомобиля.
Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению веса фактически перевезенного груза за одну ездку к грузоподъемности автомобиля.
Среднее расстояние перевозки, выполненной на автомобиле за какой-либо период времени (средняя длина ездки с грузом), определяют делением совершенного за этот период пробега с грузом на количество ездок.
Объем перевозок выражается количеством перевезенного автомобилем груза в тоннах. Он зависит от грузоподъемности автомобиля, коэффициента его использования и количества совершенных ездок с грузом.
Транспортная работа грузового автомобиля равна произведению количества перевезенного груза на расстояние перевозки и выражается в тонно-километрах. Например, если на грузовом автомобиле перевезено за сутки.5 т груза на расстоянии 400 км, то транспортная работа равна 5X400 = 2000 ткм.
Скорость доставки (сообщения) — средняя скорость движения грузов или пассажиров от места отправления-до места назначения, учитывающая все простои и остановки, зависит от конструктивной скорости автомобиля и непрерывности движения.
Техническая скорость — это средняя скорость автомобиля за время движения.
Эксплуатационная скорость (коммерческая) — скорость автомобиля с учетом промежуточных и конечных остановок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Перевозки грузов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы