Для успешного выполнения программы экономического и социального развития страны в производство будут вовлечены огромные сырьевые, топливно-энергетические и другие ресурсы. В настоящее время нефть и газ являются главными, наиболее дешевыми энергоносителями, но их запасы резко сокращаются. Атомная энергетика, развивающаяся высокими темпами, не универсальна. Она не может обеспечить энергией, например, многие виды транспорта.
В качестве исходного сырья для получения моторных топлив и смазочных материалов можно использовать твердые полезные ископаемые. В среднем, наиболее достоверным оценкам, в мировых запасах искапаемых энергоресурсов уголь занимает 80—85%, нефть – около 10, природный газ — свыше 5 и торф — 1%. Таких образом, ресурсы нетрадиционных энергоисточников зна чительно превосходят ресурсы минеральных топлив.
Наиболее реальным сырьем для получения топлив и масел является уголь. Разведанные и извлекаемые запасы угля по теплоте сгорания превышают разведанные запасы нефти и газа (вместе взятые) в 2,8 раза. В настоящее время основную часть топлив, масел и других продуктов получают из нефти. Гидрогенизация углей, переработка их в искусственное жидкое топливо известна более 60 лет. Технологические процессы переработки углей, которые использовались в начале XX в., в настоящее время не пригодны. В отличие от нефти, в составе углей содержится много кислорода (до 20%), серы и азота, минеральных веществ (золы). Процесс переработки состоит в насыщении угля избытком водорода, удалении азота, серы, кислорода, золы, деструкции углеводородов до молекулярной массы компонентов традиционного топлива. Основная трудность при переработке твердых горючих ископаемых заключается в удалении золы. Получение искусственных жидких топлив из углей — это сложная, но разрешимая задача. Разработанные в нашей стране технологические схемы переработки углей позволяют получать до 85% жидких продуктов из сырья.
Качество бензинов, получаемых при гидрогенизации каменных углей, зависит от режима переработки, качества исходного сырья. Например, качество получаемого бензина следующее: плотность при 20 °C — 0,748-103 кг/м3, до 100 °C выкипает 38% бензина, температура конца кипения — 180 °C, октановое число по моторному методу — 69,5. Данный бензин требует повышения октанового числа.
Для решения энергетической и экологической проблемы необходимо, чтобы перспективные топлива имели достаточные сырьевые ресурсы, возможность массового производства, технологическую и энергетическую совместимость с транспортными силовыми установками, приемлемые токсические и экономические показатели, были безопасны и безвредны в эксплуатации. Потенциальные источники получения топлив для автомобилей делят на две группы. К первой группе относятся химические продукты, получаемые из традиционных горючих ископаемых, которые могут быть использованы в современных двигателях внутреннего сгорания без их значительной модификации. К ним относятся газы (нефтезаводов, коксовый, сланцевый, подземной газификации и др.), углеводородные газы (природные, сжиженные), водород, различные спирты, а также топливные смеси, например, смеси топлив со спиртами, водотопливные смеси, топливно-водородные смеси. Применение таких смесей позволяет значительно снизить токсичность отработавших газов и повысить экономичность автомобилей. Ко второй группе относятся энергоносители, представляющие собой искусственные средства мобильного-аккумулирования энергии. В качестве сырья используются нетрадиционные ресурсы: ядерное топливо, солнечная энергия, энергия атмосферы и гидросферы и» др.
Ближайшими заменителями топлив для двигателей внутреннего сгорания следует, вероятно-, считать низкомолекулярные спирты — метанол и этанол, в перспективе — водород. Эти топлива являются наиболее реальными. Их можно использовать в качестве добавок к топливам и как самостоятельное топливо. Запасы спиртов восполнимы, что имеет немаловажное значение. Метанол можно получать из угля, природного газа, известняка, бытовых отбросов, отходов лесного хозяйства и другого сырья. Высокое значение теплоты испарения метанола способствует улучшению наполнения двигателя. При работе на-метаноле к. п. д. двигателя выше по сравнению с бензиновые двигателем благодаря меньшему теплоотводу в цилиндрах, более низкой температуре отработавших газов.
Применение в чистом виде таких топлив, как аммиак, вторичные и третичные спирты, эфиры и т. п., вероятно, не найдут применения по ряду причин. Но они используются в качестве добавок к бензинам, что ведет к значительной экономии бензинов. На практике чаще всего применяются третичный и вторичный бутиловый спирт (ВБС). метилтретичнобутиловый эфир (МТБЭ) и их смеси. Эти соединения обладают высокой теплотой сгорания, значительным октановым числом, высокой водоустойчивостью, т. е. практически отсутствует проблема расслоения бензоспиртовой смеси, присущая смесям с этанолом, бутанолом и метанолом. Добавка метилтретичнобутилового эфира и вторичного бутанола к базовым бензинам позволяет
Продолжаются работы по изысканию возможности и пользования в качестве топлива или добавок к топливе высокоэнергетических смесей, таких как топливно-металлические суспензии алюминия и бора, элементоорганичские смеси, в частности, соединения водорода с бором пентаборан и декаборан. Для их использования необходимо решить ряд трудностей и проблем.
Использование водорода в качестве топлива требует решения ряда серьезных задач. Прежде всего, размещение запаса водорода на автомобиле. Существует несколько возможных вариантов хранения водорода на автомобиле. Например, в баллонах при давлении 15—40 МПа. Баллон занимают большой объем и имеют большую массу. Для пробега автомобиля ГАЗ-24 в т чение рабочего дня необходимо примерно 4 кг водород Таким образом, общая масса составит около 640 кг. Kpoме того, баллоны о водородом взрывоопасны при авариях.
Водород можно хранить в криогенных резервуарах с специальной изоляцией. Он находится в сжиженном состоянии при температуре —252,4 °C и давлении, близком к атмосферному. Сжижение водорода потребует больших затрат.
Водород обладает способностью проникать через толщу металла. С повышением температуры и давления диффузия водород в металлы возрастает; жидкий водород может вызвать разложение некоторых металлов, особенно при низких температурах. Водородно-воздушная смесь имеет большую область воспламенения (4—75% по объему) и взрываемости (18,3—74% по объему). Температура воспламенения водорода составляет 590 °C. В табл. 36 приведены показатели качества водорода в сравнении с такими же показателями качества бензина. При работе двигателя на водородном топливе имеются некоторые особенности в его рабочем процессе. Водород сильно отличается по физикохимическим и моторным качествам от традиционных топлив Он воспламеняется с воздухом в широком диапазоне, даже если коэффициент избытка воздуха равен 10. Поэтому водород обеспечивает устойчивую работу двигателя на всех скоростных режимах при составе смеси от а = 0,2 до ^ == 5. Водородные двигатели имеют высокие значения эффективного коэффициента полезного действия. Но эффективная мощность его ниже по сравнению с бензиновым двигателем Объясняется это более низкой плотностью водорода уменьшением наполнения двигателя топливом. Перевод бензинового двигателя на водород ведет к снижению его мощности на 20—25%.
Водородовоздушные смеси, как указывалось выше, Имеют высокие скорости сгорания; сгорание происходит практически при постоянном объеме (в стехиометрической области), что ведет к резкому повышению давления. Это приводит иногда к обратным проскокам пламени во впуск ной трубопровод, преждевременному воспламенению топливных смесей. Эти недостатки могут быть устранены благодаря совершенствованию топливоподающей системы двигателя. Для повышения мощности водородного двигателя обеспечения его устойчивой работы в области а < 1 необходимо снизить температуру рабочего цикла. Это можно осуществить увеличением рабочего объема цилиндров охлаждением впускных клапанов, использованием «холодной» свечи зажигания, управляемой подачей (впрыска^ водорода непосредственно в камеру сгорания. Токсичность отработавших газов водородных двигателей значительна ниже по сравнению с отработавшими газами бензиновых двигателей, за исключением содержания оксидов азота. Содержание оксидов азота в отработавших газах водородных двигателей можно снизить добавкой воды к водород ному топливу.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Перспективные виды топлива"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы