При техническом обслуживании шариковых и роликовых подшипников проверяется состояние рабочих поверхностей внутреннего и внешнего колец, тел качения (шариков, роликов, игл), сепараторов; замеряется суммарная величина износа, характеризующаяся радиальным и осевым зазорами; контролируется наличие смазочного материала и температурный режим. Для нормальной работы подшипников важное значение имеет качество посадки, обеспечивающее необходимую величину радиального зазора, исключающее защемление шариков или роликов и обеспечивающее свободное вращение тел качения. Одновременно с этим правильная посадка должна гарантировать неподвижность и надежность в эксплуатации соединения.
Нарушения нормальной эксплуатации подшипниковых узлов, как правило, возникают в результате постепенного усталостного разрушения поверхностей качения и ослабления посадочных мест. Усталостные явления в подшипниках прогрессируют после многократного приложения значительных радиальных и осевых нагрузок и возникновения остаточных деформаций, а также развития микроскопических трещин. С течением времени микротрещины увеличиваются, поверхностный термообработанный слой металла постепенно разрушается, образуются задиры, приводящие к выходу подшипника из строя.
Рис. 16. Схема для определения стрелы провисания цепи
По мере изнашивания в радиальных подшипниках зазоры не регулируют. После достижения предельно допустимой величины 52зазора подшипники заменяют. В радиально упорных подшипника* зазор можно регулировать. Для этого часть прокладок из-под крышки подшипника удаляется и при последующей установке крепежных болтов обеспечивается смещение наружного кольца относительно внутреннего на заданную величину.
На долговечность подшипников большое влияние оказывает правильный выбор смазочных материалов в соответствии с режимами эксплуатации (нагрузки, частоты вращения валов, температурные условия и пр.). Для смазки подшипников качения требуется небольшое количество смазочных материалов. При средних условиях работы подшипника рекомендуется заполнять его консистентной смазкой на 1/2—73 свободного объема. По мере ухудшения смазывающих свойств материала, непосредственна соприкасающегося с вращаемыми деталями подшипника, производится его добавление через пресс-масленки или путем закладки определенной порции в рабочую зону. Для подачи жидкой смазки к подшипникам качения наиболее часто используются масляные ванны и разбрызгивание.
Масляные ванны применяются в узлах с горизонтальным расположением валов, когда подшипники установлены в корпусе, изолированном от общей системы смазки. Масло заливается непосредственно в корпус редуктора или другого узла с подшипниками до уровня, соответствующего центру шарика или ролика в нижнем положении. Если частота вращения вала превышает 3000 об/мин, то необходимо уменьшить количество заливаемого масла.
Смазка разбрызгиванием получила распространение в тех случаях, когда подшипник качения сопряжен с системой зубчатых передач и не изолирован от общей системы смазки. При работе- передач масло уносится зубчатыми колесами с поверхности и разбрызгивается в редукторе. Разбрызгиваемое масло создает вокруг подшипника так называемый «масляный туман». Этот способ- смазки обладает тем недостатком, что в подшипник могут попадать мелкие продукты износа тех деталей, которые смазываются одновременно с подшипником.
Температура нагрева правильно установленных и обслуживаемых подшипников не должна превышать 60—70 °С.В погрузочно-разгрузочных машинах сравнительно редко используются подшипники скольжения, которые по конструктивному исполнению могут быть разъемными и неразъемными. Уход, за такими подшипниками заключается в периодическом осмотре с целью проверки зазоров и правильности подачи смазочного материала. Неразъемные подшипники имеют нерегулируемый радиальный зазор и при достижении предельной величины износа подлежат замене. В разъемных подшипниках зазор по мере износа регулируется за счет уменьшения числа прокладок и сближения вкладышей. После удаленйя всех прокладок изношенные вкладыши заменяют. Обычно нормальный зазор в подшипниках скольжения составляет от 0,02 до 0,8 мм в зависимости от диаметра вала. Подшипники скольжения смазываются через специальные отверстия во вкладыше.
Смазочное масло подается под давлением на поверхность вала и при наличии на вкладыше продольных канавок распределяется по всей площади цапфы. Температура натр ва подшипников скольжения не должна превышать 30—50 °С.
Нормальная работа подшипниковых узлов, как правило, нарушается в результате постепенного усталостного разрушения поверхностей качения и ослабления посадочных мест. Усталостные явления в подшипниках прогрессируют после многократного приложения значительных радиальных и осевых нагрузок и возникновения остаточных деформаций, а также развития микроскопических трещин. С течением времени микротрещины увеличиваются, поверхностный термообработанный слой металла постепенно разрушается, образуются задиры, приводящие к выходу подшипника из строя.
На рабочих поверхностях отремонтированных подшипников не должно быть темных пятен или раковин, а также забоин, вмятин, глубоких рисок или царапин. К эксплуатации допускаются подшипники, на монтажных поверхностях которых имеются выработки до 60 % поверхности на одном торце кольца, не нарушающие установленных требований относительно непараллельности торцов и ширины кольца. На монтажных поверхностях могут быть следы зачистки мелких забоин и коррозии, единичные грубые шлифовальные риски, мелкие токарные риски и темные пятна размером не более 10 % площади шлифовальной поверхности.
При определении радиального зазора измеряют перемещение наружного кольца подшипника относительно внутреннего из одного крайнего положения в другое в радиальном направлении, а при определении осевого зазора кольцо перемещают в осевом направлении также из одного крайнего положения в другое. Размеры радиального и осевого зазоров характеризуют биение подшипников, которое нормируется по максимальному значению в зависимости от класса точности и номинального диаметра внутреннего отверстия.
В соответствии с конструкцией по мере изнашивания зазоры в радиальных подшипниках не регулируются. После достижения предельно допустимого зазора подшипники подлежат замене. В радиально упорных подшипниках зазор можно регулировать. Для этого удаляется часть прокладок из-под крышки подшипника и при последующей установке крепежных болтов обеспечивается смещение наружного кольца относительно внутреннего на заданное значение.
Большое влияние на долговечность подшипников оказывает правильный выбор смазочных материалов в соответствии с режимами эксплуатации (нагрузки, число оборотов валов, температурные условия и др.). Смазывают подшипниковые узлы жидкими и пластичными смазочными материалами. При равных условиях предпочтительнее применять жидкие материалы для смазывания подшипниковых узлов, так как они по сравнению с пластичными материалами более стабильны —не теряют своих свойств при повышенных температурах, менее склонны к загущению, обладают меньшим внутренним трением. Однако при высоких температурах затрудняется удержание жидких смазочных материалов в узлах трения.
Для обеспечения нормальной работы подшипников качения требуется небольшое количество смазочных материалов. При средних условиях работы подшипника требуется заполнять его пластичной смазкой на 1/2—1/3 свободного объема. По мере ухудшения смазывающих свойств материала, непосредственно соприкасающегося с вращаемыми деталями подшипника, производится его добавление через пресс-масленки или путем закладки определенной порции в рабочую зону. Для подачи жидких смазочных материалов к подшипникам наиболее часто используются масляные ванны и разбрызгивание.
Масляные ванны применяют в узлах с горизонтальным расположением валов, когда подшипники установлены в корпусе, изолированном от общей системы смазки. Масло заливают непосредственно в корпус редуктора или другого узла с подшипниками до уровня, соответствующего центру шарика или ролика в нижнем положении. Если скорость вращения вала превышает 3000 мин-1, то необходимо несколько уменьшить количество заливаемого масла. При частоте вращения 10 000 в минуту и выше смазка подшипников посредством масляной ванны не используется из-за высоких энергетических потерь.
Смазка разбрызгиванием получила распространение в тех случаях, когда подшипник качения сопряжен с системой зубчатых передач и не изолирован от общей системы смазки. При работе передач масло уносится зубчатыми колесами с поверхности и разбрызгивается в редукторе. Разбрызгиваемое масло создает вокруг подшипника так называемый «масляный туман». Этот способ смазки обладает тем недостатком, что в подшипник могут попадать мелкие продукты износа тех деталей, которые смазываются одновременно с подшипником.
Техническое обслуживание подшипников качения при их смазывании с помощью масляных ванн и разбрызгивании заключается в проверке уровня смазочного материала и его доливке по мере необходимости. После потери смазочным материалом служебных свойств или его загрязнения он подлежит замене с удалением продуктов износа со дна ванны.
Температура нагрева правильно установленных и обслуживаемых подшипников не должна подниматься выше 60—70 °С. Ухудшение температурного режима подшипникового узла связано с повышением интенсивности изнашивания его деталей и, как правило, возникает в результате установки колец с большим натягом или ограниченного поступления смазочного материала.
В погрузочно-разгрузочных машинах сравнительно редко используются подшипники скольжения, которые по конструктивному исполнению могут быть разъемными или неразъемными. При обслуживании таких подшипников основное внимание уделяется периодическому осмотру с целью проверки зазоров и правильности подачи смазочного материала. Неразъемные подшипники имеют нерегулируемый радиальный зазор и при достижении предельного износа подлежат замене. Проверяют износ с помощью щупа или индикатора. В последнем случае определяют расстояние смещения шейки вала в радиальном направлении под действием определенного усилия. В разъемных подшипниках зазор по мере износа регулируют за счет уменьшения числа прокладок и сближения вкладышей. После удаления всех прокладок изношенные вкладыши заменяют. Обычно нормальный зазор в подшипниках скольжения составляет 0,02—0,8 мм в зависимости от диаметра вала. Подшипники скольжения смазывают через специальные отверстия во вкладыше. Смазочное масло подается под давлением на поверхность вала и при наличии на вкладыше продольных канавок распределяется по всей площади цапфы. Температура нагрева таких подшипников не должна превышать 30—50 °С.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Подшипники погрузочных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы