Подшипники скольжения применяются в качестве опор вращающихся деталей, работающих в условиях относительного скольжения поверхности цапфы и втулки (вкладыша), разделенных слоем смазки. Форма рабочей поверхности подшипника скольжения должна быть такой же, как и форма цапфы вала (цилиндрической, плоской и др.). Нормальная работа подшипников достигается заданным режимом нагружения и введением между трущимися поверхностями слоя смазки достаточной толщины. Смазка не только уменьшает трение, но и амортизирует динамические толчки, способствует отводу продуктов износа и увеличивает теплоотдачу. Перегрев подшипника приводит к преждевременному выходу его из строя. Для того чтобы между трущимися поверхностями мог длительно существовать масляный слой, в нем должно быть избыточное давление. Это давление может быть гидродинамическим, создаваемым при вращении цапфы, или гидростатическим, создаваемым насосом. Сущность гидродинамической теории смазки заключается в следующем. В состоянии покоя монтажные зазоры между трущимися поверхностями заполнены смазкой (рис. 22,а). При вращении вал увлекает за собой смазочную жидкость. В точке А русло суживается и образует раструб, в который нагнетается жидкость. Вследствие накопления жидкости в клинообразном раструбе возникают гидродинамические усилия, которые поднимают вал и уравновешивают нагрузку, действующую на него (рис. 22,6). В тот момент, когда поверхности вала и вкладыша разделены слоем смазки, работа происходит при жидкостном трении. Неровности поверхности вала и вкладыша не касаются друг друга. Увеличение нагрузки или уменьшение скорости скольжения приводит к контактированию неровностей и образованию полужидкостного трения.
Рис. 22. Образование жидкостного трения в подшипнике скольжения
а — состояние покоя; б — уравновешенное состояние под нагрузкой; 1 — клиновой зазор (русло); 2 — масло; 3 — эпюра давлений
При жидкостном трении износа практически не наблюдается. Величина коэффициента жидкостного трения находится в пределах 0,001—0,005. При полужидкостном трении величина КПД находится в пределах 0,008—0,1, наблюдается износ трущихся пар, который увеличивается при пуске и остановке вала. В начале пуска и в конце остановки вала полужидкостное трение переходит в сухое и наблюдается максимальный износ. Для работы подшипника самым благоприятным режимом является режим жидкостного трения.
По конструктивному исполнению подшипники скольжения подразделяют на неразъемные или глухие, разъемные жесткие и разъемные самоустанавливающиеся.
Неразъемные подшипники (рис. 23) применяют для валов и осей, вращающихся с малым числом оборотов или для быстровр-ащающихся валов при небольших нагрузках (лебедки с ручным приводом, валы смесительных винтов растворосмесителей и др.). Нагрузка со стороны вала передается на втулку и далее на корпус подшипника, который болтами, устанавливаемыми в отверстия, крепится к станине или раме. Втулку изготовляют из чугуна или бронзы и запрессовывают в отверстие. Для уменьшения трения внутреннюю поверхность втулки заливают тонким слоем (1,5—3 мм) антифрикционного сплава (баббита и др.), на поверхность которого через отверстие подается смазка.
Рис. 23. Неразъемные подшипники скольжения
Рис. 24. Подшипник скольжения с разъемным корпусом и вкладышем
а — с креплением к горизонтальной поверхности; б — с креплением к вертикальной поверхности (розетный)
Рис. 25. Самоустанавливающиеся подшипники
а — на шарнирных вкладышах; б— на самоустанавливающихся вкладышах; 1 — корпус подшипника; 2— крышка подшипника; 3 — верхний вкладыш; 4— смазочные кольца; 5—слой баббита; 6 — нижний вкладыш
Разъемные подшипники (рис. 24) не имеют этих недостатков. На них можно легко укладывать вал и ремонтировать (при износе) путем повторных .расточек вкладышей в местах прилегания друг к другу, для чего между корпусом и крышкой имеется зазор. При действии поперечной силы вал испытывает большую деформацию изгиба, при этом концы его поворачиваются на некоторый угол. Перекос вызывает быстрый износ вкладыша у его торцов. Для устранения вредного влияния перекоса осей и валов их помещают на шарнирных (рис. 25,а) или самоустанавливающихся вкладышах (рис. 25,6), которые имеют шаровые опоры и могут занимать положение в своих гнездах соответственно прогибу осей и валов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Подшипники скольжения путевых машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы