Погрузчики одноковшовые универсальные по типу движителя подразделяют на две группы: пневмоколесные и гусеничные.
Пневмоколесные погрузчики изготовляют фронтальные с жесткой рамой и с шарнирно-сочлененной рамой и полуповоротного типа.
Гусеничные погрузчики изготовляют: с разгрузкой ковша вперед (фронтальные) и с разгрузкой ковша назад.
Погрузчики одноковшовые следует использовать на погрузочно-разгрузочных работах с различными видами грузов (сыпучими, кусковыми, штучными и др.), для перемещения грузов на небольшие расстояния, на земляных работах для разработки грунта и обратной засыпки котлованов и траншей, вспомогательных работах.
С помощью погрузчиков можно производить черпание, перемещение и погрузку сыпучих и кусковых материалов (песка, щебня, гравия, камня, легких заполнителей), грунта и других материалов в транспортные средства или в отвал.
Погрузчики мощностью свыше 100 л. с. могут быть использованы для послойной разработки грунта в плотном теле I—III групп, а также IV группы с предварительным рыхлением.
Для использования на погрузочных работах погрузчики оснащают сменными рабочими органами (ковшами различного типа и емкости, вилочными подхватами, челюстными захватами, крановыми безблочными стрелами, оборудованием с увеличенной высотой разгрузки), а также рыхлителями, навешиваемыми с задней стороны базового трактора (тягача).
Пневмоколесные погрузчики обладают по сравнению с гусеничными более высокой мобильностью и маневренностью и могут работать в стесненных условиях (на небольших строительных площадках, грузовых дворах, складах и др.), а также на объектах (пунктах грузопере-работки) с рассредоточенными объемами работ.
В соответствии с ГОСТ 12568—67 «Погрузчики одноковшовые строительные. Типы, основные параметры и размеры» промышленностью предусмотрен выпуск следующих типоразмеров: на пневмоколесном ходу (ПК) пять типоразмеров грузоподъемностью 2, 3, 4, 6 и 10 т, на гусеничном ходу (ПГ) четыре типоразмера грузоподъемностью 2,3, 4 и 6 т.
Погрузчики одноковшовые фронтальные пневмоколесные. Промышленностью изготавливаются пневмоколесные погрузчики грузоподъемностью 1,8 т ТО-6 (Д-561Б), 3 т (ТО-18) и 4 т ТО-11 (Д-660) (см. табл. 23).
Разрабатываются конструкции пневмоколесных погрузчиков грузоподъемностью б, 10, 15 и 25 т.
Погрузчик ТО-6 (Д-561Б) (рис. 4) смонтирован на базе самоходного пневмоколесного шасси с жесткой рамой. Навесное оборудование состоит из рамы, стрелы, шарнирно-закрепленной на портале, шарнирно-рычаж-ной системы и гидропривода (двух гидроцилиндров двухстороннего действия для подъема и опускания стрелы и двух для поворота рабочего органа).
Основным рабочим органом является опрокидной погрузочный ковш нормальной емкости.
Для привода погрузчиков использован дизельный двигатель СМД-14.
Трансмиссия базового шасси гидродинамическая; она включает гидромеханическую коробку перемены передач, карданные передачи, редукторы отбора мощности, переднего и заднего мостов (рис. 5).
Гидромеханическая трансмиссия в процессе черпания материала или резания грунта дает возможность автоматически регулировать рабочие скорости погрузчика. Погрузчик снабжен гидравлическим рулевым управлением и пневматическими тормозами.
Ходовая часть погрузчика представляет собой жесткую сварную раму с двумя ведущими мостами, подвешенными к раме жестко, без упругих элементов.
Гидросистема включает гидронасосы НШ-46, гидрораспределитель ГРУ-25, бак для рабочей жидкости, фильтры, клапаны, трубопроводы и шланги высокого давления (рис. 6). Погрузчик имеет одноместную закрытую цельнометаллическую кабину.
Погрузчик ТО-17 (рис. 7) смонтирован на специальном унифицированном пневмоколесном шасси с шар-нирно-сочлененной рамой. Наличие шарнирно-сочленен-ной рамы на погрузчике обеспечивает ему преимущества по сравнению с погрузчиками ТО-6 (Д-561А и Д-561Б) с жесткой рамой, в том числе: – одинаковую конструкцию переднего и заднего ведущих неуправляемых мостов; – повышение маневренности и уменьшение радиуса поворота.
Маневрирование машины осуществляется путем смещения полурам под углом одна к другой и обкатыванием ведущих неповоротных колес с различной угловой скоростью. Благодаря наличию шарнирно-сочлененной рамы (угол поворота полурам составляет 35°) рабочий цикл погрузчика составляет 33—40 с улучшается также управляемость погрузчика, особенно на максимальной транспортной скорости.
Рис. 4. Погрузчик пневмоколесный ТО-6 (Д-561Б) с жесткой рамой
1 — ковш опрокидной; 2 — стрела; 3 — рычаги поворота; 4 — гидроцилиндры поворота ковша.; 5 — гидроцилиндры подъема стрелы; 6 — портал; 7 — тяги поворота
Рис. 5. Кинематическая схема трансмиссии пневмоколесного погрузчика ТО-6
1 —двигатель; 2 – раздаточный редуктор; 3 – гидротрансформатор; 4— гидромеханическая коробка перемены передач; 5 – передний ведущий мост; щиймост редукторы; 7 _ раздаточная коробка; 9 -задний
Рис. 6. Схема гидропривода погрузчика ТО-6 (Д-561Б)
1 — гидронасосы; 2 — гидрораспределитель; 3 — гидроцилиндры поворота ковша; 4 — гидроцилиндры подъема и опускания стрелы; 5— гидроцилиндры гмыкания и размыкания двухчелюстного ковша; 6 — предохранительные клапаны; 7 — бак для рабочей жидкости
Рис. 7. Погрузчик пневмоколесный ТО-17 с шарнирно-сочлененной рамой
1— ковш опрокидной; 2 —коромысло рычагов поворота ковша; о стрела; 4 — портал передней полурамы; 5 — шарниры соединения передней и задней полурам; 6 — задняя полурама с кабиной и двигателем
Силовая установка погрузчика — шестицилиндровый дизельный двигатель АМ-41 мощностью 90 л. с.
Рис. 8. Схема гидропривода рабочего оборудования погрузчика ТО-17
1 — гидронасос шестеренчатый; б — гидроцилиндры поворота ковша; 3 — гидроцилиндры подъема стрелы; 4 — гидрораспределитель; 5 — секция поворота ковша гидрораспределителя; 6 — гидровыключатель; 7 — фильтр встроенный; 8 — бак для рабочей жидкости
Погрузчик имеет одноместную кабину, которая снабжена регулируемым сиденьем с гидравлическим амортизатором, оборудована вентилятором, пылеотделите-лем и двумя стеклоочистителями.
Погрузчик ТО-18 (рис. 9) смонтирован на специальном пневмоколесном шасси с шарнирно-сочлененной рамой. Угол поворота полурам (относительный) ±35°. Подвеска переднего моста жесткая, заднего — балансирная.
Силовая установка погрузчика — шестицилиядровый дизельный двигатель А-01МД.
Рис. 9. Погрузчик пневмоколесный ТО-18 с шарнирно-сочлененной рамой
Рис. 10. Кинематическая схема трансмиссии погрузчика ТО-18
1 — ступичные редукторы: 2 — задний ведущий мост; 3 — двигатель; 4 — раздаточный редуктор; о — гидротрансформатор; 6 — коробка перемены передач; 7 —передний ведущий мост; 8 — раздаточная коробка
Редуктор отбора мощности механический, четырех-вальный с отключением; гидротрансформатор — одноступенчатый; коробка перемены передач двухдиапазонная с переключением передач и реверса фрикционными муфтами (рис. 10).
Мощность на унифицированные ведущие мосты со ступичными планетарными редукторами передается через карданные передачи.
Рулевой механизм — гидравлический с приводом от гидронасоса НШ-46П и от аварийного аксиально-плун-жерного гидронасоса.
Тормоза на все колеса колодочные с пневматическим управлением и автоматическим отключением трансмиссии при нажатии на левую педаль. Ручной тормоз на трансмиссию колодочный с механическим приводом.
Рабочее оборудование рычажно-шарнирное с гидравлическим приводом рабочего органа, гидрораопредели-тель— трехсекционный золотниковый Р26-160 (рис. 11).
Основным рабочим органом погрузчика является опрокидной погрузочный ковш.
В качестве сменных рабочих органов могут использоваться: ковши различных типов и емкостей, вилочный подхват, челюстной захват, крановая безблочная стрела.
Рис. 11. Схема гидропривода рабочего оборудования погрузчика ТО-18 /-бак для рабочей жидкости; 2 — фильтр магистральный; 3 – гидровыключатель- 4 — слив из системы рулевого управления; 5 — маслопровод к насосу рулевого управления; б — гидрораспределитель; 7 — насос аксиально-порш-невой- 8 — гидроцилиндры поворота ковша; 9 — манометр; «/ — гидроцилиндры подъема стрелы; 11 — маслопровод к цилиндрам сменного оборудования
Кабина двухместная цельнометаллическая оборудована системой отопления и вентиляции, регулируемым сиденьем с амортизаторами, стеклоочистителями.
Погрузчик ТО-11 (Д-660) (рис. 12) смонтирован на баее промышленной модификации пневмоколесного трактора с шарнирно-сочлененной рамой К-702. Трансмиссия базового трактора гидромеханическая обеспечивает автоматическое изменение тягового усилия в зависимости от нагрузки на рабочем органе.
Рис. 12. Погрузчик пневмоколесный ТО-11 (Д-660) с шарнирно-сочлененной рамой
1 — ковш опрокидной погрузочный; 2 — рычаги шарнирно-рычажной системы; 3 — стрела; 4 — гидроцилиндры поворота (запрокидывания и опрокидывания ковша); 5 — портал; 6 — базовый трактор К-702
Шарнир но-сочлененная рама базового трактора обеспечивает высокую маневренность и постоянное сцепление колес с грунтом.
Навесное погрузочное оборудование состоит из портала, стрелы, коромысла шарнирно-рычажной системы, гидроцилиндров и рабочего органа.
Портал — сварная листовая конструкция с осями для шарнирного крепления стрелы и гидроцилиндра поворота ковша — жестко прикреплен болта-ми к грузовой полураме.
Стрела — сварная листовая конструкция, состоящая из двух лонжеронов коробчатого сечения. Подъем и опускание стрелы производится двумя гидроцилиндрами двойного действия.
Шарнирно-рычажный механизм состоит из рычагов и тяг, выполненных из толстолистовой стали.
Рис. 13. Схема гидропривода рабочего оборудования погрузчика ТО-11 (Д-660)
1 — дроссель; 2 — гидроцилиндры подъема (опускания) стрелы; 3 — гидроцилиндры поворота ковша; 4 — гидроцилиндры смыкания челюстей двух-челюстного ковша; 5 — гидрораспределитель; 6 — гидронасосы; 7 —бак для рабочей жидкости; в — фильтр
Гидросистема привода рабочего оборудования (рис. 13) включает два гидр о цилиндр а подъема стрелы двухстороннего действия, два гидроцилиндра поворота рабочего органа двойного действия, гидронасоса НШ-98 с независимым приводом, клапанно-золотникового гидро-раопределителя, бака для рабочей жидкости, системы трубопроводов (маслопроводов и гибких шлангов высокого давления).
Управление погрузочным оборудованием сосредоточено в двухместной кабине, оборудованной системой отопления, вентиляции и стеклоочистителями.
Рис. 14. Погрузчик полуповоротный ТО-3 (Д-451А), оборудованные двухчелюстным грейфером
1 — пневмоколесное шасси; 2 и 7 — гидроцилиндры; 3— рычная система; 4— стрела; 5 — гусек; б — грейфер; 8 — поворотное устройство
Рис. 15. Кинематическая схема трансмиссии погрузчика ТО-3 (Д-451А)
1 — коробка перемены передач; 2 —карданные передачи; 3 — раздаточная коробка; 4 и 5 — ведущие мосты; 6 — двигатель; 7 — муфта сцепления-8 — реверс
Рис. 16. Схема гидропривода погрузчика ТО-3 (Д-451А)
1 и 5 — гидроцилиндр поворота платформы; 2 — гидроцилиндры смыкания и размыкания челюстей грейфера; 3 — гидроцилиндр поворота гуська; 4 — гидроцилиндры подъема и опускания стрелы; 6 — гидрораспределитель; 7— маслопроводы; 8 — фильтр; 9 — гидронасос; 10 — бак для рабочей жидкости
Погрузчики пневмоколесные полуповоротные. Погрузчики пневмоколесные полуповоротного типа являются универсальными погрузочными машинами и предназначены для выполнения небольших объемов работ, в том числе в стесненных условиях. Погрузчик ТО-3А (Д-451А) (рис. 14) смонтирован на пневмоколес-ном шасси с ведущими колесами с двигателем мощностью 55 л. с. Трансмиссия погрузчика механическая. Двигатель соединен с трансмиссией муфтой сцепления фрикционного типа.
Коробка перемены передач (рис. 15) четырехступенчатая от автомобиля ГАЗ-51. Раздаточная коробка имеет механизм отключения заднего моста. Передний мост использован от автомобиля ЗИЛ-164, а задний от автомобиля ЗИЛ-151, пневматические тормоза на все колеса.
Привод рабочих органов погрузчика гидравлический (рис. 16).
В связи с невысокими тягово-сцепными качествами погрузчик рекомендуется использовать с двухчелюстным грейфером вместимостью 0,4 м8, не требующим значительных напорных усилий при черпании материалов.
В строительные организации поставляют полуповоротные погрузчики моделей ХОН-053 и УН-050, которые изготавливают предприятия Чехословакии.
Погрузчики фронтальные гусеничные. Погрузчики монтируют на модернизированных тракторах общего назначения или на тракторах промышленных специальных модификаций.
По сравнению с лневмоколесными погрузчиками гусеничные погрузчики, как правило, имеют лучшие тяго-во-сцепные качества, меньшее удельное давление на грунт. Это повышает их проходимость и увеличивает удельные напорные усилия на режущей кромке ковша.
Погрузчик ТО-2 (Д-443А) (рис. 17) грузоподъемностью 1,5 т смонтирован на гусеничном тракторе ДТ-55А. В навесное оборудование погрузчика входит рама (портал), шарнирно-закрепленная на ней стрела, шарнирно-рычажная система, гидросистема и рабочий орган. Основным рабочим органом служит опрокидной ковш. В комплект дополнительных сменных рабочих органов входят универсальный двухчелюстной ковш, крановая безблочная стрела и рыхлитель, навешиваемый с задней стороны трактора.
Рис. 17. Погрузчик гусеничный ТО-2 (Д-443А)
1 — ковш; 2 — коромысло шарнирно-рычажной системы; 3 — стрела; 4 — гидроцилиндр поворота ковша; 5 — портал; 6 — ковш; 7 — рыхлитель
Гидросистема погрузчика (рис. 18) состоит из емкостей для масла (баки), гидродилиндров подъема (опускания) стрелы и поворота рабочего органа, маслопроводов и шлангов высокого давления, шестеренчатого насоса НШ-60В и гидрор ашр еделителя.
Погрузчик ТО-7 (Д-574) смонтирован на базе гусеничного трактора ДТ-75БСГ класса 3 т (рис. 19). Навесное оборудование погрузчика состоит из портала, стрелы, шарнирно-рычажной системы, гидропривода и рабочих органов.
В гидросистеме погрузчика установлен клапан для ограничения уровня давления в гидроцилиндрах при закрытом золотнике распределителя; стандартный ковш снабжен режущей кромкой из стали 65Г; кабина базового трактора выполнена двухместной, оборудована системами отопления и вентиляции. Все это повышает эксплуатационные качества погрузчика.
Погрузчик ТО-10 (Д-653) (рис. 20) грузоподъемностью 4 т смонтирован на базе гусеничного трактора промышленной модификации Т-130ПГ класса 6 т мощностью 140 л. с.
Рис. 18. Схема гидропривода погрузчика ТО-2 (Д-443А)
1 —основной и дополнительный баки для рабочей жидкости; 2 — гидронасос; 3 — фильтр; 4 — гидрораспределитель; 5 — гидроцилиндр привода рыхлителя; 6 — запорные пробки; 7 — гидроцилиндры смыкания челюстей двухчелю-стного ковша; 8 —дроссели; 9 — гидроцилиндры поворота ковша; 10 — предохранительные клапаны; 11 — гидроцилиндры подъема стрелы
Погрузочное оборудование состоит из портала, стрелы, шарнирно-рылажной системы, гидропривода и сменных рабочих органов.
Гидропривод (рис. 21) включает два шестеренчатых гидронасоса, гидрораспределитель, два гидроцилиндра для подъема и опускания стрелы, бак для рабочей жидкости, предохранительные клапаны, гидрозамки, быстро-съемные запорные устройства и систему трубопроводов.
Разработана также конструкция погрузчика ТО-10А (Д-653) на тракторе Т-130 общего назначения. Погрузчик прошел испытания и подготовлен к серийному производству.
Рис. 19. Погрузчик гусеничный ТО-7 (Д-574)
1 — ковш опрокидной,; 2 — стрела; 3— коромысло шарнирно-оычажной системы; 4 — ограждение двигателя; 5 — гидродилиндр поворота ковша; 6 — портал; 7 — кабина базового трактора; 8 — шланги высокого давления; 9 — гидродилиндр подъема стрелы
Погрузчик ТО-5 (Д-543) (рис. 22) грузоподъемностью 5 т смонтирован на базе трактора Д-804ПГ специальной модификации мощностью 180 л. е., имеет портал, опорную раму, стрелу, шарнирно-рычажную систему, сменные рабочие органы и гидроцилиндры привода рабочего органа. Трансмиссия базового трактора механическая (рис. 23).
Основным рабочим органом служит двухчелюстной ковш универсального назначения.
Шарнирно-рычажная система обеспечивает постоянный угол наклона рабочего органа в процессе подъема и опускания -стрелы. Для гашения гидравлических ударов и резких изменений давления в гидроприводе имеется пружинный гидроамортизатор. Управление сменными рабочими органами осуществляется при помощи гидропривода из кабины машиниста (рис. 24).
В состав сменного рабочего оборудования входят основной опрокидной ковш, ковш увеличенной вместимости, челюстной захват, крановая безблочная стрела.
Рис. 20. Погрузчик гусеничный ТО-ША (Д-653)
Рис. 21. Схема гидропривода погрузчика ТО-Ю (Д-653)
1 — бак для рабочей жидкости; 2— шестереночные насосы; 3 — гидрораспрз-делитель; 4 — бесшланговое поворотное соединение; 5 — быстроразъемные муфты; 6 — гидроцилиндры смыкания двухчелюстного ковша; 7 — предохранительный клапан; 8 — гидроцилиндр поворота ковша,; 9 — предохранительный и обратный клапаны; 10 — гидроцилиндры подъема стрелы; 11 — фильтр
В опытном порядке разработана конструкция погрузчика ТО-5 (Д-543С), который предназначен для использования в районах с низкими отрицательными температурами.
Базовый трактор Д-804ПГ имеет массивную раму, уширенную колею и жесткую подвеску.
К раме трактора приварен .портал, на котором шар-нирно закреплена стрела с рабочим оборудованием.
Рис. 23. Кинематическая схема трансмиссии базового трактора погрузчика ТО-5 (Д-543)
1 — двигатель; 2 — муфта сцепления; 3 — коробка перемены передач; 4 — главная передача; 5 — планетарный механизм поворота; 6 — ведущие звездочки; 7 — бортовые редукторы
Рис. 24. Схема гидропривода рабочего оборудования погрузчика ТО-5 (Д-543)
В состав сменного рабочего оборудования погрузчика входят: ковши нормальной и увеличенной вместимости, двухчелюстной ковш, захват для лесоматериалов и монтажный крюк.
Основным рабочим органом погрузчика является опрокидной ковш вместимостью 2,8 м3.
Для гашения маховых моментов ковша с грузом при транспортировке его по неровной местности или при подъеме погрузчик оборудован пружинно-гидравлическим домкратом.
Гусеничные погрузчики с разгрузкой ковша назад
Гусеничные погрузчики с разгрузкой ковша назад по своей компоновке и конструкции значительно отличаются от фронтальных погрузчиков.
Погрузчики этого типа промышленностью выпускаются одной модели ТО-1 (Т-157М). Погрузчик смонтирован на -гидрофицированном гусеничном тракторе Т-100МГП-1 (рис.25).
Рис. 22. Погрузчик гусеничный ТО-5
Рис. 25. Погрузчик с разгрузкой назад ТО-1 (Т-157М)
1 — защитное устройство; 2 — базовый гусеничный трактор; 3 — стрела; 4 — рычажный механизм; 5 — ковш; 6 — гидроцилипдр подъема стрелы; 7 — буфер
Схема гидравлической системы погрузчика показана на рис. 26, а техническая характеристика погрузчика ТО-1 (Т-157М) — ниже.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Погрузчики одноковшовые универсальные"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы