Полиэфирными стеклопластиками принято называть композиционные материалы, содержащие стекловолокнистые наполнители (ткани, маты, рубленые нитн) и связующие на основе ненасыщенных полиэфирных смол.
В состав связующего входят ненасыщенные полиэфирные смолы, инициатор отверждения, ускоритель и другие добавки, обеспечивающие требуемые для переработки или эксплуатации свойства стеклопластиков.
Отличительные особенности этих материалов — возможность переработки их при низких давлениях (от 0,1 до 8—10 МПа) и температуре «20 °С с применением инициатора и ускорителя.
В автомобильной промышленности в зависимости от состава связующего и вида наполнителя применяются два основных вида материалов: стеклопластики контактного формования и препреги.
Стеклопластики контактного формования содержат наполнитель — стеклоткань или стекломат — и связующее, обеспечивающее отверждение материала при температуре не ниже 20 °С. Материал получается1 в момент изготовления детали путем послойной пропитки и укладки стеклона-полнителя в форму.
Краткая технология получения изделий из этих материалов изложена ниже в разделе «Контактное формование крупногабаритных изделий из стеклопластиков».
Физико-механические свойства стеклопластиков контактного формования зависят от вида и содержания стеклонаполнителя, правильности и тщательности соблюдения технологии и т. д.
Главным достоинством и особенностью этих материалов является возможность получения крупногабаритных панелей на простой оснастке при комнатной температуре и без применения ‘давления. Недостатки этого процесса — высокая трудоемкость, а также длительный цикл производства деталей.
Стеклопластики контактного формования рекомендованы для создания образцов и выпуска небольших серий кузовных крупногабаритных панелей, а также целых кузовов легковых автомобилей и кабин грузовых машин, а также больших панелей типа обтекателей.
Для крупносерийного и массового производства крупногабаритных кузовных автомобильных панелей применяются рулонные пластики-полуфабрикаты — препреги АП-70А, АП-66А (ТУ 6-11-298—84), ППМ-1СМ, ППМ-40 (ТУ 6-11-587—84).
Препреги представляют собой полностью готовые к переработке предварительно пропитанные, защищенные с обеих сторон пленкой материалы, содержащие стекловолокнистый наполнитель, инициатор отверждения, внутреннюю смазку и т. д. За рубежом эти материалы называют стеклопластиками SMC.
Препреги перерабатываются в изделия методом горячего прессования в закрытых хромированных пресс-формах. Перед прессованием полуфабрикаты освобождаются от пленки. Дозируют материалы взвешиванием. Заготовка для прессования имеет простую форму, размер ее ‘/2—3Д оформляющей полости матрицы, что позволяет автоматизировать процесс загрузки заготовки в форму и извлечение готовой детали. Время изготовления детали 40—60 с на 1 мм толщины изделия, удельное давление прессования 3—8 МПа.
В настоящее время из препрегов выпускаются панели капота, кожухи радиаторов отопителей, арки боковины, внутренние панели дверей, корпуса и крышки аккумуляторных батарей, облицовки радиаторов грузовых автомобилей, кожухи вентиляторов и др.
Высокие механические свойства (см. табл. 3.1) в сочетании с возможностью переработки их при низком давлении делают препреги перспективными для производства крупногабаритных деталей. Недостатком существующих марок отечественных препрегов является большая усадка связующего при прессовании, что приводит к проявлению волокон стекла на поверхности деталей. Недостаточно высокое качество поверхности препятствует изготовлению из них наружных кузовных панелей легкового автомобиля.
За рубежом разработаны и широко применяются для изготовления передних панелей, панелей капотов, багажников малоусадочные препреги. В некоторых автомобилях все горизонтальные панели (крыша, капот, багажник и т. д.) отпрессованы из малоусадочных препрегов LMC.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Полиэфирные стеклопластики"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы