К приборам освещения относят фары, подфарники, задний и габаритные фонари, плафон в салоне или кабине, лампы освещения щитка приборов, подкапотную и переносную пампы.
Фары служат для освещения дороги. Основными частями фары являются корпус, установочное кольцо, оптический элемент ОЭ, ободок элемента и облицовочный ободок фары.
Корпус, установочное кольцо -и ободки штампованные из листовой стали. Ободком и винтами на установочном кольце укреплен оптический элемент ОЭ, состоящий из отражателя, рассеивателя, лампы и патрона. К корпусу установочное кольцо прижато тремя пружинами, позволяющими изменять положение кольца при регулировке направления светового пучка фары. Регулировку выполняют винтами вертикальной и горизонтальной наводок.
Отражатель изготовлен в виде параболической чаши, внутренняя рабочая поверхность которой алюминируется в вакууме по подслою прозрачного лака.
Фары должны хорошо освещать дорогу перед автомобилем и вместе с тем не должны ослеплять водителей встречного транспорта. С этой целью лампа фары имеет две нити различной мощности: нить д дальнего света (50—60 кд), расположенную в фокусе отражателя, и нить б ближнего света (21 или 40 кд), смещенную относительно фокуса вверх. Для уменьшения ослепляющего действия фар вместо дальнего света включают ближний, уменьшая тем силу света и направляя его вправо вниз.
К цоколю двухнитевой лампы (рис. 1, б) припаян фланец, обеспечивающий правильную установку лампы в оптическом элементе. Вольфрамовые нити 6 и д лампы соединены между собой. Место соединения выведено к цоколю, а концы нитей — к изолированным от него контактам. Лампу вставляют в отверстие отражателя и закрепляют на нем карболитовым патроном, выступы которого при этом входят в Г-образные пазы отражателя.
Цоколь лампы через отражатель и провод соединен с «массой», а ее контакты с помощью пружинящих контактов, патрона и колодки — с проводами присоединены к сети. Облицовочный ободок фары крепят к ее корпусу винтами.
Подфарники служат для обозначения габаритов (размеров) автомобиля. Кроме того, их используют как указатели поворота. Подфарники включают при движении автомобиля по хорошо освещенным улицам или во время стоянки в плохо освещенных местах.
Подфарник (рис. 2, о) состоит из корпуса, стеклянного рассеивателя, ободка с уплотняющей прокладкой и патрона с двухнитевой лампой. Нить меньшей мощности (6 кд) используют для габаритного света, а нить большей мощности (21 кд) — для сигнализации о поворотах. Провода подфарника защищены крышкой. Подфарники устанавливают рядом с фарами.
Габаритные фонари размещают в задней части автомобиля. Они снабжены красными рассеивателями и служат также указателями поворота. Расположенные в габаритных фонарях автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга» фонари заднего хода (две лампы 21 кд) загораются при включении передачи заднего хода и освещают дорогу во время движения автомобиля назад.
Задний фонарь предназначен для освещения номерного знака. Кроме того, его используют как габаритный фонарь и стоп-сигнал. Задний фонарь грузового автомобиля состоит из корпуса с перегородкой, красного и белого рассеивателей с уплотняющими прокладками и двух патронов с однонитевыми лампами. Лампа меньшей мощности (3 кд) через белый рассеиватель освещает номерной знак.
Красный свет используют как габаритный. Лампа большей мощности (21 кд) загорается при торможении автомобиля.
Провода заднего фонаря присоединены к зажимам и защищены крышкой.
Лампы освещения. Кабину или пассажирское помещение легкового автомобиля или автобуса освещают плафоном, щиток приборов — установленными в нем лампами, а двигатель — подкапотной лампой. Кроме того, двигатель, коробку передач и другие агрегаты при осмотре освещают переносной лампой, которую присоединяют к аккумуляторной батарее через штепсельную розетку.
К корпусу плафона с помощью ободка и винтов прикреплен белый рассеи-ватель. В патрон установлена однонитевая лампа (3 кд), провод которой присоединен к зажиму.
В патронах подфарника заднего фонаря, плафона и других приборов освещения лампы 18 (рис. 81, г) закрепляют при помощи штифтов, которые входят в Г-образные пазы патрона и прижимаются к нему пружиной контакта.
Центральный переключатель света служит для включения фар, подфарников и заднего фонаря. Он состоит из корпуса, текстолитовой панели с контактами и зажимами для присоединения проводов, штока с ручкой и ползуном, а также из установленных в ползуне пластмассовой колодки 8, подвижного контакта и шарикового фиксатора.
На переключателе укреплен тепловой предохранитель. Ручка центрального переключателя может занимать три фиксированных положения. Когда она полностью вдвинута (положение 0), контакты переключателя разомкнуты и приборы освещения выключены. Если вытянуть ручку в положение I, то будут включены подфарники и задний фонарь (у автомобиля ГАЗ-21 «Волга» — ближний свет фар или подфарники, задний и габаритные фонари).
В положении II ручки включены фары и задний фонарь (у автомобиля ГАЗ-21 «Волга» — фары, задний и габаритные фонари).
При повороте ручки центрального переключателя ползун, поворачиваясь, изменяет сопротивление резистора, а следовательно, и силу света ламп освещения приборов.
Для переключения ближнего света фар на дальний и наоборот, а также света подфарников на ближний свет фар (автомобили ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга») служит ножной переключатель света. Ножной переключатель состоит из корпуса, пластмассовой крышки с неподвижными контактами и зажимами для присоединения проводов, топкателя с кнопкой и возвратной пружиной, храпового колеса и подвижного контакта, установленных на ось. Подвижный контакт укреплен на текстолитовом диске, связанном с помощью паза с зубом храпового колеса, и пружиной прижат к неподвижным контактам.
При каждом нажатии кнопки толкатель выступом а поворачивает храповое колесо на угол 60°. При этом подвижный контакт попеременно замыкает контакты или контакты и тем самым включает ближний или дальний свет фар. Когда включен дальний свет, на щитке приборов загорается контрольная лампа.
—
Приборы освещения. Включают в себя приборы наружного освещения (передние фары, задние фонари), приборы внутреннего освещения (плафоны кабины, лампы освещения щитка приборов), переключатели и включатели (центральный и ножной переключатели света, включатели плафонов и др.).
Фары ФГ122-Б устанавливают на автомобиле ГАЭ-53-12, фары ФГ122-Г — на автомобиле ЗИЛ-431410 и фары ФГ150-Г — на автомобиле ЗИЛ-4331. Фара состоит из корпуса, оптического элемента, устройства для регулирования направления светового потока и ободков. Оптический элемент включает в себя покрытый слоем алюминия отражатель, рассеиватель, лампу и крышку с контактной колодкой.
Лампа имеет две нити накала. Нижняя нить большей мощности дает дальний свет, верхняя — ближний.
Винт, расположенный под рассеивателем, предназначен для регулирования направления светового потока в вертикальной плоскости, а винт, расположенный сбоку,— в горизонтальной. Включение фар осуществляется центральным переключателем света на панели приборов.
Передние фонари используют для обозначения габаритов и подачи светового сигнала поворота. У автомобилей ГАЭ-53-12 и ЗИЛ-431410 передние фонари односекционные, имеют белые стекла и лампу с двумя нитями, одна из которых мощностью 5 Вт используется при включении габаритных огней, а другая мощностью 21 Вт — при включении сигнала поворота.
На автомобиле ЗИЛ-4331 передние фонари ПФ130 — двухсекционные, имеют круглую форму. Верхняя секция с рассеивателем оранжевого цвета и лампой мощностью 21 Вт включается при повороте. Нижняя секция с бесцветным рассеивателем и лампой мощностью 5 Вт включается для обозначения габаритов автомобиля.
Задние фонари автомобилей ГАЗ-53-12 и ЗИЛ-431410 — двухсекционные, состоят из корпуса, рассеивателя и двух ламп. Лампа мощностью 5 Вт загорается при включении габаритов, а лампа мощностью 21 Вт — при нажатии на педаль тормоза и при включении сигнала поворота. В нижней части левого заднего фонаря имеется бесцветный рассеиватель для освещения номерного знака. На автомобиле ЗИЛ-4331 задние фонари — прямоугольной формы, трехсекционные. Крайняя наружная секция имеет оранжевый рассеиватель, лампу мощностью 21 Вт и служит для указания поворота. Средняя секция с рассеивателем красного цвета и лампой мощностью 5 Вт служит для обозначения габаритов автомобиля. Крайняя внутренняя секция с рассеивателем красного цвета и лампой мощностью 21 Вт загорается при торможении.
Центральный переключатель света автомобиля ГАЗ-53А — трехпозиционный, ползункового типа. Корпус переключателя привернут к панели щитка приборов. Зажимы переключателя занумерованы, как показано на рис. 4, б и в. Для переключения ближнего и дальнего света фар на автомобиле ГАЗ-53-12 дополнительно к центральному переключателю установлен ножной переключатель. На автомобилях ЗИЛ наружные приборы включаются при помощи комбинированного переключателя, расположенного на рулевой колонке под рулевым колесом.
Приборы сигнализации. Они включают в себя прерыватель указателей поворота, включатель стоп-сигнала, звуковой сигнал и сигнализаторы (указателей поворота, фонарей автопоезда, падение давления в контурах тормозной системы).
Прерыватель указателей поворота обеспечивает прерывистое горение указателей поворота одной из сторон автомобиля или автопоезда и представляет собой электромагнитное реле с трехпозиционным переключателем: включены сигнальные лампы левой стороны, правой стороны, сигнальные лампы выключены. При включении переключателя ток от ключевой клеммы аккумуляторной батареи при замкнутом включателе зажигания протекает по сердечнику, якорьку, струне через резистор, обмотку и клемму СЛ на минусовую клемму аккумуляторной батареи. Накал сигнальных ламп слабый из-за высокого сопротивления резистора. Под действием тока струна нагревается, и якорек притягивается сердечником, замыкая контакты и шунтируя тем самым резистор. Сигнальные лампы при этом светятся в полный накал, а сердечник намагничивается сильнее и притягивает якорек, замыкая контакты и включая контрольную лампу. Отсутствие тока в струне приводит к ее остыванию, уменьшению длины, размыканию контактов и ослаблению накала сигнальных ламп. При этом под действием упругой пластины и планки контакты размыкаются, и контрольная лампа гаснет. Число замыканий и размыканий контактов составляет 60… 120 раз в минуту и регулируется винтом.
На автомобилях ЗИЛ указатели поворотов совмещены с системой аварийной сигнализации, при включении которой специальной кнопкой на щитке приборов начинают мигать все указатели поворотов автомобиля и прицепа. Мигание указателей осуществляется контактно-транзисторным прерывателем.
Включатель стоп-сигнала автомобиля ГАЗ-БЗ-12 установлен на главном тормозном цилиндре гидравлического привода тормозов. С повышением давления в системе при торможении под действием поступающей в корпус клапана через отверстие жидкости диафрагма прогибается и, перемещая контактную пластину, замыкает контакты цепи сигнальных огней тормоза. По окончании торможения давление жидкости падает, и диафрагма с контактной пластиной под действием пружины перемещается вниз, размыкая контакты и выключая сигнальные огни.
На автомобилях ЗИЛ используют включатель стоп-сигнала, который соединяется с системой пневматического привода тормозов. Действует пневмоэлектрический включатель стоп-сигнала подобно гидравлическому, но давление на диафрагму оказывает не жидкость, а сжатый воздух, поступающий через отверстие в корпус включателя.
Звуковой сигнал на изучаемых автомобилях электромагнитный, безрупорный, вибрационного типа, состоит из корпуса, якоря, контактов, мембраны, резона-торного диска, обмотки, сердечника и электромагнита. При нажатии на кнопку 20 сигнала ток от аккумуляторной батареи поступает по замкнутым контактам в обмотку электромагнита. При этом электромагнит притягивает якорь, который превышать 0,2 В. При невыполнении этих условий аккумуляторную батарею сдают на зарядку или в ремонт.
Сульфатацию пластин определяют по белому налету на пластинах и быстрому разряду аккумуляторной батареи.
Механические повреждения (трещины) определяют осмотром. При наличии сульфатированных пластин и трещин на моноблоке аккумуляторную батарею сдают в ремонт.
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей. При ТО-1 поверхность аккумуляторных батарей очищают от пыли, грязи и следов электролита, протирая ее ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта, и затем вытирают насухо. Прочищают вентиляционные отверстия в пробках. Проверяют уровень электролита и доводят его до нормы. Зачищают, соединяют и проверяют крепление и надежность контактов выводных штырей аккумуляторной батареи и наконечников проводов, после чего смазывают их солидолом.
При ТО-2 дополнительно проверяют плотность электролита в аккумуляторной батарее и степень ее заряженности, при необходимости снимают аккумуляторную батарею с автомобиля для подзаряда.
При СО корректируют плотность электролита в соответствии с предстоящим сезоном.
Неисправности генератора и регулятора напряжения. Характерными неисправностями генератора являются обрыв или короткое замыкание в обмотке статора или в обмотке возбуждения, подгорание контактных колец, износ щеток, подшипников генератора, ослабление или поломка нажимных пружин щеток.
В контактно-транзисторном регуляторе напряжения могут произойти окисление контактов, обрыв или короткое замыкание обмоток, нарушение зазоров между контактами и между якорьком и сердечником, в бесконтактно-транзисторном — пробой транзистора, обрыв его электродов или пробой стабилизатора.
Способы выявления неисправностей генератора и регулятора напряжения. Для поиска неисправностей пускают двигатель, прогревают его и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала. Один провод контрольной лампы присоединяют к плюсовой клемме генератора, другой — к массе. Если лампа горит, генератор исправен. В противном случае поврежден генератор или регулятор напряжения. Если при кратковременном соединении клемм ВЗ и Ш регулятора напряжения лампа горит, неисправен регулятор, в противном случае — генератор.
При работе двигателя со средней частотой вращения и исправных генераторе и регуляторе напряжения амперметр у автомобиля ГАЭ-53-12 или контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи (у автомобиля ЗИЛ-431410) показывают зарядку. Отсутствие таких показаний свидетельствует о неисправности одного или обоих приборов. Если при соединении клемм ВЗ и Ш регулятора напряжения показания появились,— неисправен регулятор напряжения, если нет, то генератор.
На неисправность регулятора напряжения также указывает интенсивное кипение электролита при исправной аккумуляторной батарее.
При частичной разборке генератора подгорание контактных колец может быть обнаружено визуально. Высоту щеток определяют при помощи штангенциркуля. Она должна быть не менее 13 мм, причем щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе.
Способы устранения неисправностей генератора. Обгоревшие контактные кольца зачищают стеклянной бумагой зернистостью 80. Закрепив переднюю крышку в сборе с ротором в тисках, оборачивают контактные кольца полоской стеклянной бумаги гладкой стороной наружу. Прижав бумагу, проворачивают ротор до получения чистой поверхности.
Изношенные щетки заменяют новыми и притирают их по контактным кольцам. Для этого полоску стеклянной бумаги кладут гладкой стороной к кольцу, а к шероховатой стороне прижимают щетки. Двигая бумагу, щетки притирают.
Ослабленные или поломанные нажимные пружины щеток заменяют.
Техническое обслуживание генератора и регулятора напряжения. При ТО-2 поверхности генератора и регулятора напряжения очищают от пыли, грязи и масла. Проверяют крепление и при необходимости закрепляют генератор на кронштейнах и провода на генераторе.
Неисправности контрольно-измерительных приборов и электродвигателей вспомогательного оборудования. У контрольно-измерительных приборов могут произойти обрыв проводов или нарушение контактов в местах их присоединения, обрыв или перегорание обмоток.
Основными неисправностями электродвигателя отопителя кабины являются обрыв или замыкание в цепи, замыкание пластин коллектора, заедание вала в подшипниках. Замыкание пластин коллектора может произойти при загрязнении промежутков между ними пылью от изношенных щеток.
Способы выявления и устранения неисправностей контрольно-измерительных приборов и электродвигателей вспомогательного оборудования. Механические повреждения определяют внешним осмотром. Оборванные провода соединяют, по возможности пропаивают и изолируют. Окисленные клеммы зачищают, проверяют крепление проводов, ослабленные соединения подтягивают. Неисправный электродвигатель разбирают, прочищают коллектор, заменяют поврежденную проводку, смазывают шайбу самоустанавливающихся втулок. При невозможности устранить неисправность — сдают в ремонт.
Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов и электродвигателей вспомогательного оборудования. При ТО-1 и ТО-2 проверяют действие ламп щитка приборов, неисправные лампы заменяют. Проверяют работу электродвигателей вспомогательного оборудования.
Неисправности приборов освещения и сигнализации. Характерные неисправности приборов освещения и сигнализации: обрыв проводов, плохой контакт, перегорание нитей лампы, механическое повреждение приборов, нарушение их регулировки. Неисправности фар не позволяют в темное время суток заблаговременно обнаружить опасность, а неправильно отрегулированные фары ослепляют водителей встречных транспортных средств. Неисправные габарит-) ные огни и указатели поворота мешают правильной оценке обстановки участниками движения, что может привести к аварии.
Отказ звукового сигнала может быть вызван обрывом проводов или плохим контактом в цепи, обгоранием контактов сигнала, кнопки и реле. Громкость или тон звучания может измениться при повреждении конденсатора (сопротивления) или износе обмотки.
Способы выявления и устранения неисправностей приборов освещения и сигнализации. Признаком плохого контакта в цепи является тусклое свечение ламп. Окисленные клеммы зачищают, проверяют контакт ламп с массой и крепление проводов. Ослабленные соединения подтягивают.
Лампы с перегоревшей нитью заменяют. Для замены лампы фары отвертывают отверткой винт, снимают наружный ободок, отпускают винта, крепящие внутренний ободок. Нажав ладонью на рассеиватель и повернув оптический элемент в левую сторону, вынимают его из корпуса фары. Контактную колодку с проводами отсоединяют от крышки. Нажимая на крьГшку и поворачивая против часовой стрелки, снимают ее и лампу.
При смене ламп продувают отражатель, не допуская попадания внутрь пыли. Загрязненный рефлектор промывают водой и просушивают, но не протирают. Разбитый рассеиватель заменяют, осторожно отогнув зубцы.
Проверку и регулировку фар выполняют у ненагруженного автомобиля с нормальным давлением воздуха в шинах в затемненном помещении или в вечернее время. Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку перпендикулярно стене с нанесенными на нее линиямй разметки. Сначала проверяют правильность присоединения проводов. Если при включении дальнего света световые пятна обеих фар будут находиться вверху, а при включении ближнего — внизу, то провода подключены правильно.
Наружный ободок регулируемой фары снимают, а другую фару закрывают светонепроницаемым материалом. Регулировку в горизонтальной плоскости осуществляют боковым винтом, а в вертикальной — верхним. Включив дальний свет, добиваются совпадения центра светового пятна с точкой пересечения крайней вертикальной линии и линии а — а центров световых пятен. Затем также регулируют вторую фару. При правильной регулировке световые пятна обеих фар должны иметь вид эллипсов, а их верхние края находятся на одной высоте. При включении ближнего света центры световых пятен должны находиться на линии б — б. При Их смещении следует проверить правильность посадки ламп в фарах или заменить лампы.
Исправность звукового сигнала определяют по громкости, тону звучания и силе тока, показываемого амперметром на щитке приборов. Для сигнала С56-Г она должна быть не более 5 А, а для сигнала С44 — ЗА.
Оборванные провода заменяют или соединяют и изолируют лентой места обрыва. Места соединений при первой возможности пропаивают. При нарушении контакта подтягивают контактные винты. Обгоревшие контакты зачищают надфилем или шкуркой.
Громкость звучания регулируют винтом: при повороте винта по часовой стрелке громкость увеличивается, против — уменьшается. При этом сила тока должна быть в указанных выше пределах. Тон звучания регулируют стержнем, отпустив контргайку при помощи торцового ключа: поворотом по часовой стрелке — повышают тон, против — понижают. Если регулировка не дала положительного результата, открывают крышку и зачищают контакты прерывателя абразивной пластинкой. При необходимости заменяют конденсатор (сопротивление) или изношенную обмотку.
Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации.
При ТО-1 проверяют действие звукового сигнала, фар, подфарников, боковых повторителей указателей поворотов, указателей поворотов, заднего фонаря и стоп-сигнала. При необходимости заменяют неисправные лампы. Проверяют крепление и при необходимости закрепляют фары, подфарники, задний фонарь и звуковой сигнал. Проверяют и при необходимости регулируют направление светового потока фар.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Приборы освещения и сигнализации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы