Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Справочник водителя

Публикация:
   Проверка внешнего вида автомобиля и его агрегатов

Читать далее:




Проверка внешнего вида автомобиля и его агрегатов

Кабина и кузов

При проверке кабины необходимо обращать внимание на ее состояние и крепление к раме автомобиля; состояние и крепление дверей, действие их замков и стеклоподъемников; состояние внутренней части кабины, крепление контрольных приборов и стеклоочистителей; состояние сидений и стекол; действие механизма управления жалюзи; наличие и крепление зеркала заднего вида.

Кабина должна прочно крепиться к раме автомобиля и не иметь на металлической обшивке вмятин, разрывов, неокрашенных мест, коррозии и грязи. Двери кабины должны быть прочно прикреплены к стойкам и плотно прилегать к ним. Повреждения резиновых уплотнителей в проемах дверей, неисправности замков, стеклоподъемников и ручек дверей не допускаются. При вращении ручки исправного стеклоподъемника стекло свободно перемещается в пазах двери и фиксируется в промежуточных положениях, а при закрытии двери с небольшим усилием исправный замок надежно удерживает ее в закрытом положении. При нажатии на кнопку наружной ручки или при поворачивании внутренней ручки дверь должна легко открываться. Для обеспечения надежной работы стеклоподъемника замки и петли дверей рекомендуется периодически смазывать в соответствии с картой смазки автомобиля.

Состояние и крепление подножек и крыльев к кабине автомобиля проверяется внешним осмотром и путем покачивания руками. Подножки, крылья и их кронштейны должны быть надежно прикреплены к кабине и не иметь разрывов, вмятин, коррозии и неокрашенных мест.

При проверке кузова контролируется состояние и крепление бортов, продольных и поперечных брусьев, брызговиков и инструментального ящика.

Борта должны быть без повреждений, надежно удерживаться запорами, а гайки арматуры бортов и стремянок крепления кузова затянуты до отказа. Продольные и поперечные брусья должны быть целыми, продольная балка рамы, брызговики колес без погнутостей, вмятин и трещин.

Номерные и опознавательные знаки автомобиля следует устанавливать в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

Внутри кабины должна поддерживаться чистота. Обивка сидений водителя и пассаяшра должна быть исправной, на полу рекомендуется иметь резиновый коврик (там, где он положен).

Контрольные приборы и стеклоочистители должны быть надежно закреплены, спидометр опломбирован, привод створок жалюзи радиатора должен обеспечивать под-ноту их открытия и закрытия.

Рулевое управление

При проверке рулевого управления необходимо прежде всего убедиться, нет ли увеличенного люфта рулевого колеса и рулевого вала, увеличенных зазоров в рулевом механизме. Тщательно следует проконтролировать надежность крепления картера рулевого механизма, состояние сочленений рулевых тяг, надежность крепления рулевой сошки и рулевой колонки.

Для определения люфта рулевого колеса необходимо:
— установить передние колеса автомобиля в положение, соответствующее движению по прямой;
— закрепить на рулевую колонку люфтомер (рис. 1), а на обод рулевого колеса — стрелку люфтомера;
— поворачивая рулевое колесо вправо и влево (в пределах люфта), определить по шкале люфтомера люфт в градусах.

Напомним, что у автомобилей, имеющих гидроусилитель рулевого привода, люфт проверяется только при работающем двигателе.

Допустимый люфт рулевого колеса при положении передних колес для движения по прямой не должен превышать следующих величии.

Рис. 1. Определение люфта рулевого колеса с помощью люфтомера:
1 — люфтомер; 2 — стрелка; а — величина люфта

Осевой люфт рулевого колеса проверяется на огцущ, при повороте рулевого колеса.

Для проверки необходимо вывесить передний мост ц резко повернуть рулевое колесо на один оборот влево или вправо. При этом палец руки приложить к рулевой колонке у ступицы рулевого колеса (рис. 2) и определить наличие осевого перемещения ступицы. Осевой люфт <це допускается, а рулевое колесо должно легко поворачиваться вправо и влево до отказа.

Зазор в рулевом механизме определяется покачиванием рулевого колеса вправо и влево до тех пор, пока не станет ощутимым перемещение сошки. Покачиванием рулевой сошки рукой вдоль ее оси убедиться в надежности ее крепления. Помните, самоотвертывание гайки крепления сошки может привести к аварии автомобиля.

Рис. 2. Проверка осевого люфта рулевого вала

Сочленение рулевых тяг проверяется ихнтеремещением рукой вдоль осей соответствующих сочленений, а также поворачиванием рулевого колеса в обе стороны. Чрезмерного люфта в сочленениях рулевых тяг не должно быть. Проверку люфта в сочленениях рулевых тяг автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-131, ЗИЛ-130, «Урал-375Д» необходимо производить при работающем двигателе. Все рулевые тяги и рычаги рулевых трапеций должны быть надежно закреплены и зашплинтованы. При проверке рулевого управления тщательно контролируется наличие и качество масла в картере рулевого механизма и в бачке гидроусилителя рулевого привода. В картерах рулевых механизмов должно быть залито чистое масло до края заливного отверстия. Уровень масла в бачке гидроусилителя должен быть для автомобилей: «Урал-375Д» — у метки на стенке бачка; ЗИЛ-131, ЗИЛ-130 и ГАЗ-66 — у метки «Уровень масла» на стенке бачка.

При проверке рулевого управления необходимо обращать внимание на состояние й надежность крепления цилиндра и насоса гидроусилителя рулевого привода, трубопроводов, защитных чехлов и муфты штока гидроусилителя. Особо тщательно следует проверять места уплотнений. При этом подтекание масла из картера рулевого механизма, цилиндра гидроусилителя, корпуса насоса гидроусилителя, трубопроводов, масляного бака не допускается.

Сцепление и тормоза

При проверке технического состояния сцепления и рабочего тормоза необходимо убедиться в плавности перемещения педалей и наличии у них свободного хода.

Для проверки свободного хода установить линейку (рис. 3) на пол кабины и заметить показания на ней. Усилием руки перемещать педаль до тех пор, пока не станет ощутимым сопротивление. Разность между показаниями на линейке в исходном положении и в положении, при котором ощущается сопротивление, является величиной свободного хода.

Рис. 3. Измерение свободного хода педали сцепления (тормоза)

При проверке технического состояния тормозов на автомобилях с гидравлическим (пневмогидравлическим) приводом тормозов контролируется, кроме того, уровень тормозной жидкости и состояние пробки в главном тормозном цилиндре.

При установке па автомобиле одинарноио тормозного крана —20… 30 мм.

При этом педаль тормоза при нажатии должна без заеданий перемещаться вперед и возвращаться под действием пружины в исходное положение.

В тормозах с гидравлическим приводом педаль не должна доходить до пола кабины ближе чем на V2—V3 своего полного хода, причем нога должна ощущать «жесткую» педаль.

Если педаль опускается ниже, то это свидетельствует о попадании в привод тормоза воздуха, значительном увеличении зазора между накладками колодок и барабаном или сильном износе манжеты главного тормозного цилиндра.

Ощущение «мягкой» педали, позволяющей при незначительном усилии выжать ее почти до упора в пол, свидетельствует о наличии воздуха в приводе.

При проверке свободного хода педали тормоза на автомобилях с пневматическим и пневмогидравлическим приводом в ресиверах должен быть сжатый воздух, сами ресиверы должны быть без повреждений и коррозии, а конденсат слит. На автомобилях с пневматическим приводом тормозов для проверки необходимо предварительно отсоединить оттяжную пружину тяги.

Уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре (в бачке гидравлического привода тормозов автомобиля «Урал-375Д» ) проверяется линейкой и должен быть на 15…20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия. Отверстие в пробке главного тормозного цилиндра (бачка) должно быть чистым. Если расстояние между площадкой тормозной педали и.полом кабины у автомобилей с гидроприводом тормозов (например, ГАЗ-66, ГАЗ-53А) при полном ходе педали окажется менее 25 мм либо ход штока тормозных камер у автомобилей с пневматическим приводом тормозов (например, ЗИЛ-131, ЗИЛ-130) более 35 мм для передних и 40 мм для задних колес, то необходимо провести частичную регулировку тормозов колес для уменьшения зазора между колодками и барабаном, Она производится с помощью регулировочных эксцентриков при небольших износах накладок в автомобилях с гидравлическим приводом тормозов и вращением осей червяков регулировочных рычагов в автомобилях с пневматическим приводом тормозов.

При проверке стояночного тормоза контролируется величина зазора между колодками и барабаном. Для этого необходимо перевести рычаг тормоза из исходного положения в положение полного затормаживания.

При исправном стояночном тормозе автомобиль УАЗ-469 должен затормаживаться при установке собачки рычага в третью или четвертую впадину сектора (считая от задней части). Перемещение рычага при полном затормаживании не должно превышать 4…6 зубьев сектора для автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157К. Автомобиль «Урал-375Д» должен полностью затормаживаться при положении зуба защелки на середине зубчатого сектора (на 8… 10-мвыступе сектора).

Для автомобиля ГАЗ-53А при исправном стояночном тормозе ход его рычага должен быть на 3…5 щелчков при полном затормаживании, а для автомобилей ГАЗ-66 — 10…12 щелчков.

Для автомобилей КрАЗ-255Б рычаг стояночного тормоза не должен доходить до конца нарезки на секторе на три-четыре зуба.

При проверке контролируется также состояние тор-мозпого барабана и колодок, которые должны быть чистыми, не иметь повреждений и трещин. Наличие масла на рабочих поверхностях не допускается.

Колеса и шины

При проверке колес и шин следует особо обратить внимание на крепление колес к ступицам и при необходимости произвести дополнительную затяжку гаек.

Шины должны быть без проколов, порезов, разрывов, вздутий, а вентили камер не должны касаться дисков колес. Не допускается попадание нефтепродуктов на покрышки. Колеса должны быть установлены так, чтобы рисунок протектора совпадал с направлением движения автомобиля. Не допускается установка покрышек с разными рисунками протектора.

У автомобилей с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах необходимо проверять герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов. Места сильной утечки воздуха определяют на слух при открытых шинных и колесных кранах, места слабой утечки — по вспениванию мыльной эмульсии, которой следует смочить места предполагаемой утечки.

Для проверки давления воздуха в шинах используется шинный манометр (у автомобилей с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах оно проверяется по манометру на щитке приборов). Давление должно соответствовать данным, приведенным в табл. 3.

Запасное колесо должно быть надежно закреплено, иметь исправный золотник и колпачок, чистый, без трещин и погнутостей диск. Подъемный механизм должен обеспечивать легкость опускания и поднятия колеса. Шарнирные соединения держателя запасного колеса должны быть смазаны.

Осевой люфт подшипников ступиц колес проверяется при вывешенных колесах. От энергичного толчка рукой колесо должно сделать 6…8 оборотов. При покачивании колеса руками вдоль оси не должно быть ощутимого люфта в подшипниках, а при покачивании в вертикальной плоскости не должно быть люфта в поворотном кулаке. Ощутимый люфт при покачивании колеса в вертикальной плоскости свидетельствует об износе втулок и шкворней поворотных кулаков.

Подвеска и мосты

Рис. 4. Проверка наличия смазки в ступице балансира

При проверке подвески тщательно контролируется состояние и крепление рессор, стремянок и амортизаторов.

При исправном состоянии рессоры должны быть надежно закреплены стремянками и иметь хомутики с распорными втулками, а гайки стремянок затянуты до отказа и застопорены контргайками. Расстояние между буфером и мостом при ненагруяченпом автомобиле должно быть не менее 35 мм. Не допускается наличие поврежденных листов рессор, а также относительное их смещение более чем на 3 мм.

Амортизаторы должны надежно крепиться к раме и не иметь подтекания жидкости.

При проверке мостов контролируется состояние картеров, наличие и качество масла в них, а также исправность сапунов.

Для проверки уровня масла необходимо вывернуть контрольную пробку, при этом через контрольное отверстие должно слегка вытекать масло. Подтекание масла через сальники из-под фланцев полуосей и колпаков ступиц колес не допускается. Сапуны должны быть чистыми, а их колпачки легко покачиваться от руки.

Все точки смазки подвески должны иметь масленки. Ьочленения должны быть смазаны (при нагнетании смазки из-под трущихся поверхностей сразу же должна показываться смазка). Рессоры должны быть смазаны графитной смазкой.

При проверке подвески и мостов рекомендуется убедиться в исправности ступиц балансира, реактивных и толкающих штанг. При этом контролируется падежность затяжки гаек шпилек ступицы балансира, крепление реактивных штанг, а также наличие масла в ступице (рис. 4).

Ступица заполняется трансмиссионным маслом. Для проверки уровня масла следует отвернуть пробку наливного отверстия, и если через него слегка вытекает масло, значит, уровень масла нормальный.

При ослаблении соединений реактивных штанг зазоры в шаровых сочленениях устраняются затяжкой пробки наконечника. Вмятины и потертости на продольных балках рамы в местах перемещения опор верхних реактивных штанг свидетельствуют о перекосе мостов.

Карданная передача, коробка передач и раздаточная коробка

При проверке карданной передачи (рис. 5) контролируются надежность крепления фланцев карданных валов, состояние подшипников крестовин, шлицевых соединений – уплотнения. Так, при покачивании карданных валов И Финальном и осевом направлениях с приложением не-Г тыпого усилия к вилке карданного шарнира не должно мущаться радиальных и осевых биений. Карданные cor членения должны быть прочно закреплены и застопорены усиками пластин; а стрелки на трубчатом валу и скользя-шей вилке совмещены. Скользящая вилка и вилка, приваренная к карданному валу, должны быть установлены в одной плоскости. Резиновые чехлы должны надежно защищать шлицы скользящей муфты от грязи и пыли.

Рис. 5. Карданная передача автомобиля «Урал-375Д»:
а — проверка правильности сборки; б — проверка наличия смазки в подшипниках; 1 — карданный вал переднего моста; 2 — промежуточный карданный вал; 3 — карданный вал среднего моста; 4 — карданный вал заднего моста

Подтекание смазки через сальники подшипников крестовин не допускается. При проверке коробок передач и раздаточной коробки контролируется надежность их крепления, количество масла в картерах, отсутствие его течи, а также состояние тяг управления раздаточной коробкой.

При нормальном уровне масло должно слегка вытекать из контрольных отверстий при вывернутых пробках.

Подтекание масла через сальники валов, пробки, крышки и заглушки, а также содержание механических примесей в масле не допускаются.

Тяги управления раздаточной коробки должны быть надежно соединены и отрегулированы по длине.

Проверка технического состояния двигателя

При проверке технического состояния двигателя в первую очередь обращается внимание на его внешнее состояние, а также контролируется надежность крепления приборов и узлов к двигателю.

Система смазки. При проверке технического состояния системы смазки в первую очередь контролируется уровень масла в картере двигателя и внешним осмотром определяется его качество.

Загрязненность масла может быть определена визуально по цвету и прозрачности его на маслоизмерительном стержне или капельной пробой на фильтровальную (писчую) белую бумагу.

Если масло светлое и на щупе через масляную пленку отчетливо видны риски отметок, то оно пригодно для дальнейшей работы. Если масло темное или черное и риски плохо заметны, его следует заменить.

Более точно степень загрязненности масла можно оценить по цвету масляного пятна на бумаге. Если середина пятна черная, следует промыть фильтры грубой и центробежной очистки масла и, если цвет не изменится заменить масло. При значительном окислении масла поясок пятна имеет коричневый или желто-коричневый цвет. В этом случае масло также необходимо заменить. Кроме того, проверяется надежность крепления приборов системы смазки, их герметичность, а также отсутствие подтеканий в соединениях маслопроводов.

Уровень масла в картере двигателя проверяется через 10 мин после остановки двигателя. Уровень масла должен быть у верхней метки стержня или у метки «Полно».

Система охлаждения. При проверке системы охлаждения контролируются уровень охлаждающей жидкости в радиаторе или расширительном бачке, состояние пробки радиатора и расширительного бачка, гидромуфты привода вентилятора, надежность крепления приборов и узлов (водяного насоса, радиатора, соединительных патрубков и шлангов), натяжение приводных ремней вентилятора, генератора и компрессора, состояние привода жалюзи, а также герметичность системы охлаждения в целом.

Для проверки уровня охлаждающей жидкости необходимо снять пробку радиатора или расширительного бачка и определить уровень визуально. Уровень антифриза или тосола должен быть на 10… 15 мм ниже пароотводной трубки, а воды — доходить до пароотводной трубки. Внешним осмотром проверить состояние пробок радиатора или расширительного бачка. При исправной пробке ее клапаны перемещаются свободно, без заедания, а уплот-нительные прокладки обеспечивают герметичность заливной горловины.

Крепление водяного насоса и лопастей вентилятора должно быть надежным, осевой люфт вала вентилятора не допускается.

Подтекание охлаждающей жидкости через сальник водяного насоса, в местах соединений шлангов, через трубки и бачки радиатора, а также через сливные краники системы не допускается.

Привод створок жалюзи радиатора должен обеспечивать полноту их открытия и закрытия.

Прогиб ремней привода вентилятора и компрессора проверяется нажатием на них в средней части и замеряется масштабной линейкой.

Система питания. При проверке системы питания контролируются надежность крепления и техническое состояние воздушного и топливных фильтров, бензинового (топливного) насоса и насоса высокого давления в сборе с регулятором, карбюратора, бензопроводов (топливопроводов), топливных баков и также герметичность системы в целом.

Для проверки состояния воздушных фильтров необходимо отсоединить масляную ванну и проверить чистоту, уровень и качество масла в ней. Дно резервуара воздушного фильтра и фильтрующий элемент должны быть чистыми. Уровень масла в масляной ванне должен быть у горизонтальных отметок, выштампованных на ее стенке, а фильтрующий элемент покрыт тонким слоем масла. Соединение корпуса воздушного фильтра с горловиной впускного трубопровода должно быть герметичным. Топливные фильтры должны быть надежно укреплены, а пробки (краник) плотно затянуты. Подтекание топлива, наличие отстоя в фильтрах не допускаются.

На топливопроводах не должно быть вмятин, подтеканий топлива в местах соединений с приборами системы питания.

В отстойнике бензонасоса наличие воды и грязи не допускается. Топливный насос высокого давления в сборе с регулятором должен быть чистым и надежно укреплен на двигателе, а трос привода управления регулятором перемещаться в своей оболочке без заеданий.

Карбюратор должен быть чистым и надежно закреплен на коллекторе. В местах соединений карбюратора и бензопроводов подтекание бензина не допускается. Рычаги и тяги управления дроссельными и воздушной заслонками карбюратора должны действовать без заеданий, длина тяг отрегулирована так, что при полном открытии дроссельных заслонок педаль управления ими несколько пе доходит до пола кабины, воздушная заслонка при вытягивании ее кнопки управления полностью закрывается, а при ее вдвигании — полностью открывается. Прокладка пробки топливного бака и ее клапаны, фильтрующая сетка выдвижного патрубка горловины должны быть исправными, без повреждений, а топливные баки автомобилей, находящихся в парке, полностью заправлены.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Справочник водителя

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Проверка внешнего вида автомобиля и его агрегатов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства