Общие сведения. Для обеспечения поточной уборки картофель от комбайнов транспортируют к сортировальному пункту саморазгружающимися прицепами и автосамосвалами. На пункте обычно сортируют клубни на фракции: крупную, с клубнями массой более 80 г, среднюю— 50—80 г, мелкую — 30—50 г и отходы — менее 30 г. Агротехническими нормами установлено, что в мелкой фракции картофеля примесей (почвы) не должно быть более 3%, а в средней и крупной —не более 1%.
После обработки на сортировальном пункте клубни мелкой фракции реализуют в хозяйстве, а клубни средней и крупной фракции закладывают на хранение либо отправляют в торговые организации (продовольственный картофель).
Выпускаемое оборудование картофелесортировального пункта КСГ1-15Б предназначено для очистки картофеля от примесей и сортирования на три фракции с одновременной подачей отсортированного картофеля в тару (мешки, корзины, контейнеры) или транспортные средства:
Сортировальный пункт может быть установлен в поле у буртов, траншей, картофелехранилищ и на приемных пунктах картофеля.
Для загрузки картофеля в хранилища используют транспортер-загрузчик ТЗК-ЗО. Он принимает картофель из самосвалов и укладывает его на хранение слоем высотой до 5 м. Для приемки чистого картофеля от самосвалов и подачи его в отсеки хранилищ закромного типа и для выгрузки картофеля в любой вид транспорта применяют систему транспортеров СТХ-30.
В ряде хозяйств оборудуют стационарные пункты для послеуборочной обработки картофеля. Они располагаются у хранилищ под навесами и содержат, как правило; оборудование нескольких картофелесортироваль-ных пунктов КСП-15Б и дополнительные транспортирующие устройства для получения трех потоков отсортированного картофеля (мелкого, среднего и крупного), загрузки в хранилища и подачи в контейнеры (продовольственный картофель).
Общее устройство и рабочий процесс картофелесортировального пункта. Оборудование пункта КСП-15Б включает в себя приемный бункер ПБ-2, роликовую сортировку КСЭ-15Б и три комплекта мешкодержателей, рельсов и тележек для контейнеров, поставляемых заводом-изготовителем по специальному заказу.
Для работы все оборудование собирают в единую линию послеуборочной обработки картофеля производительностью 15 т/ч; обслуживают пункт 8—10 человек.
Схема расположения оборудования показана на рисунке 98. Картофель, поступающий на пункт, выгружают в приемный бункер, подвижное дно которого выполнено в виде полотенного транспортера. Полотном транспортера масса картофеля подается в ковш загрузочного транспортера картофелесортировки. Из загрузочного транспортера картофель поступает на сортировальную поверхность, состоящую из пяти сепарирующих роликов и двенадцати сортирующих роликов. На сепарирующих роликах отделяются примеси почвы, которые проваливаются сквозь просветы роликов на транспортер и относятся в сторону. Масса клубней поступает далее на сортирующие ролики, где разделяется на три фракции. Клубни каждой фракции по лоткам направляются на выгрузные транспортеры-переборщики, на которых вручную отбираются больные и поврежденные клубни, а также примеси. С транспортеров-переборщиков картофель поступает в контейнеры, установленные на рельсах. В зависимости от условий работы картофель различных фракций можно собирать и в транспортные средства.
Оборудование пункта приводится в действие от двигателя внутреннего сгорания ЗИД-4,5 Б, вала отбора мощности трактора или электродвигателя. Электропривод, помимо электродвигателя, имеет автоматический включатель и штепсельное силовое соединение.
Устройство узлов и механизмов пункта. Основные части пункта: приемный бункер и сортировка, вспомогательные рельсы с тележками и контейнеры.
Приемный бункер. На сварной раме (рис. 2) смонтирован – транспортер, представляющий собой бесконечное прорезиненное полотно с боковыми стенками из листовой стали. Полотно транспортера огибает нижний ведомый и верхний ведущий валы. Рабочая ветвь полотна поддерживается одиннадцатью роликами, вращающимися в подшипниках скольжения. Натягивают полотно перемещением ведомого вала. Полотно шириной 800 мм и толщиной 6 мм закреплено на двух вту-лочно-роликовых цепях с шагом 38 мм.
Боковые стенки и транспортер образуют бункер корытообразной формы. Для увеличения вместимости бункер комплектуется деревянными щитами.
Рама с прицепом опирается на чугунные литые колеса. Для перевода бункера из рабочего положения в транспортное предусмотрен винтовой механизм.
Ведущий вал транспортера приводится во вращение цепной передачей с выходного вала коробки скоростей. В коробке смонтированы коническая пара шестерен, связанная с карданной передачей, и две пары цилиндрических шестерен. Переключением передачи в коробке можно получить две скорости движения полотна—0,023 и 0,046 м/с.
Карданный вал передачи к коробке скоростей связан цепной передачей с главным валом привода узлов и механизмов пункта.
Ка-ртофелесортировка роликового типа (КСЭ-15Б) предназначена для разделения клубней на фракции и очистки их от примесей. Основные узлы сортировки: загрузочный транспортер (рис. 100), сортировальная поверхность, выгрузные транспортеры, мешкодержатели, транспортер примесей, лотки, двигатель, рама с прицепом и колесами.
Загрузочный транспортер принимает картофель из бункера и подает его на сортировальную поверхность. Транспортер смонтирован на сварной трубчатой раме. Прорезиненное полотно транспортера закреплено на двух втулочно-роликовых цепях с шагом 38 мм, надетых на звездочки верхнего (ведущего) и нижнего (ведомого) валов. К полотну с шагом 304 мм прикреплены металлические лопасти из листовой стали толщиной 2 мм. Нижний (ведомый) вал оборудован винтовыми натяжни-ками.
Рама транспортера связана шарнирно с рамой сортировки. Винтовым устройством можно регулировать наклон транспортера. Ведущий вал транспортера приводится во вращение цепной передачей от вала привода роликов. Скорость движения полотна транспортера 0,31 м/с.
Сортировальная поверхность — главный рабочий орган сортировки. На нем отделяются примеси и сортируются клубни на три фракции. Процессы сепарации и сортирования происходят на роликах. На столе смонтированы пять сепарирующих, один цилиндрический, шесть фигурных роликов для отделения мелкой фракции картофеля и пять фигурных роликов для отделения средней фракции.
Каждый сепарирующий ролик представляет собой шестигранный вал, на который надеты ступицы из во-локнита с резиновыми пальцами. При вращении роликов картофель транспортируется к сортирующим роликам, а примеси проваливаются сквозь просветы роликов на транспортер примесей. Для очистки роликов от залипа-ния почвой предусмотрены чистики.
За сепарирующими роликами установлен гладкий литой резиновый ролик диаметром 65 мм. Он перекрывает пространство между сепарирующими и сортирующими роликами. Сортирующие ролики для отделения клубней мелкой и средней фракций устроены одинаково, т.е. в виде литых резиновых роликов диаметром 80 мм, и отличаются размерами выточек. Два смежных ролика для мелкой фракции образуют ячейки диаметром 45 мм, а для средней фракции —55 мм. Для изменения качества фракции можно раздвигать ролики и регулировать тем самым размеры ячеек. Крупная фракция идет сходом с сортировальной поверхности. На концах валов роликов укреплены звездочки, получающие вращение цепью от ведущего вала сортировальной поверхности. Для очистки роликов от налипшей почвы смонтировано устройство в виде валиков с фигурными чистиками.
Выгрузные транспортеры и транспортер примесей имеют примерно одинаковое устройство и отличаются лишь тем, что верхняя ветвь полотна транспортера примесей поддерживается полозками, а само полотно не имеет лопастей. Каждый транспортер представляет собой бесконечное полотно, огибающее ведомый и ведущий валы. Рабочая ветвь выгрузных транспортеров поддерживается в средней части двумя валиками с роликами. Все три выгрузных транспортера взаимозаменяемы и установлены под регулируемым углом к горизонту. К полотну выгрузного транспортера болтами прикреплены резиновые лопасти.
Ведущие валы транспортеров приводятся во вращение цепными передачами от главного вала передаточного механизма. Передаточные отношения подобраны так, что полотно выгрузного транспортера движется со скоростью 0,28 м/с, а полотно транспортера примесей-—со скоростью 1,06 м/с.
Мешкодержатели смонтированы в конце выгрузных трайспортеров. Они изготовлены из листовой стали и снабжены перекидным клапаном.
Рама сортировки сварная цз труб и опирается на три пневматических колеса. В передней части рамы смонтирован прицеп.
Движение всем рабочим органам сортировки и бункера передается клиноременной передачей. Если на сортировке установлен двигатель внутреннего сгорания, то передаточное число клиноременной передачи от вала двигателя на вал контрпривода составляет 1,6 (ведущий шкив диаметром 140 мм, а ведомый диаметром 224 мм). Если же передача предусмотрена от электродвигателя, то ведущий и ведомый шкивы имеют диаметры 125 и 230 мм соответственно.
В случае привода рабочих органов от трактора вал . отбора мощности связывается непосредственно с валом контрпривода. От вала контрпривода цепной передачей вращение передается главному валу, а от него всем paбочим органам.
Рельсы и тележки предназначены для перемещения контейнеров с картофелем из-под выгрузных транспортеров. В комплекте оборудования шесть тележек и три звена рельсов. Тележка представляет собой сварную рамку из уголков, опирающуюся на четыре колеса. Каждое звено рельсового пути выполнено из двух уголков (45X45X5), соединенных такими же поперечными уголками.
Подготовка к работе картофелесортировального пункта и основные регулировки оборудования. Картофелесор-тировальный пункт размещают в поле возле буртов, у хранилищ и на приемных пунктах с учетом удобного подъезда тракторных прицепов и автосамосвалов к приемному бункеру.
Подготовка к работе. После сборки оборудования и перед пуском его в работу тщательно проверяют состояние рабочих органов и механизмов, а также надежность всех креплений. В зависимости от вида приво- а да (двигатель внутреннего сгорания, электропривод) устанавливают соответствующую клиноременную передачу и натягивают ремни перемещением двигателя по опорной плите. При нормальном натяжении ведущая ветвь ремня отклоняется рукой на 15—20 мм. Схема управления электродвигателя предусматривает ручное управление нажатием кнопок «Пуск» и «Стоп», а также защиту двигателя от токов короткого замыкания и перегрузок. Если привод предусматривается от вала отбора мощности трактора, то надевают на конец вала шлицевую вилку передачи и после совмещения стяжного болта вилки с фиксирующей проточкой на валу трактора затягивают болт.
После соединения с валом отбора мощности трактора монтируют ограждение передачи. У оборудования пункта предусмотрены следующие регулировки: натяжение цепей, ремней и полотен транспортеров; наклон переборочных, выгрузных и загрузочного транспортеров; расстановка сортирующих роликов; затяжка пружины предохранительной муфты.
Полотна всех транспортеров натягивают перемещением ведомых валов натяжными устройствами. Наклон выгрузных транспортеров изменяют удлинением или укорачиванием цепей, надетых на крючки для рамы. Наклон загрузочного транспортера сортиррвки изменяют специальным винтом.
Расстановка сортирующих роликов определяет качество фракции картофеля. На сортировке КСЭ-15Б, поступившей с завода, сортирующие ролики расставлены с зазорами 10 мм (считая по наибольшему диаметру), при этом у роликов мелкой фракции ячейки имеют диаметр 45 мм, а у роликов средней фракции — 55 мм. Размеры ячеек при необходимости можно изменить, раздвигая или сдвигая ролики. Предварительно необходимо ослабить болты крепления роликов с обеих сторон сортировки.
Контроль качества работы пункта. Качество работы пункта оценивается точностью разделения картофеля на фракции, чистотой фракций и полнотой отбора поврежденных клубней. Для контроля качества работы пункта периодически берут пробы не менее чем по 100 клубней из каждой фракции.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пункты послеуборочной обработки картофеля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы