Пусковой подогреватель ПЖД-44Б (рис. 49) предназначен для прогрева двигателя перед пуском при температуре окружающего воздуха от —5 до —50 °С.
Для подогревателя применяется то же топливо, что и для двигателя, распыливание осуществляется форсункой, воспламенение — свечой накаливания. Подогреватель состоит из неразборного котла, горелки, форсунки, насосного агрегата, включающего нагнетатель, водяной и топливный насосы, которые приводятся в действие электродвигателем. Топливо по системе трубопроводов подается, к форсунке через электромагнитный клапан. В комплект подогревателя входит и щиток приборов управления, который установлен на панели приборов в кабине автомобиля.
Котел подогревателя сварной конструкции выполнен из листовой стали и имеет четыре полости. Внутренняя (центральная) полость служит камерой сгорания. Наружная и прилегающая к камере сгорания полости образуют водяную рубашку котла. Между этими полостями расположен газоход, соединенный с выпускным патрубком. Для обеспечения лучшей циркуляции охлаждающей жидкости водяные полости котла соединены между собой тремя радиальными отверстиями диаметром 50 мм.
Рис. 49. Схема пускового подогревателя:
Рис. 50. Насосный агрегат, подогревателя:
1— подводящий патрубок водяного насоса; 2 — рабочее колесо водяного насоса; 3 — гайка сальника; 4 — кольцо сальника; 5 — корпус нагнетателя; 6 — крыльчатка; 7— улитка; 8 — электродвигатель; 9 — установочные прокладки; 10— топливный насос; 11 —контргайка; 12 — ступица крыльчатки; 13 — сальник нагнетателя; 14 — сетка всасывающего коллектора нагнетателя; 15 — сливной краник
Водяная полость котла соединена трубами с водяной рубашкой двигателя. К левому торцу котла болтами крепится горелка, внутри которой установлена свеча накаливания, а в свободный торец горелки ввернута форсунка. Во внутреннюю полость горелки нагнетается воздух вентилятором по трубе. Горячие газы, омывая стенки водяной рубашки и отдавая тепло, выходят по трубе под поддон двигателя и нагревают находящееся в нем масло.
Циркуляция охлаждающей жидкости в котле подогревателя и водяной рубашке двигателя обеспечивается водяным насосом по системе трубопроводов. Топливо подается к форсунке топливным насосом. Насос засасывает профильтрованное топливо от фильтра грубой очистки через кран по топливопроводам. Между топливным насосом и форсункой установлен электромагнитный клапан, предназначенный для отключения или включения форсунки путем перекрытия топливной магистрали подогревателя. Для слива охлаждающей жидкости из пускового подогревателя на подводящем патрубке водяного насоса и в котле установлены сливные краники.
К торцу крышки электродвигателя (рис. 50) со стороны выходящего вала ротора крепится улитка двумя специальными гайками, навернутыми на стяжные шпильки _ крышек двигателя. С наружным торцом улитки соединен корпус нагнетателя. Корпус нагнетателя и улитка образуют внутри две разделенные сальником полости: полость водяного насоса и полость нагнетателя. На валу электродвигателя закреплены рабочее колесо водяного насоса и крыльчатка нагревателя. Рабочее колесо напрессовано на конец вала и зафиксировано шпонкой и гайкой с замковой шайбой. Крыльчатка крепится винтами к ступице и центрируется на ее выступе. Ступица напрессована на вал и зафиксирована винтом, острый конец которого входит в радиальное углубление на валу ротора электродвигателя. Производительность водяного насоса при напоре 1,5 м вод. ст. составляет не менее 50 л/мин, а максимальный напор — не менее 5 м вод. ст.
Производительность нагнетателя при напоре 100 мм вод. ст. составляет 110 м3/ч. Максимальный напор, создаваемый нагнетателем,— не менее 140 мм вод. ст.
С противоположной стороны двигателя в его крышку ввернут корпус топливного насоса, ведущая шестерня которого соединена с валом двигателя кулачковой муфтой. В отливке корпуса нагнетателя выполнен водоотводящий патрубок водяного насоса и всасывающий коллектор нагнетателя, который закрыт сетчатым фильтром.
Топливный насос подогревателя (рис. 51) — шестеренчатый. Максимальная производительность насоса при давлении топлива 0,5 кгс/см2 — не менее 40 кг/ч, максимальное давление — не менее 12 кгс/см2. Ведущая и ведомая шестерни насоса размещаются в стальной проставке, которая вместе с крышкой крепится болтами к корпусу насоса. Шестерни центрируются в отверстиях корпуса и крышки. Удлиненный валик ведущей шестерни проходит через отверстие в корпусе и соединяется муфтой с валом электродвигателя. Сальник, запрессованный в выточку корпуса и удерживаемый от осевого перемещения стопорным кольцом, предотвращает просачивание топлива из насоса.
Рис. 51. Топливный насос подогревателя:
1 — муфта; 2 — переходник; 3 — гайка; 4 — стопорное кольцо; 5 — сальник; 6 — корпус насоса; 7— болт; 8 — ведомая шестерня; 9 — крышка; 10 и 15 — штуцера; 11 — заглушка; 12 — ведущая шестерня; 13 — проставка; 14 — уплотнительное кольцо; 16 — контргайка; 17 — накидная гайка; 18 — регулировочный винт; 19 — пружина клапана; 20 — шарик-клапан
Рис. 52. Электромагнитный клапан:
1 — электромагнит; 2, 7 и 9 — уплотнительные прокладки; 3 и 10— штуцера; 4— корпус клапана; 5 — корпус фильтра; 6 — пружина фильтра; 8 — топливный фильтр
Корпус насоса с помощью переходника крепится к крышке двигателя и контрится гайкой. Резьбовая часть переходника обеспечивает регулировку соединения вала двигателя с муфтой. В нагнетающей полости насоса установлен редукционный клапан, обеспечивающий соединение всасывающей и нагнетающей полостей насоса при работающем электродвигателе, когда закрыт электромагнитный клапан подогревателя. Редукционный клапан с помощью регулировочного винта (путем изменения степени сжатия пружины) отрегулирован на давление, обеспечивающее нормальную работу подогревателя.
Электромагнитный топливный клапан (рис. 52) состоит из корпуса, электромагнита и фильтра. Сердечник электромагнита соединен с клапаном, опирающимся на седло штуцера. Направляющий хвостик клапана входит в отверстие штуцера. При включении электромагнита его сердечник поднимается и клапан открывает отверстие в штуцере, обеспечивая тем самым пропуск топлива к форсунке. Со стороны подвода топлива к клапану установлен фильтр, обеспечивающий дополнительную фильтрацию топлива при подаче его в форсунку.
Форсунка подогревателя (рис. 53) состоит из корпуса, распылителя, камеры и фильтра. Камера удерживается от осевого перемещения специальным винтом, имеющим ряд сквозных отверстий для подачи топлива к распылителю. Между наружной цилиндрической стороной камеры и внутренней стенкой распылителя образована кольцевая полость, которая радиальными отверстиями диаметром 0,3 мм соединена с выточкой в переднем торце камеры. Диаметр отверстия распылителя равен 0,42 мм.
С противоположной стороны корпуса распылителя ввернут корпус фильтра, являющийся одновременно штуцером для подсоединения топливопровода. Фильтр распылителя обеспечивает окончательную фильтрацию топлива, перед распылом. При работе форсунки топливо через фильтр, отверстие в прокладке, отверстия в винте попадает под давлением в кольцевую полость внутри распылителя, откуда через радиальное отверстие в камере и центральное отверстие распылителя впрыскивается в туманообразном состоянии в камеру сгорания горелки подогревателя. Угол распыла топлива составляет 60°.
Рис. 53. Форсунка:
1 — распылитель; 2 — камера; 3, 6 и 8 — прокладки; 4 — винт; 5—корпус; 7 — фильтр; 9— пружина; 10 – корпус фильтра
В процессе эксплуатации автомобиля запорный кран должен быть всегда закрыт (положение //) для предотвращения подсоса воздуха в систему питания двигателя. Открывать запорный кран (положение I) следует только при пользовании пусковым подогревателем.
Техническое обслуживание подогревателя проводится один раз в год, при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации, в следующем порядке:
1. Снять и разобрать форсунку. Отверстие в камере, центральное отверстие распылителя и отверстие в винте камеры прочистить стальной проволокой диаметром 0,25 мм (не более). После этого детали форсунки промыть в бензине и чистом дизельном топливе, продуть сжатым воздухом и собрать форсунку. При сборке обратить особое внимание на правильное положение камеры (отверстиями к .соплу распылителя) и надежную затяжку ее винтом. После сборки проверить качество распыла топлива форсункой, не вворачивая ее в горелку. Распыл должен быть тонким, в виде туманооб-разного конуса с углом не менее 60°.
2. Очистить от нагара свечу накаливания и горелку.
3. Промыть топливный фильтр электромагнитного клапана в бензине и продуть сжатым воздухом.
4. Смазать топливный насос индустриальным маслом 12, которое ввести через штуцер, слегка прокручивая вал за крыльчатку нагнетателя.
5. Снять чехол с сетки воздухозаборника насосного агрегата.
6. Пустить подогреватель и отрегулировать его работу. При этом система охлаждения должна быть заполнена охлаждающей жидкостью.
7. Проверить затяжку болтов крепления котла и насосного агрегата, направляющей газов и защитного кожуха. При необходимости болтовые соединения подтянуть.
При подготовке автомобиля к летней эксплуатации необходимо закрывать сетку воздухозаборника насосного агрегата чехлом, имеющимся в комплекте ЗИП автомобиля, в следующем порядке:
1. Надеть чехол отверстием с прорезью на патрубок (широкой полкой в сторону патрубков), обвернув его вокруг сетки воздухозаборника.
2. Затянуть чехол до плотного прилегания к сетке, предварительно пропустив шнур с двух сторон.
3. Свободный конец шнура обернуть вокруг корпуса воздухозаборника и завязать на патрубке насосного агрегата.
Такая защита предупреждает попадание воды и грязи в насосный агрегат и повышает надежность и долговечность подогревателя в эксплуатации.
Регулировка работы пускового подогревателя в зависимости от температуры окружающего воздуха заключается в установлении оптимальной подачи топлива в камеру сгорания, при которой обеспечивается равномерный шум горения и голубоватый цвет выходящих газов. Нормальным считается горение на грани появления пламени на выходе из подогревателя. Не допускается работа подогревателя с открытым выходом пламени.
Оптимальная подача топлива регулируется винтом редукционного клапана топливного насоса подогревателя. Для увеличения количества топлива, поступаю; щего через форсунку в подогреватель, необходимо отвернуть накидную гайку, отпустить контргайку и заворачивать винт до появления следов пламени из выхлопной трубы подогревателя. При вывертывании регулировочного винта количество подаваемого топлива уменьшается. После регулировки обязательно законтрить регулировочный винт контргайкой и поставить на место колпачковую гайку. Для обеспечения нормальной работы подогревателя регулировку подачи топлива следует производить при отрицательных температурах окружающего воздуха (не выше —5 °С).
При необходимости снятия и последующей установки топливного насоса его дренажное отверстие должно быть направлено вниз, с тем чтобы просочившееся через сальник топливо не попадало в электродвигатель насосного агрегата, а стекало на землю.
Пользование пусковым подогревателем имеет некоторые особенности. Хорошая работа подогревателя во многом зависит от применяемого топлива. При очень низких температурах необходимо применять арктическое дизельное топливо. Можно также использовать керосин марки ТС-1 (ГОСТ 1842—52), но при этом нужно отключить подогреватель от системы питания двигателя и подключить его к отдельному топливному баку.
Если система охлаждения двигателя будет заполняться водой, то перед пуском подогревателя нужно подготовить 55 л воды, а затем выполнить следующие операции:
1. Закрыть сливные краники на патрубке водяного насоса двигателя, насосном агрегате и котле подогревателя. Снять пробку радиатора и крышку заливной трубы подогревателя, открыть краник выпуска воздуха на правой водосборной трубе двигателя.
2. Открыть запорный кран 5 (см. рис. 49) системы питания подогревателя.
3. Прокачать систему питания подогревателя топливом, для чего выключатель электромагнитного клапана (рис. 54) и переключатель электродвигателя насосного агрегата одновременно установить в положение «Работа» на 10—15 с, затем выключатель 3 перевести в положение «Продув», а переключатель — в нейтральное положение.
4. Включить свечу накаливания поворотом рычажка 5 влево и удерживать его в таком положении 25—60 с до накала контрольной спирали на щитке приборов в ярко-красный цвет.
5. Установить выключатель электромагнитного клапана в по<-ложение «Работа», а переключатель электродвигателя насосного агрегата — в положение «Пуск».
6. С началом гудения пламени в котле, что свидетельствует о пуске подогревателя, необходимо вначале отпустить рычажок включателя свечи накаливания, а затем перевести переключатель электродвигателя насосного агрегата в положение «Работа». Если подогреватель не удалось пустить (отсутствует характер’ ный гул горения), необходимо установить выключатель электромагнитного клапана в положение «Продув» и, оставляя переключатель электродвигателя насосного агрегата в положении «Рабо» та», продуть камеру и газоход в течение 1—1,5 мин. После этого перевести переключатель в нейтральное положение и повторить пуск подогревателя. В случае неудачной повторной попытки пуска необходимо найти и устранить неисправность.
7. После 10—15 с работы подогревателя залить в котел через заливную трубу 10—12 л воды (одно ведро). В дальнейшем через 2—4 мин работы подогревателя заливать по 10—12 л воды до полного заполнения системы охлаждения. Закрыть краник выпуска воздуха на правой водосборной трубе двигателя и пробку радиатора, навернуть крышку горловины заливной трубы подогревателя.
8. Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 60—80 °С и выключить подогреватель, установив выключатель 3 электромагнитного клапана в положение «Продув» и оставляя переключатель электродвигателя насосного агрегата в положении «Работа». Продуть камеру и газоход подогревателя в течение 30 с для удаления остатков продуктов сгорания. Перевести переключатель в нейтральное положение и закрыть запорный кран системы питания подогревателя.
9. Пустить двигатель стартером. После 2—3 мин работы при средней частоте вращения коленчатого вала проверить уровень воды в радиаторе, при необходимости долить и закрыть капот отсека двигателя.
Рис. 54. Щиток пускового подогревателя:
1 — кнопка предохранителя; 2 — переключатель электродвигателей; 3 — выключатель электромагнитного клапана; 4— контрольная спираль; 5 —включатель свечи накаливания;
Если система охлаждения двигателя заполнена антифризом, то пуск подогревателя осуществляется в аналогичном порядке, В случае необходимости дозаправляют систему охлаждающей жидкостью.
При пользовании пусковым подогревателем необходимо соблюдать следующие требования:
1. Запрещается пускать подогреватель при наличии топлива или масла на масляном поддоне двигателя во избежание возникновения пожара.
2. Кран топливной системы подогревателя необходимо открывать только на время работы подогревателя.
3. Во время работы подогревателя водитель не должен отлучаться от автомобиля; в случае появления дыма или пламени на выхлопе при установившемся режиме работы следует немедленно выключить подогреватель, отключить аккумуляторные батареи выключателем массы и только после этого приступить к устранению неисправности.
4. Запрещается пускать подогреватель сразу после его остановки или повторно пускать при неудачной первой попытке без предварительной продувки газохода; во время продувки подогревателя необходимо следить за тем, чтобы отверстие в дренажной трубке котла не было забито; его необходимо своевременно прочищать.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пусковой подогреватель двигателя КрАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы