Крутящий момент на передние ведущие мосты колесных тракторов передается одним из двух способов: блокированием привода ведущих осей; автоматическим включением переднего моста.
Каждый из применяемых способов имеет свои особенности, которые и следует учитывать при эксплуатации.
Особенности работы на тракторе с блокированным приводом ведущих мостов (на примере Т-150К). Крутящий момент от двигателя передается через раздаточную коробку (рис. 52) и карданный вал на задний мост, а при включении шестерни, посаженной на нижнем валу раздаточной коробки, и карданного вала — на передний мост. Далее вращение через планетарные механизмы конечных передач поступает к ведущим колесам трактора.
Рис. 52. Схема механизмов, передающих крутящий момент на ведущие мосты трактора Т-150К:
1 — конечная передача; 2 — передний мост; 3 и 5 — карданные валы; 4 — раздаточная коробка; 6 — задний мост; 7— подвижная шестерня.
Когда трактор типа Т-150К стоит на месте или движется без нагрузки, сила тяжести примерно распределяется так, что на переднюю ось падает 65%, а на заднюю 35% этой силы. Во время же работы трактора с нормальной тяговой нагрузкой происходит перераспределение сил, в результате чего на оба моста (передний и задний) нагрузка распределяется равномерно, т. е. по 50%.
Если трактор такого типа заставить работать с включенным передним мостом на холостом ходу или с небольшими нагрузками, то это вызовет повышенный износ шин, а также деталей и узлов трансмиссии, а в некоторых случаях и их поломку.
Причина такого явления заключается в том, что в результате различной нагрузки на ведущие мосты колеса переднего моста будут иметь меньший радиус качения, чем колеса заднего моста, а следовательно, и меньшую окружную скорость. Если при этом передний мост будет включен, то выравнивание окружных скоростей будет происходить за счет скольжения передних и буксования задних колес. В механизмах, соединяющих мосты (планетарные механизмы конечных передач, карданные валы, раздаточная коробка), появится «вредная» мощность, проявление которой снизит тяговое усилие трактора и будет способствовать быстрому износу деталей и даже появлению поломок. Поэтому совершенно недопустимо, чтобы трактор подобной конструкции работал на холостом ходу или с малыми нагрузками при одновременно включенных переднем и заднем ведущих мостах.
Передний мост следует включать только при работах трактора на стерне и мягких почвах, во время бездорожья и при повышенном буксовании колес. На транспортных работах допускается кратковременное включение переднего моста только для преодоления тяжелых участков дороги.
Особенности работы на тракторе с автоматическим включением переднего моста (на примере трактора МТЗ-82).
Особенность первая. Самоблокирующийся дифференциал переднего моста позволяет реализовать различные тяговые усилия левым и правым колесами в зависимости от сцепной силы, приходящейся на каждое из них и условий сцепления колеса с почвой.
Колесо, идущее по. борозде, при пахоте имеет лучшее сцепление с почвой, чем колесо, скользящее по полю, и развивает большое тяговое усилие. Поэтому правое и левое колеса обладают различным процентом буксования, а следовательно, и различным износом. Неодинаковое изнашивание шин наблюдается при транспортных работах из-за поперечного уклона дороги и др.
Учитывая это обстоятельство, меняйте местами шины переднего моста один раз в год при проведении сезонного технического обслуживания (СТО-ВЛ). Этим вы удлините срок службы шин. Так же переставляйте шины и в том случае, если при работе трактора будет обнаружен односторонний износ протектора.
Рис. 53. Схема механизмов, передающих крутящий момент на ведущий мост трактора МТЗ-82:
1 — передний мост; 2 — карданный вал; 3 — предохранительная муфта; 4 — раздаточная коробка; 5 — муфта свободного хода; 6 — коробка передач; 7— тяга управления; 8 — стойка; 9 — упор; I…III — варианты включений.
Особенность вторая. Крутящий момент на передний мост (рис. 53) передается от коробки передач через раздаточную коробку, предохранительную муфту и карданный вал.
Раздаточная коробка представляет собой одноступенчатый шестеренный редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия. Шестерня раздаточной коробки находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней, установленной в коробке передач и соединенной с шестерней вторичного вала.
Тракторист из кабины управляет раздаточной коробкой с помощью рукоятки, которая через тягу перемещает зубчатую муфту, скользящую по шлицам вала раздаточной коробки.
Зубчатая муфта может занимать три фиксированных положения: I — муфта отключена, упор находится внизу (крутящий момент на ведущий вал не передается); II — муфта включена, упор вставлен в средний паз стойки 8 (крутящий момент передается); III — муфта заблокирована, упор поставлен в верхний паз стойки 8 (передний и задний мосты жестко соединены).
Если во время работы трактора зубчатую муфту раздаточной коробки поставить в положение II, то передний мост включится автоматически, как только буксование задних колес трактора достигнет 6% (при отношении радиусов качения задних колес к передним, равном 1,67).
Правильное применение переднего моста в значительной степени уменьшает износ шин трактора и расход топлива. Работая на тракторах типа МТЗ, используйте передний мост в следующих случаях.
Муфта свободного хода отключена. В такое положение установите рукоятку управления раздаточной коробкой при работе трактора на сухих дорогах, а также при отсутствии буксования задних колес, особенно при транспортных переездах с навешенными сзади трактора машинами.
Рис. 54. Карданный вал трактора МТЗ-82:
а — общий вид; б—кронштейн; 1 — промежуточная опора; 2 — карданный вал; 3 — кронштейн; 4 — крышка.
Муфта свободного хода включена — основной режим работы трактора с передним мостом (включите при буксовании задних колес). При этом передние колеса независимо от желания тракториста по мере надобности автоматически включаются в работу.
Муфта свободного хода заблокирована. Принудительное включение применяют в случае необходимости, при движении трактора задним ходом, а также в условиях длительной и непрерывной работы переднего моста при большом буксовании, например на пахоте и сплошной культивации. Принудительное включение используют также при работе на скользких дорогах и крутых склонах, так как при этом действие тормозов распространяется и на передние колеса, что повышает эффективность торможения.
Особенность третья. Во время эксплуатации трактора радиусы качения колес, а следовательно, и их соотношения могут изменяться в зависимости от изменения давления воздуха в шинах, нагрузок на них, степени износа протектора, а также при установке на трактор шин других размеров или с разной степенью износа протекторов. Все это приводит к тому, что передний мост будет включаться не только когда нужно, но и тогда, когда не нужно.
Поэтому при эксплуатации трактора такого типа следует своевременно контролировать внутреннее давление в шинах и доводить его до рекомендуемой нормы. Новые шины на трактор желательно устанавливать комплектно или попарно (задние и передние). Шины, бывшие в употреблении, надо выбирать с одинаковой степенью износа.
Если при вынужденной замене шин не удается выдержать требуемого отношения радиусов качения, то нужно исключить постоянное автоматическое включение переднего моста и его вредные последствия переводом зубчатой муфты в положение I (муфта отключена) и передним ведущим мостом не пользоваться.
При эксплуатации трактора с передним ведущим мостом периодически проверяйте правильность действия предохранительной муфты, которая должна передавать без буксования крутящий момент не менее 250…300 Н- м. По мере износа деталей муфты значение передаваемого крутящего момента уменьшается, в результате чего она чаще буксует и передний мост менее эффективно участвует в работе. Признаком нарушения регулировки предохранительной муфты служит остановка трактора из-за полного буксования задних колес (передние колеса при этом не вращаются).
В случае нарушения регулировки предохранительную муфту надо отрегулировать.
При работе трактора в летний сухой период на транспортных работах, когда передний ведущий мост не нужен, его карданный вал целесообразно отъединить от ведущей шестерни главной передачи. Для этого отключите раздаточную коробку, поставив рычаг зубчатой муфты в положение I — муфта отключена.
Отверните гайки, выньте болты из соединительных фланцев и отъедините от ведущей шестерни главной передачи конец карданного вала.
Провертывая карданный вал в обе стороны вручную, убедитесь в том, что зубчатая муфта отключена и вал свободно вращается.
Присоедините карданный вал (рис. 54, а) к поддерживающему кронштейну, укрепленному на фланце крышки переднего моста с помощью снятых четырех болтов с гайками.
Кронштейн можно изготовить в мастерских хозяйства из стального листа толщиной не менее 2 мм по эскизу, показанному на рисунке 54, б.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Работа на колесных тракторах с передними ведущими мостами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы