Распределитель предназначен для управления работой основного и выносных цилиндров и предохранения гидросистемы от перегрузок. На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 установлен трехзолотниковый распределитель с силовым регулированием, максимальной пропускной способностью 75 л/мин.
Распределитель состоит из корпуса, двух крышек, трех золотников, в сборе с механизмом возврата в нейтральное положение, перепускного и предохранительного клапанов, уплотнений. В корпусе выполнены три сквозных отверстия для золотников и одно для перепускного клапана, а также нагнетательный канал Б, соединяющий полости перепускного клапана и золотников, сливной канал В и канал управления Г.
Гидрораспределитель обеспечивает раздельное управление работой трех силовых цилиндров. Каждый его золотник можно устанавливать (независимо от других золотников) в одно из четырех положений —«нейтральное», «подъем», «плавающее», «принудительное опускание».
Рис. 1. Распределитель
Рассмотрим работу распределителя в каждом из четырех положений золотников.
«Нейтральное положение» используется для удержания навесной машины на определенной высоте относительно почвы. В нейтральном положении золотник удерживается пружиной, при этом нижний стакан упирается в дно нижней крышки корпуса, а верхний — в обойму фиксаторов. Пружина сжата на величину, заданную ей при сборке распределителя.
В этом положении золотник отсоединяет нагнетательный канал Б от полостей Ж и 3, следовательно, масло не может поступать в цилиндр. В то же время нижний узкий поясок золотника отсоединяет полость Ж от сливной полости К нижней крышки, а верхний узкий уплотняющий поясок разобщает выходное отверстие от сливного канала В. Такшм образом золотник запирает вход масла в цилиндр и выход из него, поэтому поршень находится в зафиксированном положении.
Масло, подаваемое насосом, отводится из нагнетательного канале через перепускной клапан следующим образом. Канал управления Г открыт, так как выточка на золотнике между двумя верхними широкими поясками находится на оси канала’ Г. Масло, находящееся в полости А над цилиндрическим пояском перепускного клапана 8, поступает в канал Г и через жиклерные отверстия—-в сливной канал В, откуда по вертикальному каналу масло поступает в сливную полость К нижней крышки распределителя и оттуда по трубопроводу в бак.
Давление масла над цилиндрическим пояском клапана резко упадет до 0,3 МПа (3 кгс/см2), в полости же нагнетательного канала Б оно будет относительно большим, так как количество масла, которое будет уходить из нее через калиброванное отверстие в перепускном клапане, небольшое по сравнению с количеством масла, подаваемого насосом.
Но избыточное давление в полости Б действует во все стороны с одинаковой силой. Так как диаметр грибка меньше, чем диаметр цилиндрического пояска клапана, суммарное давление на поясок будет больше. За счет разности давления 0,1—0,15МПа (1 —1,5 кгс/см2) на поясок и верхний торец грибка клапана усилие пружины будет преодолено и клапан поднимется вверх, открыв выход маслу из нагнетательной Б полости в сливную К.
В позиции «подъем» золотник устанавливается з крайнее нижнее положение. При этом пружина сжата верхним стаканом. Три шариковых фиксатора вышли в нижнюю выточку обоймы фиксаторов и в таком положении удерживаются втулкой. Золотник фиксируется в данном положении.
Четвертый, считая сверху, поясок золотника опустился ниже верхней кромки нагнетательного канала Б и масло, проходя по выточке в золотнике, поступает в отводное отверстие к цилиндру. Одновременно нижний узкий поясок золотника выходит за нижнюю плоскость корпуса распределителя и отводное отверстие Ж сообщается со сливной полостью К. Из подпоршневого пространства цилиндра масло поступает в отводное отверстие Ж и по выточке в золотнике и щелям в обойме фиксаторов проходит в полость К и затем по трубопроводам в бак.
Рис. 2. Движение масла в распределителе при положениях золотника «нейтральное» (а), «подъем» (6), «плавающее» (в) и «принудительное опускание» (е) (основные позиции указаны на рисунке 70).
Перепускной клапан при этом будет закрыт, поскольку верхний широкий поясок золотника перекрывает канал управления.
Подъем сельскохозяйственного орудия происходит до тех пор, пока тракторист не передвинет рукоятку управления золотника в нейтральное положение или поршень не упрется в крышку цилиндра, после чего сработает автоматическое устройство возврата золотника в нейтральное положение.
Устройство автоматического возврата золотника размещено внутри нижней части золотника и состоит из гильзы, шарикового клапана, гнезда, направляющей, пружины, толкателя и регулировочного винта, имеющего отверстие для прохода масла. Гильза вместе с размещенными в ней деталями вворачивается в золотник. Между торцом гильзы и золотником устанавливается шайба и сетчатый фильтр.
При повышении давления масла до 12,5—13,5 МПа (125— 135 кгс/см2) шариковый клапан бустерного устройства отходит от гнезда, сжимая пружину. Масло под давлением поступит вниз через отверстие в головке направляющей клапана, пройдет через отверстие в винте и надавит на толкатель. В результате этого пружина фиксатора сожмется, втулка опустится, и, таким образом, шарики не будут выжиматься конической головкой втулки и смогут свободно перемещаться в радиальном направлении; Тем самым фиксация золотника прекратится и он под действием пружины займет нейтральное положение.
При плавающем положении золотник поднят в крайнее верхнее положение, все сливные каналы открыты. Выточка между вторым и третьим пояском на золотнике расположена против канала управления Г, открывая тем самым выход рабочей жидкости из полости над пояском перепускного клапана. В то же время масло может свободно поступать как в силовой цилиндр, так и выходить из него через канал В, поскольку проточка на золотнике между его третьим и четвертым поясками сообщает отверстие со сливным каналом В.
При перемещении поршня масло может свободно поступать в верхнюю и нижнюю полости цилиндра, так как отверстие Ж соединяется со сливной полостью проточкой на золотнике. Это позволяет сельскохозяйственной машине копировать рельеф почвы при помощи опорного колеса и обеспечивает постоянную глубину обработки.
Фиксация золотников в плавающем положении осуществляется аналогично позиции «подъем».
Положение принудительного опускания применяется только при работе трактора с гидрофицированными прицепными орудиями, если у них опускание рабочих органов принудительное, а также при работе с ямокопателями, погрузчиками и другими механизмами и машинами подобного типа. В данной позиции золотник не фиксируется, а удерживается рукой при помощи рукоятки управления.
Положение «принудительное опускание» является средним между нейтральной и плавающей позициями золотника. Золотник поднят вверх, и его пружина сжата. Масло не будет выходить из колодца перепускного клапана в сливной канал В, так как второй сверху поясок золотника закроет канал управления Г. В то же время третий сверху поясок золотника откроет канал В, и масло из полости цилиндра через отверстие по выточке золотника и каналу В будет сливаться в полость К и далее в маслобак. Доступ маслу из полости нагнетательного канала Б в отверстие закрыт четвертым пояском.
Поскольку пятый поясок золотника находится посредине нагнетательного канала и рабочая жидкость по выточке между пятым и шестым поясками поступает в отверстие X и затем в цилиндр, произойдет принудительное опускание орудия.
Распределитель Р75-ВЗВР тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 имеет следующие конструктивные отличия от распределителя Р75-ВЗВ тракторов МТЗ-50, МТЗ-52:
1) в корпусе канал управления Г не сообщается сверлением. со сливным каналом В;
2) вместо пробки 36 установлен штуцер 38, через который канал управления по трубопроводу соединяется с силовым регулятором;
3) в перепускной клапан вмонтирован дополнительный стержневой клапан, поджатый пружиной, который улучшает работу распределителя в системе силового и позиционного регулирования.
Установка распределителя Р75-ВЗВР на трактор без силового регулятора допускается только в случае крайней необходимости. При этом канал управления Г обязательно надо соединить с масляным резервуаром при помощи трубопровода через пробку маслозаливной горловины или специальный штуцер, приваренный к верхней крышке бака. Отверстие в корпусе распределителя следует закрыть пробкой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Распределитель тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы