Масляный насос, снятый с ремонтируемого дизеля, после очистки и подразборки подвергают безразборной дефектации. При этом его осматривают и при отсутствии наружных дефектов (изломы, трещины, поврежденная резьба и др.) оценивают техническое состояние по двум показателям: по торцовому зазору между корпусом и нагнетающими шестернями и по зазору в подшипниках ведущего валика (по зазору между втулками и шейками ведущего валика).
Торцовый зазор определяют замером осевого перемещения ведущего валика насоса с помощью индикаторных приспособлений разной конструкции. Если он меньше допустимого, то насос испытывают на стенде и определяют его объемную подачу. Чтобы предотвратить форсированный износ корпуса насоса и преждевременный выход его из строя, не следует эксплуатировать насосы с необходимой объемной подачей и с зазорами (в подшипниках), превышающими допустимые значения. В противном случае нагнетающие шестерни врезаются в боковые поверхности гнезд корпуса, приводя его в негодность. Восстановление таких корпусов затруднительно.
В связи с этим при безразборной дефектации на насосах, прошедших испытание, зазор в подшипниках оценивают с помощью индикаторного приспособления по радиальному перемещению шейки, расположенной рядом с шестерней привода.
Допустимый зазор в подшипниках равен: 0,12 мм у насосов дизелей Д-50, Д-240, Д-65, СМД-14Н, СМД-19, СМД-20, СМД-23, СМД-31А, СМД-72, ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б; 0,15 мм —Д-21, Д-37Е, Д-144, СМД-60, СМД-62, СМД-64, А-41, А-01М; 0,19 мм —у насоса дизеля Д-160.
Перечень основных технологических операций по разборке масляных насосов и их клапанов приведен в таблице 5. Корпуса и крышки или корпуса нагнетающей и радиаторной секций насоса, а также нагнетающие шестерни не раскомплектовывают.
На рабочем месте по разборке масляных насосов и их клапанов необходимо следующее оборудование: слесарный верстак ОРГ-1468-01-060А на одно рабочее место; стеллаж ОРГ-1468-05-230А для деталей; настольный сверлильный станок НС-12Б; гидравлический пресс ОКС-1522 (6316 или П-6022); стенд ОР-13 791 для разборки и сборки масляных насосов дизелей ЯМЭ-238НБ и ЯМЗ-240Б; стенд КИ-14 235 или приспособление ОПР-3854 для разборки и сборки масляных насосов дизелей Д-50, Д-240, и дизелей типа СМД-14; специальные приспособления для разборки и сборки насосов отдельных марок дизелей; слесарные тиски ГОСТ 4045—75; универсальный двухлапчатый съемник ПИМ-483-030А или ПИМ-1357-15; специальные съемники для шестерни привода масляных насосов; пневматический гайковерт ИII-3107 ГОСТ 10210—83 и ИП-3113А—У1 ГОСТ 10 210—83; сменные головки ГОСТ 25 604—83; гаечные ключи ГОСТ 2839—80; отвертки ГОСТ 17 199—71; слесарный молоток ГОСТ 2310—77; слесарное зубило ГОСТ 7211—72; плоскогубцы ГОСТ 5547—75; бородок ГОСТ 7214—72; кернер ГОСТ 7213—72; щипцы для стопорных колец ПТ-1468-11-450; молоток с медными бойками ПТ-1002; шплинтодер 70-7891-3511; подставки и наставки для прессовых работ при разборке насосов; ящик для утиля ОРГ-1468-03-230; приспособление 70-7815-1002 для выпрессовки установочных штифтов.
Разборка масляного насоса дизелей типа СМД-14 и СМД-23. Масляный насос разбирают на пневматическом приспособлении (рис. 14). На плите 8 предусмотрены установочные штифты и отверстия под штифты насосов дизелей. В состав приспособления входят две пары захватов.
Стол поворачивается вокруг вертикальной оси и с помощью фиксатора закрепляется в четырех положениях через 90°. При использовании данного приспособления для насоса дизелей типа СМД-14 захват снимают. Насос крепят захватами, поворачивая рукоятку воздушного крана.
Сначала снимают контровую проволоку с предохранительного клапана, вывертывают его из задней стенки корпуса, а затем снимают прокладки и трубку. Далее отсоединяют маслоприемник в сборе, отвернув нажимную втулку, и удаляют из резьбового отверстия корпуса уплотнительную прокладку.
Закрепленный насос со столом приспособления поворачивают на 180° и разбирают его с передней стороны. При этом, отвернув болт и винты, снимают масло-изолирующий карман с прокладкой. Отгибают стопорную шайбу и отвинчивают гайку, спрессовывают с валика насоса шестерню привода и выбивают сегментную шпонку. После этого с корпуса снимают крышку, предварительно отстопорив и отвернув болты. Из гнезд корпуса извлекают ведущую шестерню в сборе с валиком и ведомую шестерню, сняв ее с оси.
Предохранительный клапан разбирают в тисках с медными губками. При этом снимают стопорное кольцо, вывертывают регулировочную втулку и вынимают пружину и плунжер.
В дальнейшем сборочные единицы насоса разбирают после их дефектации на прессе с применением необходимых подставок и наставок. При этом выпрессовывают: годный валик из шестерни, подлежащей ремонту или выбраковке (валик, подлежащий ремонту или выбраковке, из годной шестерни; изношенные или имеющие ослабленную посадку втулки соответственно из корпуса, крышки и ведомой шестерни; изношенный палец ведомой шестерни и изношенные или имеющие ослабленную посадку установочные штифты из корпуса насоса.
Разборка масляного насоса дизеля Д-240. Сначала отсоединяют отводящий патрубок и маслоприемник, для чего отгибают края стопорных пластин и выкручивают болты крепления. Далее снимают со штифтов корпуса крышку в сборе с валиком, шестерней привода и ведущей нагнетающей шестерней. Затем снимают с оси ведомую шестерню со втулкой. На данном насосе дефектацию валика проводят в сборе с шестерней привода, которую спрессовывают в конце разборки.
Сборочную единицу, состоящую из валика, крышки, шестерни привода и ведущей шестерни насоса, разбирают на приспособлении. При этом ее размещают наружной поверхностью крышки в паз шайбы, спрессовывают ведущую шестерню с валика на 4 мм. Затем на корпус устанавливают шайбу, тонкие стенки которой должны войти в образовавшийся зазор между крышкой и ведущей шестерней. Далее на прессе с помощью оправки выпрессовывают из ведущей шестерни насоса валик в сборе с шестерней привода, крышкой и с сегментной шпонкой. Вынув из шпоночного паза валика шпонку, снимают с него крышку. На данном приспособлении с шайбой удаляют валик насоса из шестерни привода, предварительно выпрессовав штифт.
Дальнейшую разборку проводят также на прессе с помощью наставок и подставок или специальных приспособлений и оправок. При этом выпрессовывают втулки из корпуса, крышки и ведомой шестерни, а также ось ведомой шестерни и установочные штифты.
Разборка масляного насоса дизеля СМД-31А. Для разборки данного насоса используют приспособление ОПР-3854. Дополнительно изготавливают два резьбовых отверстия и устанавливают в них штифты, сняв кронштейн. Разборка данного насоса и его клапана аналогична разборке насоса дизелей типа СМД-14.
Разборка масляного насоса дизелей типа СМД-60. Расконтрив и отвернув болты крепления, снимают с уплотнительными прокладками всасывающую трубку (маслозаборник в сборе), трубку к маслофильтру и трубку к радиаторной секции. Из корпуса вывинчивают предохранительный клапан, отогнув край замковой шайбы. Далее спрессовывают шестерню привода, расконтрив и отвернув гайку, и удаляют шпонку из шпоночного паза шейки шестерни.
Откручивают болты и гайки с концов установочных шпилек. Снимают с последних и шеек шестерен корпус радиаторной секции в сборе со втулками и шпильками. Затем снимают с шеек нагнетающих шестерен главной секции ведущую и ведомую шестерни радиаторной секции. Извлекают из гнезда в шейке ведущей шестерни главной секции шарик. Снимают проставку и удаляют из корпуса ведущую и ведомую шестерни. Далее выпрессовывают втулки, а также из корпусов главной и радиаторной секций, установочные шпильки и штифты из корпуса главной секции.
Предохранительный клапан радиаторной секции разбирают так же, как и клапан насоса дизелей типа СМД-14.
Разборка масляных насосов дизелей ЯМЗ-238НБ.
Насосы разбирают на стенде, включающем три гидрофицированных рабочих места для выполнения разборо-сборочных работ при ремонте насосов и одно — для разборки и сборки клапанов.
Первое рабочее место служит для подразборки и окончательной сборки, второе — спрессовки шестерен привода, третье —для всех прессовых работ. Последнее рабочее место оборудовано четырехпозиционным поворотным сектором и поворотной подставкой.
Масляный насос разбирают в следующей последовательности. Отсоединяют всасывающую трубку в сборе с заборником. Из чашки последнего удаляют сетку с ободком, предварительно сняв крючок крепления. Далее демонтируют чашку с фланца всасывающей трубки, удалив стопорную проволоку и отвернув болты крепления. Далее снимают с насоса отводящую трубку радиаторной секции, вывертывают редукционный и предохранительный клапаны, отогнув края замковых шайб. Вывинчивают болт (см. рис.4), снимают с оси упорный фланец и промежуточную шестерню. Спрессовывают шестерню привода и извлекают шпонку. Отвертывают болт, снимают ось с шейки корпуса нагнетающей секции и штифта. Из промежуточной шестерни удаляют втулку. Далее насос разбирают так же, как насос дизелей типа СМД-60. Различие состоит в том, что валик и ось выпрессовывают из нагнетающих шестерен 13 и, а направляющие втулки — из корпуса, вместо установочных шпилек на насосе СМД-60.
При разборке клапанов отгибают и выравнивают концы шплинта. Затем разместив клапан в приспособлении и сжав его пружину до освобождения шплинта, удаляют шплинт. Затем извлекают из гнезда корпуса колпачок с регулировочными шайбами, пружину и плунжер.
Разборка масляного насоса дизеля Д-160. Сначала размечают кернером взаимное расположение разделительных плит, корпусов и крышек, а при снятии шестерен— шестерен в каждой паре, чтобы при последующей сборке можно было совместить приработавшиеся зубья.
Комплекты шестерен откачивающих секций должны иметь свои отличительные метки.
Разборку начинают со снятия маслозаборников передней и задней откачивающих секций и маслозаборника нагнетающей секции. Затем удаляют штифт, спрессовывают шестерню привода и выбивают шпонку. Далее отвертывают гайки стяжных шпилек и специальных центрирующих болтов, которые выбивают из насоса выколоткой. Легкими ударами молотка с медным бойком спрессовывают переднюю крышку. Снимают корпус и ведомую шестерню передней откачивающей секции. Ударяя через наставку из мягкого металла по торцам стяжных шпилек отсоединяют заднюю крышку в сборе с осью и шпильками. Снимают корпус и ведомую шестерню задней откачивающей секции. Для спрес-совки ведущей шестерни с вала ударами по торцу вала, немного сдвигают шестерню вдоль оси и в образовавшийся зазор заводят зубчатый съемник или пластину.
Выбивают шпонку и отъединяют заднюю плиту. Затем из корпуса нагнетающей секции вынимают вал в сборе с шестернями и плитой, а. также ведомую шестерню нагнетающей секции. Далее удаляют с вала ведущую шестерню, шпонку и плиту. Для выпрессовки вала из ведущей шестерни высверливают в отверстии под штифт с одной стороны раскерненные места, выбивают штифт, удаляют из шестерни валик и из шпоночного паза валика шпонку.
При разборке редукционного клапана отъединяют крышку и регулировочные прокладки, предварительно отвернув болты. Из гнезда корпуса удаляют пружину и клапан. Затем выпрессовывают: втулки из крышек насоса; ось ведомых шестерен из задней крышки; установочные штифты из корпуса нагнетающей шестерни; стяжные шпильки из задней крышки насоса.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Разборка масляных насосов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы