Масляный насос предназначен для подачи масла под определенным давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя. В смазочных системах применяют шестеренные насосы.
Масляный насос двигателей Д-50, Д-240 односекци-онный закреплен на крышке первого коренного подшипника. К корпусу (рис. 1) монтируют отводящий патрубок и маслоприемник с сетчатым фильтром. Ведущую шестерню закрепляют на валике сегментной шпонкой. Валик вращается в бронзовых втулках. Для соосности подшипников крышку соединяют с корпусом установочными штифтами. Не допускается перестановка крышки с одного насоса на другой. Ведомая шестерня с запрессованной втулкой свободно вращается на оси. Корпус и крышка стянуты болтами. Благодаря тщательной обработке привалочных плоскостей необходимая плотность соединения достигается без прокладки. Шестерню привода насоса размещают на валике с помощью штифта. У насоса этих двигателей отсутствует редукционный клапан. Его монтируют в корпусе масляной центрифуги (клапан центробежного фильтра).
Масляный насос двигателя СМД-31А односекционный включает ведущую 6 (рис. 2) и две ведомые шестерни. Валик вращается в двух бронзовых втулках. Для обеспечения соосности опор валика ведущей шестерни корпус и крышку соединяют штифтами 8, поэтому не допускается перестановка крышки с одного масляного насоса на другой.
Ведомые шестерни расположены на осях. Втулки, запрессованные в отверстия ведомых шестерен, служат подшипниками скольжения. На валике с помощью сегментной шпонки монтируют шестерню, находящуюся в постоянном зацеплении с шестерней коленчатого вала.
Масляный насос двигателей СМД-60, СМД-62 и СМД-64 состоит из главной и радиаторной секции. Корпуса (рис. 3) вместе с проставкой соединены болтами. Валы, изготовленные заодно с ведущей и ведомой шестернями главной секции, вращаются в бронзовых втулках главной радиаторной секции. На этих же валах размещают шестерни радиаторной секции. Ведущую шестерню фиксируют на валу посредством стопорного шарика, а ведомую устанавливают свободно.
Против нагнетательных полостей в корпус главной секции ввинчивают редукционный клапан, а в корпус радиаторной — предохранительный. Их устройство аналогично. Клапан включает в себя корпус с дренажной канавкой, пружину, плунжер с задней уплотняющей конусной фаской, стопорное кольцо и регулировочную пробку. Клапан регулируют на рабочее давление с помощью резьбовой пробки. Насос приводится в действие через шестерни коленчатого вала и шестерню, закрепленную на валу ведущих шестерен сегментной шпонкой. Насос фиксируют штифтами на крышке первого коренного подшипника.
Всасывающую трубку с заборником и трубку радиаторной секции присоединяют к корпусу шпильками.
Масляный насос двигателя ЯМЗ-238НБ состоит из нагнетающей и радиаторной секций. Нагнетающая секция подает масло в смазочную систему двигателя, а радиаторная — прокачивает его через масляный радиатор.
Ведущая шестерня (рис. 4) напрессована на среднюю часть валика и крепится сегментной шпонкой. Ведомая шестерня нагнетающей секции насажена на ось. На ведущий валик и ось устанавливают соответственно ведущую и ведомую шестерни радиаторной секции. Ведущая шестерня закреплена на валике стопорным шариком. Ведомую шестерню монтируют на оси с зазором. Она вращается синхронно с осью.
Каждая пара шестерен размещена в расточках чугунных корпусов, в которых имеются по два обработанных отверстия с запрессованными в них бронзовыми втулками нагнетающей радиаторной секций. Втулки обрабатывают в сборе с корпусом. Между кожухами находится проставка. Со стороны всасывания в ней расположено отверстие, объединяющее всасывающие полости обеих секций и позволяющее засасывать масло через один заборник. Оба корпуса и проставку фиксируют втулками и стягивают четырьмя болтами.
На обработанной шейке корпуса нагнетающей секции устанавливают ось промежуточной шестерни привода. Ее крепят к корпусу одним специальным болтом. На оси монтируют промежуточную шестерню с бронзовой втулкой. Осевое смещение шестерни ограничивается упорным фланцем, закрепленным болтом. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней 6 привода насоса, закрепленной на ведущем валике насоса с помощью сегментной шпонки.
Конструкции редукционного и предохранительного клапанов нагнетающей радиаторной секции отличаются наружной резьбой корпуса.
Масляный насос в сборе монтируют к крышке переднего коренного подшипника с помощью двух шпилек с гайками и фиксируют двумя штифтами.
Масляный насос двигателя Д-160 включает две крайние откачивающие и одну среднюю нагнетающую секции.
Откачивающие секции перекачивают масло из переднего и заднего углублений картера, где оно скапливается во время работы машины на уклонах, в среднюю более глубокую ванну. Из средней ванны нагнетающая секция насоса подает его в масляную магистраль двигателя. Каждая секция состоит из пары цилиндрических шестерен, установленных в корпусах (рис. 5). Между секциями расположены чугунные разделительные плиты, изолирующие всасывающие и нагнетающие полости. Корпуса закрыты крышками. Крышки, корпуса секций и плиты соединены шпильками. Ведущие шестерни закреплены сегментными шпонками на валу, который вращается в двух бронзовых втулках. Ведущую шестерню дополнительно фиксируют штифтом, удерживающим вал от продольного перемещения.
Ведомые шестерни свободно вращаются на неподвижной чугунной оси. К всасывающей полости нагнетающей секции крепят маслозаборник болтами. К крышкам насоса присоединяют трубопроводы переднего и заднего маслозаборников, по которым масло поступает во всасывающие полости откачивающих секций.
В корпусе нагнетающей секции находится предохранительный клапан плунжерного типа с торцовым герметичным уплотнением. Клапан регулируют на рабочее давление прокладками, расположенными под фланцами, и поджимают пружиной. Крышку гнезда клапана крепят к корпусу секции болтами. Насос соединяют с нижней плоскостью блока посредством фланца нагнетающей секции. Для центрирования насоса служат штифты. При установке насоса канал на плоскости фланца совпадает с отверстием в блоке, по которому масло проходит от нагнетающей секции в магистраль. Вал приводится во вращение через шестерню привода, закрепленную сегментной шпонкой и штифтом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство масляных насосов и фильтров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы