Разделка кабеля. Соединение и оконцевание кабелей в муфтах любых конструкций начинается с разделки кабеля, заключающейся в последовательном удалении их заводских покровов.
Покровы снимают ступенями, начиная с наружных и кончая изоляцией токопроводящих жил. Длина всей разделки как и длина отдельных ступеней определяется конструкцией муфты, сечением и напряжением монтируемого кабеля.
Перед началом разделки концы соединяемых кабелей тщательно распрямляют и укладывают внахлест с учетом обеспечения соосности жил в месте монтажа, а при монтаже концевых муфт и заделок прокладывают кабель до места установки муфт, соблюдая допустимые радиусы изгиба. Концы кабеля тщательно осматривают, проверяют целостность герметической оболочки и отрезают кусок кабеля длиной не менее 150 мм. Затем у кабелей с бумажной изоляцией проверяют изоляцию на влажность. Для этого снимают заполнитель и бумажные ленты, прилегающие к жиле и к оболочке кабеля, и погружают их в нагретый до 150° С парафин. Наличие влаги легко определяется по легкому потрескиванию и образованию пены на лентах. При наличии влаги от проверяемого конца кабеля отрезают кусок длиной 1 м и снова испытывают изоляцию. Операцию проделывают до тех пор, пока испытание не покажет полное отсутствие влаги. Влажные концы кабелей соединять и оконцовывать запрещается.
Разделку кабеля начинают с удаления наружного покрова, для чего на кабель у места среза покрова на расстоянии А от конца кабеля (см. рис. 125) накладывают проволочный бандаж. Затем наружный покров разматывают с конца кабеля до бандажа, отгибают и используют в дальнейшем для защиты от коррозии брони и алюминиевой оболочки. Второй проволочный бандаж накладывается на броню кабеля на расстоянии Б от первого бандажа. Броню надрезают по кромке бандажа броне-резкой или ножовкой с ограничителем глубины резания, чтобы не повредить свинцовую или алюминиевую оболочки кабеля, и удаляют ее. Для этой операции можно воспользоваться также кровельными ножницами. Удалив броню, срезают внутреннюю подушку и снимают с металлической оболочки слои защитной бумаги, предварительно слегка подогревая их паяльной лампой. Затем очищают поверхность алюминиевой или свинцовой оболочек кабеля тряпкой, смоченной керосином или бензином.
Свинцовую и алюминиевую оболочку удаляют после предварительной разметки и нанесения двух кольцевых и двух продольных надрезов. Первый кольцевой надрез делают на расстоянии О от среза брони, второй — на расстоянии П от первого. Продольные разрезы производят от второго кольцевого надреза до конца кабеля на расстоянии 10 мм один от другого. Полоску оболочки между продольными разрезами захватывают плоскогубцами и удаляют, после чего снимают остальную часть оболочки. Кольцевой (предохранительный) пояс на свинцовой или алюминиевой оболочке удаляют непосредственно перед самой заделкой конца в муфту.
Рис. 1. Размеры разделки трехжиль-ного кабеля с бумажной изоляцией:
Г — голые токопроводящие жилы, Я — фазная изоляция, П — поясная изоляция, О — оболочка, Б — броня, А — полная длина разделки
После удаления оболочки снимают поясную изоляцию кабеля, а также заполнитель. Изоляцию разматывают отдельными лентами с конца кабеля и обрывают у оставленного кольцевого пояса на свинцовой или алюминиевой оболочке.
Жилы кабеля разводят в стороны и плавно выгибают с помощью специального шаблона. При отсутствии шаблона выгибание шин производят вручную, не допуская переломов и повреждения бумажной изоляции.
В заключение разделки снимают изоляцию жил на участке Г, длина которого определяется способом соединения или оконцевания жил. Предварительно изоляцию у места обреза перевязывают двумя-тремя витками суровых ниток, а бумажные ленты изоляции разматывают у бандажа.
Порядок разделки кабелей с пластмассовой изоляцией такой же, как и с бумажной. С кабеля последовательно удаляют внешний джутовый покров или внешний поли-винилхлоридный шланг, алюминиевую оболочку (или броню и подушку под броней — для кабеля, имеющего защитные покровы), шланг, экран, полупроводящие покрытия и изоляцию жил, а жилы разводят и выгибают с помощью шаблонов или вручную.
На этом разделка кабелей заканчивается.
Дальнейшие операции заключаются в соединении или оконцевании жил, восстановлении изоляции и герметизации места соединения или оконцевания. Выполняются они по технологии монтажа, установленной для каждого типа муфт в отдельности.
Соединение кабелей. Соединение концов кабелей производят с помощью чугунных, свинцовых и эпоксидных соединительных муфт.
Чугунные муфты СЧ и СЧм (малогабаритные) используют для соединения трех- и четырехжильных кабелей с бумажной и пластмассовой изоляцией напряжением до 1 кВ. В корпус муфты (рис. 126) помещают соединенные и изолированные соответствующим образом токопроводящие жилы. Фиксацию жил на определенном расстоянии одна от другой и от корпуса осуществляют с помощью фарфоровых распорок или изолирующей подмотки (в малогабаритной муфте). Внутреннюю полость корпуса вместе с соединенными жилами заливают битуминозной массой МБ-70 или МБ-90.
В зависимости от диаметра горловин различают чугунные соединительные муфты: СЧ-40, СЧ-50, СЧ-60, СЧ-70.
Рис. 2. Чугунная соединительная муфта СЧ для трехжильных кабелей на напряжение до 1 кВ: 1 и 9 — верхняя и нижняя полумуфты, 2 — подмотка из смоляной ленты, 3 — проволочный бандаж, 4 — фарфоровая распорка, 5 — крышка, 6 — болт крышки, 7 — стягивающий болт, 8 — провод заземления, 10 — наконечник, 11 — кабель, 12 — соединительная гильза
Основным недостатком чугунных муфт является их неполная герметичность, возможность проникновения влаги к жилам кабеля через пустоты и трещины в битуминозных массах, а также по кабелю в пространстве между броней и свинцовой оболочкой.
Монтаж чугунной муфты производят в определенной последовательности. После разделки концов кабеля токо-проводящие жилы осторожно разводят, выгибают и располагают по вершинам равностороннего треугольника или квадрата (для четырехжильного кабеля). Выгнутые жилы вводят в отверстия распорных пластин или скрепляют с ними бандажами из тафтяной или киперной ленты, проваренной в массе МП-1. Распорки устанавливают на изолированной части жилы, по одной с каждой стороны от места соединения. Затем концы токопроводя-щих жил соединяемых кабелей спаивают в соединительных гильзах или формах или спрессовывают.
После соединения жил снимают оставленное кольцо свинцовой (или алюминиевой), оболочки между двумя кольцевыми надрезами. Поясную изоляцию у места среза перевязывают суровой ниткой.
Затем к оболочкам и бронелентам обоих концов кабелей припаивают заземляющие провода 8 для соединения оболочек и брони кабелей с корпусом муфты (заземления ее). На другой конец заземляющих проводов напаивают наконечники для присоединения их к заземляющим болтам муфты.
Соединенные жилы кабелей помещают в корпус муфты. Предварительно на кабель в местах, где будут шейки муфты, наматывают слой смоляной ленты 2 и укладывают соединение в нижнюю полумуфту 9 так, чтобы подмотка оказалась в горловинах корпуса муфты. После проверки правильности расположения жил, заземляющие провода с обоих концов разделки присоединяют к заземляющим болтам, накладывают верхнюю полумуфту 1 с уплотняющей прокладкой на нижнюю и стягивают их болтами. После этого муфту заливают в три — четыре приема разогретой битуминозной массой (предварительно нагрев корпус до 60—70° С паяльными лампами) и после охлаждения муфты заливочное отверстие закрывают крышкой 5 и закрепляют ее болтами.
Для повышения герметичности муфты швы сочленений, шейку муфты, болты и крышку поливают горячей битуминозной массой. При открытой установке муфту снаружи покрывают черным асфальтовым лаком.
Маркируют муфту пластмассовыми бирками, которые прикрепляют стальной оцинкованной проволокой и обматывают двумя-тремя слоями просмоленной ленты.
После «привязки» положения муфты к постоянным ориентирам (нанесения ее места на чертеж) и укладки с обеих сторон муфты так называемых компенсаторов (полуколец запаса) ее засыпают песком или мелким грунтом. При этом под муфту тщательно подбивают грунт с таким расчетом, чтобы просадка грунта, а следовательно, и нарушение положения муфты, было исключено.
Свинцовые муфты СС применяют для соединения кабелей с бумажной изоляцией напряжением 6—10 кВ. Они обладают более высокой герметичностью и электрической прочностью, чем чугунные, достаточно надежны в работе и широко применяются в кабельных сетях. Иногда свинцовые муфты применяют и для соединения кабелей с пластмассовой изоляцией.
Корпус муфты представляет собой свинцовую трубу, концы которой загибают до соприкосновения с алюминиевой или свинцовой оболочкой соединяемых кабелей и припаивают к ним. Внутри трубы размещают соединенные и изолированные жилы, залитые битуминозной или маслоканифольной заливочной массой. От механических повреждений муфту защищают стальным, стеклопластиковым или чугунным кожухом в герметичном (марки КзЧГ) или негерметичном (КзЧ) исполнении.
Рис. 3. Свинцовая соединительная муфта СС для кабелей на напряжение 6 и 10 кВ:
1 — заземляющий провод, 2 — бандаж из проволоки, 3 — свинцовый корпус, 4 — запаянное заливочное отверстие, 5 —подмотка рулонами, 6 — бандажи из роликов шириной 25 мм, 7 и 8 — подмотка роликами шириной 10 и 5 мм, 9 — соединительная гильза, 10 — жила
В зависимости от сечения жил и напряжения кабеля свинцовые муфты выпускают шести типоразмеров: от СС-60 до СС-110 (цифры указывают наружный диаметр трубы в мм).
Монтаж свинцовой муфты начинают с разделки кабеля и проверки изоляции на влажность. Свинцовую трубу надвигают на один из концов кабеля за пределы разделки. Предварительно трубу выправляют, протирают ее внутреннюю поверхность сухой чистой тряпкой и кладут под нее на кабель чистую клеенку или тряпку. Жилы кабеля выгибают, с концов жил ступенчато снимают слой изоляции, а затем соединяют с помощью пайки (в гильзах или формах) или сваркой. Места соединения жил изолируют кабельными роликами и рулонами и промывают разогретой прошпарочной массой МП-1. Затем жилы сближают вплотную, наматывают на них бандажи из рулонов шириной 25—50 мм, удаляют предохранительные кольцевые пояски оболочек, надвигают на место соединения свинцовую трубу и загибают ее края так, чтобы с обоих концов образовались ровные полушария без складок, плотно прилегающие к оболочкам кабелей. Корпус муфты тщательно припаивают с обеих сторон к оболочкам кабелей, а в верхней его части прорубают заливочные отверстия.
Припаянную свинцовую муфту через одно из заливочных отверстий заполняют разогретой битуминозной или маслоканифольной массой. По мере усадки и охлаждения муфту доливают до заполнения всего объема, после чего отверстия запаивают.
Заземление муфты выполняют заземляющим проводником, припаивая его к середине корпуса и к оболочке и броне соединяемых кабелей.
Перед укладкой в чугунный кожух свинцовую муфту, заземляющий провод, оголенные участки брони и оболочки кабеля покрывают разогретой заливочной массой, а на кабель с обеих сторон от муфты наматывают несколько слоев смоляной ленты. Муфту укладывают в нижнюю половину кожуха так, чтобы подмотка совпала с горловинами кожуха. Затем закрывают муфту верхней половиной кожуха, стягивают болты и обливают их разогретой заливочной массой.
Засыпку грунтом смонтированной свинцовой муфты производят так же, как и чугунной.
Свинцовые муфты, расположенные на открытом воздухе (на эстакадах, кабельных сооружениях и т. п.), защищают стальными кожухами с асбестовым покрытием.
Эпоксидные соединительные муфты СЭ применяют для соединения и ответвления кабелей с бумажной и пластмассовой изоляцией напряжением до 10 кВ, проложенных в земле, туннелях, каналах и других кабельных сооружениях. Конструкция муфт позволяет применять их практически в любых условиях для кабелей напряжением до 10 кВ всех марок.
Заводы изготовляют и поставляют муфты комплектами на каждый типоразмер со всеми необходимыми материалами в расфасованном виде.
Эпоксидная муфта СЭ представляет собой изготовленный в заводских условиях эпоксидный корпус, внутри которого расположены разделанные и соединенные жилы кабелей. Корпус заливается на месте монтажа эпоксидным компаундом, который после отверждения фиксирует жилы на определенном расстоянии и изолирует их друг от друга и от корпуса муфты.
Для кабелей напряжением до 1 кВ с бумажной изоляцией применяют муфту со съемным корпусом (формой) из металла или пластмассы (марки СЭс). Силовые кабели с бумажной изоляцией напряжением 6—10 кВ соединяют эпоксидными муфтами СЭп — с эпоксидным корпусом, имеющим поперечный разъем в средней части, СЭв — эпоксидный корпус которых имеет продольный разъем и СЭм — с конусными свинцовыми манжетами и цилиндрическим эпоксидным корпусом, покрытым стальным листом (экраном). Для соединения кабелей с пластмассовой изоляцией напряжением 1—10 кВ используют эпоксидную муфту ПСЭс, отличающуюся от муфты СЭс только размерами.
Во всех этих муфтах для обеспечения электроизоляционных расстояний применяют трех- или четырехлучевые распорки, отлитые из эпоксидного компаунда.
Технология монтажа соединительных эпоксидных муфт всех типов примерно одинакова. Разделку концов и соединение жил кабелей в них производят так же, как и в чугунных и свинцовых муфтах. Корпус муфты в необходимых случаях предварительно надевают на концы кабелей. Заземляющий провод примеряют и припаивают к броне и оболочке соединяемых кабелей. Для заземляющего проводника используют провод с поливинилхлорид-ной изоляцией либо голый провод с надетой на него поливинилхлоридной трубкой или промазанной эпоксидным компаундом подмоткой из хлопчатобумажных лент. Ступени брони и оболочки кабелей зачищают и обматывают двумя слоями стеклоленты, промазывая ее эпоксидным компаундом. Такую же подмотку из стеклоленты с эпоксидным компаундом выполняют на оголенных частях жил. Бумажную изоляцию жил предварительно обезжиривают ацетоном или бензином. На изолированных участках жил устанавливают распорки, полумуфты корпуса сдвигают, места ввода кабеля уплотняют смоляной лентой и заливают корпус муфты эпоксидным компаундом.
Удаление съемных пластмассовых или металлических форм производят после отверждения компаунда (примерно через 12 ч при температуре окружающей среды около 20 °С).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Разделка и соединение кабелей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы