В историческом плане процесс развития СПС в нашей стране на начальном этапе был практически децентрализованным и стихийным. За исключением самосвалов, автомобильная промышленность почти не выпускала специализированных АТС, поэтому каждое ведомство, в том числе и сами АТП, проектировали и изготавливали СПС по собственной инициативе. Отсутствие единых требований, рекомендаций и типовых конструкций привело к тому, что в стране появилось чрезвычайно большое количество типоразмеров специализированных АТС часто одного и того же назначения, конструкция и технические показатели которых далеки от совершенства. Так, например, число типоразмеров специализированных АТС для перевозки железобетонных конструкций, созданных только транспортными организациями строительных министерств и ведомств, достигло 430 моделей. Такое положение в значительной мере снижало качество выпускаемых машин, повышало их стоимость и приводило к неоправданно большому в эксплуатации количеству типов и конструкций. Кроме того, созданный таким образом СПС. не может обеспечить на перспективу перевозки грузов с изменяющимися массо-габаритными параметрами, что приводит к необходимости постоянного создания новых конструкций СПС и тем самым к снижению эффективности применения большинства находящихся в эксплуатации транспортных средств.
В десятой пятилетке развитие и выпуск СПС происходили уже в соответствии с типажом специализированных автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов, разработанным Минавтопро-мом на 1971 —1980 гг. В составе типажа было предусмотрено 8 видов специализированных АТС: самосвалы, фургоны, цистерны, контейнеровозы, металловозы, труболесовозы, автомобилевозы и тяжеловозы. Типаж включал 146 типоразмеров машин на основе 37 моделей, в том числе 63 типоразмера автомобилей, 29 прицепов и 54 полуприцепа.
Типаж Минавтопрома не мог, естественно, охватить все виды специализированных АТС. В него не были включены виды, не производимые автомобильной промышленностью, а вошли лишь основные наиболее распространенные разновидности. На практике существуют и успешно используются, по крайней мере, еще несколько десятков других видов специализированных АТС, правда, немногочисленных (с точки зрения массового производства) и достаточно специфичных. Однако роль этих немногочисленных видов чрезвычайно высока, так как они, как правило, выполняют перевозки таких специфических грузов, которые не могут быть перевезены подвижным составом общетранспортного назначения. К таким специфическим грузам, например, относятся строительные детали и конструкции: панели, фермы, блоки и т. п.
На основе глубокого анализа размерных и весовых параметров строительных конструкций научно-исследовательским институтом ЦНИИОМТП был разработан, а Госстроем СССР утвержден типаж специализированных АТС для строительства, который затем был реализован проектными организациями и промышленными предприятиями строительных министерств и ведомств. Была разработана и внедрена в перевозки с большим экономическим эффектом система машин для строительства, унифицированных по своим основным конструктивным элементам и техническим решениям. Это позволило упорядочить и удешевить их производство.
Типаж специализированных АТС для перевозок сборного железобетона Госстроя СССР на 1976—1980 гг. включал в себя всего 6 основных типов СПС: панелевозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, сантехкабиновозы и блоковозы. При этом основным классификационным признаком типажа являлся вид железобетонной конструкции. Однако типаж не охватывал нужды всех регионов нашей страны.
Доля их выпуска в общем объеме выпуска подвижного состава и количество изготавливаемых автомобильной промышленностью транспортных средств не могли удовлетворить растущие потребности отраслей народного хозяйства в перевозках грузов. Поэтому в целях повышения уровня специализации автомобильного парка страны было принято решение об организации разработки конструкций и изготовлении СПС как Минавтопромом, так и силами отдельных министерств (ведомств). Однако сложность в реализации этого решения заключалась в межведомственной разобщенности и отсутствии координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Примером законченного решения в создании и внедрении системы специализированных АТС, кроме Госстроя СССР, но уже для перевозок грузов различных отраслей народного хозяйства в трех крупных регионах страны — Москве, Белоруссии и Узбекистане, явилась работа, проведенная силами научно-производственных объединений Главмосавтотранса, Минавтотранса БССР и Минавтотранса УзССР.
Своей целью разработчики поставили создание конструкций и организацию производства высокоэффективных специализированных АТС, внедрение которых призвано обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей в перевозках грузов народного хозяйства Москвы, Белоруссии и Узбекистана.
Работа проводилась в три этапа: – исследование и разработка оптимальной структуры парка подвижного состава с учетом его специализации (разработка типажа СПС);- – проектирование, изготовление, испытание и доводка опытных образцов СПС, не выпускаемых автомобильной промышленностью и другими ведомствами; – изготовление и внедрение в перевозки грузов промышленных серий новых видов СПС.
На первом этапе в результате комплексного исследования по оптимизации структуры парка подвижного состава и размещению АТП Главмосавтотранса был разработан перспективный типаж СПС на одиннадцатую пятилетку и сформулированы технико-эксплуата-ционные требования к конструкциям новых специализированных АТС с определением потребностей в этих средствах отраслей народного хозяйства.
Учитывая то что СПС — это совокупность специализированных АТС (автомобилей, автопоездов, прицепов и полуприцепов), конструктивно приспособленных к размещению и перевозке определенного вида груза или обладающих наличием погрузочных (разгрузочных) устройств, обеспечивающих приспособленность к технологическому процессу погрузки (разгрузки), все применяемые в перевозках виды специализированных АТС были классифицированы с учетом устройства их несущей части и грузового помещения, т. е. основным классификационным признаком при разработке типажа СПС был принят тип кузова.
При определении типоразмеров АТС, вошедших в типаж, учитывались: – перспективы развития производства народнохозяйственных грузов, объемы и партионность их перевозок; – технология проведения погрузочно-разгрузочных работ; изменение свойств грузов в процессе перевозки; общие и специальные требования по сохранности перевозимых грузов; – соответствие грузоподъемности и емкости кузовов транспортных средств емкостям ковшей экскаваторов и погрузчиков, грузоподъемности и производительности погрузочно-разгрузочных средств; – технические данные грузовых автомобилей и прицепного состава, выпускаемых и планируемых к производству Минавтопромом; – номенклатура, типоразмеры и технические данные специали-рованных АТС, выпускаемых Минавтопромом и другими министерствами и ведомствами; – типаж специализированных автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов на 1971 —1980 гг. многоотраслевого назначения, разработанный научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) Минавтопрома СССР; – типаж специализированных АТС Госстроя СССР на 1976— 1980 гг.
Типаж СПС Главмосавтотранса на 1981 —1985 гг. включал в себя 103 типоразмера пяти типов специализированных АТС.
Сопоставление параметров типоразмеров перспективного типажа с параметрами АТС, выпускавшихся автомобильной промышленностью, другими ведомствами и промышленными предприятиями Главмосавтотранса, позволило установить, что 70 % типоразмеров удовлетворяются изделиями текущего производства, в том числе 43 типоразмера — изделиями Минавтопрома и других ведомств, 29 типоразмеров — изделиями Главмосавтотранса. На одиннадцатую пятилетку для реализации всего типажа оставалось предусмотреть разработку и изготовление 31 нового изделия СПС.
Практика по созданию СПС, при которой разработка и внедрение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ происходят автономно в разных институтах разных регионов, приводит к распылению научных кадров, удлинению сроков внедрения и снижению эффективности разработок.
Анализ рекомендации НПО Главмосавтотранса по совершенствованию структуры парка подвижного состава и перспективным типоразмерным рядам СПС показал, что они могут быть использованы для ускорения научно-технического прогресса на автомобильном транспорте других транспортных регионов.
В целях максимального использования научного потенциала, сокращения сроков разработок и внедрения достижений науки и техники в производство, в частности новейших образцов машин и оборудования, в 1981 г. в работу по проектированию нового СПС и реализации типажа СПС, разработанного в Главмосавто-трансе применительно к своим условиям эксплуатации, включались НПО Автотранстехника Минавтотранса БССР и НПО УзАвто-транстехника Минавтотранса УзССР. Координация действий между НПО трех ведомств по реализации типажа специализированных АТС была осуществлена на основе заключенных договоров о научно-техническом сотрудничестве.
Руководствуясь утвержденными основными направлениями на-учно-технического сотрудничества, для разработки конструкторской документации, изготовления, испытания и выпуска промышленных серий образцов СПС (по согласованному в рабочем порядке перечню) были привлечены следующие организации и промышленные предприятия: – в Главмосавтотрансе — НИИГлавмосавтотранса и эксперимен-тально-механический завод, входящие в состав НПО Главмосавтотранса, и авторемонтные заводы, входящие в Управление авторемзаводов; – в Минавтотрансе БССР — Белорусский научно-исследовательский и технологический институты автомобильного транспорта, центрально-конструкторское бюро и Бобруйский опытно-механический завод, входящие в состав НПО Автотранстехника; – в Минавтотрансе УзССР — центр научного управления производством (ЦНУП), проектно-конструкторское и технологическое бюро (ЦКТБ) и Самаркандский опытно-экспериментальный механический завод, входящие в состав НПО УзАвтотранстехника.
Разработанная на основе типажа СПС система специализированных АТС делится на три группы, в которых подвижной состав объединен по виду перевозимых грузов: строительные, промышленные, торговые и коммунально-бытового обслуживания.
Согласно принятой в типаже классификации СПС, по типу кузова в первую группу (строительные грузы) вошли 20 моделей: – транспортные средства с кузовом самосвальная платформа, 10; – транспортные средства с кузовом бортовая и безбортовая платформы, 5; – транспортные средства с кузовом цистерна, 2; – транспортные средства с кузовом скелетная конструкция, 3; – во вторую группу (промышленные грузы) вошли 16 моделей: – транспортные средства с кузовом бортовая и безбортовая платформы, 8; – транспортные средства с кузовом самосвальная платформа, 5;
транспортные средства с кузовом цистерна, 1; – транспортные средства с кузовом скелетная конструкция, 2; – в третью группу (торговые грузы) вошли 17 моделей: – транспортные средства с кузовом «фургон», 15; – транспортные средства с кузовом «бортовая платформа», 2.
Система была основана на комплексном подходе к созданию новых технических средств, прогрессивных по потребительским качествам и техническому уровню, с использованием научного, проектно-конструкгорского и промышленного потенциалов Главмос-автотранса, Минавтотранса БССР и Минавтотранса УзССР. Преимуществом системы является наличие полного комплекта конструкторской документации с зарегистрированными техническими условиями на изготовление всех изделий СПС, входящих в систему.
Межведомственная координация научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, взаимная осведомленность об изготовлении, испытаниях, модернизации конструкций СПС и внедрении объектов техники в производство позволили каждому члену научно-технического сотрудничества своевременно воспользоваться результатами любого из интересующих его научно-технических достижений независимо от того, в каком регионе они получены. Постановка на производство любого специализированного АТС в каждом регионе была возможна при первом возникновении такой необходимости.
Разработанные образцы автомобильного подвижного состава системы специализированных АТС в виде промышленных серий за 1979—1985 гг. внедрены в Москве в 48 АТП Главмосавтотранса, в Белорусской ССР в 138 АТП Минавтотранса БССР и в Узбекской ССР в 153 АТП Минавтотранса УзССР.
Анализ структуры производства зарубежных коммерческих грузовых автомобилей (по типу кузова) за прошлые годы показал, что первое место по удельному весу в выпуске автомобилей в США занимали пикапы, второе — фургоны. Большой процент в общем выпуске грузовых автомобилей в США ежегодно занимают грузовые шасси без кузова. Крупные автомобилестроительные концерны («Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер», «Интерней-шенел»), по всей вероятности, считают экономически нецелесообразным осваивать на своих скоростных конвейерах выпуск разнообразных типов специализированных кузовов, которые, как правило, изготавливаются мелкими сериями и весьма широкой номенклатуры. Производство разнообразных типов специализированных кузовов организовано на небольших кузовостроительных заводах. Такая организация изготовления кузовов позволяет гибко реагировать на постоянно изменяющиеся нужды эксплуатации и поставлять потребителям только те кузова, которые они заказывают. В выпуске специализированного прицепного состава в США распространены полуприцепы.
В Европе выпуск специализированных полуприцепов преобладает во Фпанции и Англии, поицепов — в Италии и ФРГ.
В настоящее время имеются десятки основных зарубежных при-цепостроительных фирм, изготавливающих разнообразный (по типу кузова) СПС:
производство фургонов — «Fruehauf» (США), «Kassbohzez», (ФРГ), «Frailor» (Франция), «Bartoletti» (Италия), «Laurence David» (Англия), «Daiwa Shati» (Япония);
производство самосвалов — «Blumhardt» (ФРГ), «Сгапе Fruehauf» (Англия), «Piacenza» (Италия), «Benalu» (Франция), «Kayaba Industry (Япония);
производство цистерн — «Traile Mobile» (США), «МеШег» (ФРГ), «Piacenza» (Италия), BSL (Франция), «Frigi Car Mfg» (Япония) и др.
Грузовое автомобилестроение зарубежных стран ориентировано на выпуск разнообразных типов специализированных автомобилей. Автомобили комплектуются в основном путем поставок шасси на кузовостроительные заводы, где по требованиям заказчиков им устанавливают необходимые кузова.
Прицепостроительные заводы (фирмы) представляют собой в большинстве своем сравнительно небольшие промышленные предприятия, хотя имеются и крупные прицепостроительные фирмы, такие как «Traile Mobile» (США), «Fruehauf France» (Франция) и др.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Развитие специализированного подвижного состава в СССР и за рубежом"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы