Основные дефекты рулевого управления. Характерные дефекты рулевого управления колесных строительных машин и тракторов — это износы втулок и ролика вала сошки, червяка, подшипников и мест их посадки, резьбовых отверстий картера, деталей шаровых соединений рулевых тяг; погнутость тяг и ослабление крепления рулевого колеса на валу; трещины и изломы на фланце крепления картера рулевого механизма; износ деталей гидроусилителя и масляного насоса.
У гусеничных тракторов наблюдаются износы отверстий и втулок рычагов и педалей управления, а также их торцовых поверхностей; износы и обрывы шарнирных соединений тяг; погнутость рычагов управления.
В результате износа деталей рулевого управления нарушается его регулировка, затрудняется управление и теряется устойчивость на ходу, особенно у колесных тракторов и экскаваторов.
Восстановление дет алей, рулевого управления колесных машин. Малоизношенные червяк и ролик зачищают или протачивают до выведения следов износа. При большом износе, который нельзя компенсировать регулировкой, эти детали заменяют. Посадочные места вала сошки под втулки шлифуют под ремонтный размер, а при необходимости хромируют под номинальный размер. Поврежденную на валу резьбу протачивают, наваривают и нарезают новую номинального размера. Втулки заменяют и развертывают под размер опорных шеек вала сошки или рулевого вала. Смещение осей развернутых втулок допускается не более 0,03 мм, а овальность — не более 0,05 мм.
Рулевые валы и валы сошки с трещинами, скручиванием или с изношенными шлицами заменяют новыми.
Места посадки подшипников в картере рулевого механизма восстанавливают постановкой втулки. Картер рулевого механизма с трещинами или обломами заменяют новым.
Изношенные шаровые пальцы обычно заменяют, но при необходимости их восстанавливают наплавкой или осадкой. Перед осадкой головку нагревают до температуры 850° С (красный цвет каления), ставят на специальную оправку и раздают коническим пуансоном. Обрабатывают шаровые головки на токарном станке специальными резцами и приспособлениями.
Ослабленные или сломанные пружины и изношенные вкладыши шаровых пальцев заменяют новыми. Погнутые рулевые тяги и рычаги правят в холодном состоянии или с местным нагревом до температуры 800 °С. Перед правкой пустотелые тяги заполняют мелким песком.
Сборка и регулировка механизмов рулевого управления колесных машин. Собирают рулевой механизм на специальных стендах или подставках. Рулевой механизм без гидроусилителя большинства тракторов и автокранов собирают примерно в такой последовательности. Запрессовывают червяк на вал рулевого управления так, чтобы он сидел плотно, без качания (червяк не должен иметь раковин и ступенчатого износа на зубьях и конусах). Вал рулевого управления устанавливают в колонку и крепят к картеру рулевого механизма. Подшипники регулируют прокладками, установленными под фланцем рулевой колонки.
Правильно смонтированный вал червяка рулевого управления колесных тракторов не должен иметь осевого зазора. Он должен поворачиваться в подшипниках от усилия 3—8 Н на плече, равном радиусу рулевого колеса. Усилие измеряют динамометром. Устанавливают сошку с роликом и регулируют ее зацепление с червяком. Ролик должен находиться посередине червяка (определяют по половине числа оборотов рулевого колеса, необходимых для поворота ролика из одного крайнего положения в другое). Зазор в зацеплении зубьев ролика сошки с червяком регулируют перемещением сошки руля регулировочным винтом или прокладками.
Зацепление ролика с червяком отрегулировано правильно, если вал рулевого управления вращается свободно, без заеданий, от усилия не более 15—25 Н, приложенного к ободу рулевого колеса, а нижний конец рулевой сошки перемещается не более чем на 0,15 мм.
При сборке рулевого механизма необходимо особое внимание обращать на исправность уплотнительных прокладок, сальников и других уплотнительных устройств.
Неисправности тормозной системы. К этим неисправностям относятся дефекты узлов гидропривода тормозов: тормозных дисков, тормозных барабанов, накладок, колодок и т. п. Характерными для тормозной системы с гидравлическим приводом являются неисправности колесных и главных цилиндров под поршень. Могут иметь место трещины и обломы деталей, надиры, риски или износ зеркала цилиндров под поршень.
Ремонт деталей тормозной системы. Обязательными операциями при капитальном ремонте являются растачивание тормозных барабанов и замена накладок тормозных колодок. Накладки приклеивают к тормозным колодкам на приспособлении (рис. 114) клеем ВС-10Т.
Рис. 114. Приспособления для приклеивания накладок к тормозным колодкам:
1 — штурвал, 2 — обжимное кольцо, 3— винт, 4 — фиксатор, 5 — тормозные колодки, 6 — плита
Приклеенные накладки проверяют на сдвиг под прессом. Если при показании манометра пресса 7,5—8,0 МПа накладка не сдвигается, то качество склеивания хорошее.
Изношенные резиновые манжеты гидравлических тормозных цилиндров заменяют новыми. Отверстия тормозных цилиндров восстанавливают растачиванием с последующим хонингованием под ремонтный размер поршней. Некоторые ремонтные предприятия восстанавливают эти отверстия специальными протяжками на протяжном станке или прошивают на гидравлическом прессе.
При износе отверстий тормозных цилиндров больше 0,3 мм цилиндры растачивают и запрессовывают в них стальную или чугунную гильзу с натягом 0,02 мм и закрепляют ее клеем. Затем растачивают или развертывают и хонингуют под нормальный размер. Овальность и конусность рабочей поверхности цилиндра допускается не более 0,01 мм.
В случае постановки гильзы в главный тормозной цилиндр перед обработкой гильзы в ней сверлят отверстия под перепускной и компенсационный клапаны.
Изношенные алюминиевые поршни восстанавливают под увеличенный размер раздачей коническими пуансонами и последующей обточкой на токарном станке до ремонтного или нормального размера.
После сборки тормозные цилиндры испытывают на герметичность воздухом под давлением 0,5—0,6 МПа с погружением в тормозную жидкость.
Изношенные поверхности тормозных барабанов растачивают до выведения следов износа. Сильно изношенные или уже расто- ценные барабаны восстанавливают постановкой чугунного или стального кольца, которое затем растачивают под чертежный размер. Установленное кольцо крепят винтами с потайной головкой или приваривают с торцов. Растачивают тормозные барабаны со ступицей.
Разрушенные диафрагмы и изношенные клапаны пневматических тормозов заменяют новыми.
Сборка и регулировка тормозов. Фрикционные накладки установленных тормозных лент и колодок должны плотно прилегать к тормозному барабану всей рабочей поверхностью. Допускается зачищать неровности, задиры и риски на рабочей поверхности накладок. Колодки устанавливают на диск тормоза так, чтобы все шарнирные соединения были подвижны.
Тормозные гидравлические цилиндры перед установкой проверяют на подтекание и плотность соединения. Для этого в цилиндре нажатием на шток создают давление согласно техническим условиям. В течение 3 мин не должно быть подтекания жидкости ни в одной точке.
При установке трубопроводов и шлангов следят, чтобы они не соприкасались с подвижными деталями. Регулировка тормозов заключается в установке свободного хода рычагов или педалей и зазора между тормозными барабанами и тормозными лентами или колодками.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт рулевого управления и тормозной системы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы