Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Советские трактора

Публикация:
   Рулевые механизмы тракторов

Читать далее:




Рулевые механизмы тракторов

Назначением рулевого механизма является преобразование вращательного движения рулевого колеса (штурвала) в угловое перемещение рулевой сошки и снижение усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу, для осуществления поворота трактора.

Рулевой механизм является одним из ответственных узлов трактора, который должен, помимо удовлетворения общих требований, обеспечивать:

1. Устойчивое движение по прямой, что достигается минимальным свободным ходом рулевого колеса. Свободный ход штурвала должен быть в пределах 10—15° (в старых конструкциях тракторов свободный ход рулевого колеса допускался до 25°).

2. Небольшие усилия, прикладываемые к рулевому колесу для поворота трактора, не превышающие допустимых (до кГ в движении трактора и до кГ при повороте на месте). Снижение усилий на рулевом колесе обеспечивается увеличением понижающего передаточного отношения рулевого механизма и применением усилительных устройств.

3. Соответствующую обратимость, обеспечивающую возможность повернутым направляющим колесам при освобожденном рулевом колесе возвращаться в положение прямолинейного движения под действием стабилизирующего момента. Появление стабилизирующего момента при отклонении управляемых колес достигается определенной их установкой на оси.

Для облегчения управления трактором и снижения толчков и ударов на рулевом колесе, воспринимаемых управляемыми колесами, рулевые механизмы обычно выполняют на пределе обратимости с высоким прямым к. п. д. (передача усилия от рулевого колеса к сошке) и пониженным обратным к. п. д. (передача усилий от сошки к рулевому колесу).

По конструкции рулевые механизмы делят на шестеренные, червячные и винтовые.

Шестеренные механизмы в силу присущих им недостатков (большие габариты при больших передаточных отношениях и полная обратимость) не получили распространения на отечественных тракторах и применяются только на легких самоходных шасси Т-16М. Также не получили распространения и винтовые механизмы, требующие большого хода рулевого колеса при повороте направляющих колес на небольшой угол и не обладающие возможностью регулировки зазоров сопряженных деталей для компенсации износа.

Наиболее распространены червячные рулевые механизмы, обладающие малыми габаритами при больших передаточных отношениях, повышенным прямым к. п. д. (0,5—0,65) по сравнению с обратным (0,4—0,5).

Червячные пары выполняют в виде червяка и червячного колеса или сектора (МТЗ-50, Т-28ХЗ, К-700), а также в виде глобоидального червяка и двух-трехгребневого ролика (МТЗ-5МС, ДТ-20). Последние пары обеспечивают более высокий к. п. д., меньший износ и имеют переменное передаточное отношение.

Наибольшее значение передаточного отношения эти механизмы имеют при нейтральном положении управляемых колес (прямолинейное движение). При сопряжении ролика с крайними витками червяка передаточное отношение несколько уменьшается, что важно для безопасности движения, учитывая тенденции повышения эксплуатационных скоростей современных тракторов.

Для поворота направляющих колес на максимальный угол (35—40°) рулевое колесо должно быть повернуто на полтора—три оборота. При повороте с малыми радиусами на рабочих скоростях (7—9 км/ч) водителю необходимо развивать значительные мощности на рулевом колесе, что иногда практически невыполнимо. Экспериментально установлено также, что при работе трактора на мягкой почве или при выезде из борозды к рулевому колесу для поворота трактора приходится прикладывать усилия до 40—50 кг.

Для облегчения работы водителя, сокращения времени поворота и снижения усилия на рулевом колесе современные тракторы снабжают усилителями рулевого управления.

Преимущественное распространение на тракторах получили гидроусилители, обладающие малыми габаритами и обеспечивающие четкое выполнение возложенных на них функций. Гидроусилитель состоит из источника гидроэнергии, золотниковой системы распределения и гидродвигателя, преобразующего энергию, сообщаемую насосом жидкости, в усилия, используемые для поворота направляющих колес трактора.

Гидроусилители питаются от отдельного насоса (МТЗ-50, К-700, Т-125) или от насоса гидронавесной системы через разделительный клапан (Т-40). В качестве рабочей жидкости служит дизельное масло, иногда автол АК-10. силовую связи штурвала с сошкой, установленной на мелких шлицах наконечника продольного вала и закрепленной стяжным болтом. Нижним концом сошка шарнирно соединена с поперечной рулевой тягой.

Рис. 1. Рулевой механизм самоходного шасси Т-16М

Гидродвигатели поршневого типа представляют собой силовой цилиндр.

Рулевой механизм шестеренного типа самоходного шасси Т-16М состоит из двух пар конических шестерен, расположенных в полостях заднего бруса полурамы и закрепленных на вертикальном, поперечном и продольном валах. Рулевой вал удерживается от осевых перемещений нижним шарикоподшипником, наружное кольцо которого закреплено в гнезде рулевой колонки стопорным пружинным кольцом. Вверху опорой вала служит втулка, впрессованная в трубу колонки.

Поперечный вал выполнен за одно целое с малой конической шестерней и вращается во втулках, запрессованных в перегородках картера. Шестерни и закрепляют на валах двумя сегментными шпонками и гайкой.

Большая шестерня второй пары конических шестерен выполнена в виде сектора и установлена на шлицах наконечника продольного вала.

Продольный вал проходит внутри трубы полурамы и вращается на двух сферических двухрядных подшипниках. Передний подшипник запрессован в гнездо переднего бруса полурамы и удерживается на валу распорной втулкой и сошкой, а задний — в стакан И, вставленный в задний брус. Задний подшипник является установочным. Детали рулевого механизма смазываются трансмиссионным автотракторным маслом, заливаемым в картер. Утечка масла наружу предохраняется каркасными сальниками и и соответствующими крышками, и с уплотнительными прокладками.

Регулировку зацепления конических шестерен обеспечивают изменением чцсла разрезных стальных прокладок, устанавливаемых под фланцы стакана и рулевой колонки, и установкой колец разной толщины между торцами малой шестерни поперечного вала и перегородки картера. При этом вращение штурвала должно быть плавным, а свободный его ход не должен превышать 15°.

Рулевой механизм трактора Т-28ХЗ червячного типа смонтирован в верхней части рулевой колонки и состоит из цилиндрического червяка и червячного колеса, выполненного в виде сектора.

Сектор закрепляют на шлицевом конце поворотного вала, жестко связанного с вилкой колеса. Червяк вращается на двух роликовых конических подшипниках, не имеющих внутренних колец. Наружные кольца подшипников установлены в стакане, внутренняя цилиндрическая поверхность которого расположена эксцентрично относительно наружной. Стакан размещают в расточках колонки и фиксируют от осевых смещений крышками.

Наличие эксцентриситета в поверхностях стакана обеспечивает возможность регулировки зацепления червячной пары, так как при повороте стакана червяк приближается или удаляется от сектора червячного колеса. Стакан поворачивается гайкой 5, выступы которой входят в торцовые прорези стакана. Положение стакана после регулирования зацепления фиксируется замком гайки, который одновременно служит ключом для ее поворота. Замок охватывает гайку по ее боковым срезам и крепится на крышке болтом, входящим в продолговатый вырез замка. Конические подшипники регулируют винтом, ввернутым в гайку. Винт торцом упирается в шайбу, помещенную внутри стакана и соприкасающуюся с наружным кольцом переднего подшипника.

Рулевой механизм смазывается трансмиссионным маслом, заливаемым в его полость до верхней плоскости венца червячного сектора.

Свободный ход штурвала при правильно отрегулированном зацеплении червячной пары и нормальных зазорах в конических подшипниках не должен превышать 20°.

Рулевой механизм тракторов МТЗ-5МС и М.ТЗ-5ЛС относится к червячным механизмам и состоит из глобоидального червяка и трехгребневого ролика. Механизм смонтирован в литом корпусе, привернутом с правой стороны к корпусу муфты сцепления.

Червяк насажен на елочные шлицы трубчатого рулевого вала. Конец вала развальцован. В корпусе червяк установлен на двух конических подшипниках, не имеющих внутренних колец. Необходимый зазор в подшипниках обеспечивают установкой прокладок под верхней и нижней крышками.

Верхней опорой рулевого вала служит втулка, впрессованная в трубу колонки, которая, в свою очередь, впрессована в верхнюю крышку. Штурвал крепят на верхнем конусном конце рулевого вала с помощью шпонки и гайки.

Ролик вращается на двух игольчатых подшипниках, установленных на оси, запрессованной и приваренной к головке вала сошки.

Вал устанавливают в корпус на роликовом цилиндрическом подшипнике и со стороны рулевой сошки на витой бронзовой втулке. Втулка и подшипник запрессованы в гнезда боковой крышки и стакана. От осевых смещений вал сошки удерживается винтом, в паз которого входит цилиндрическая головка вала. При беззазорном зацеплении червяка с роликом в новом механизме ось ролика не совпадает с осью червяка на мм. Зазор в зацеплении такой конструкции регулируют осевым перемещением вала сошки, при котором ролик приближается или удаляется от червяка. Осевое перемещение вала обеспечивают вращением регулировочного винта, который ввернут в стакан и стопорится шайбой.

При правильной установке зазоров в зацеплении червячной пары и в конических подшипниках свободный ход штурвала при его положении, соответствующем прямолинейному движению трактора, не должен превышать 20°, а вращение штурвала должно быть легким, без заеданий, при полном его повороте в обе стороны.

Рис. 2. Конструкция рулевых механизмов тракторов:
а — Т-28ХЗ; б — MT3-5MC и МТЗ-ЛС; в — ТД-20

Рулевой механизм трактора ДТ-20 смонтирован в верхнем и нижнем картерах, соединенных между собой рулевой колонкой и выдвижной трубой, которая крепится к верхнему картеру приваренным к ней фланцем. Такое соединение позволяет изменять положение штурвала по высоте. Вьщвижную трубу в рулевой колонке фиксируют стяжным болтом.

Корпус рулевого механизма заполняют трансмиссионным маслом до уровня заливной пробки 19. Уплотнение выходного конца вала обеспечивается каркасным самоподжимным и войлочным сальниками.

Оба вала имеют конусные концы, на которых с помощью шпонки и стяжного болта крепят штурвал в сборе. При длительной работе на реверсе штурвал устанавливают на вал шестерни, который телескопическ соединен со шлицевой втулкой трубы вала червяка.

В нижнем картере смонтирована червячная пара с валом сошки. Устройство червячного механизма, его регулировка и конструкции рулевого МТЗ-5МС.

Смазка цилиндрических шестерен и их валов осуществляется солидолом, которым заполняют верхний картер до половины его объема. Уплотнение выходных концов валов осуществляется войлочными сальниками, резьбой и зажимается между гайками и через тарельчатые пружинные шайбы. Между торцами гаек и поршня сохраняется небольшой зазор. Гайки и удерживаются от проворачивания относительно поршня полыми штифтами (разрез Б—Б). Поршень в сборе с винтом размещают в корпусе, выполняющем функции цилиндра гидромотора. Передний конец винта закрепляют в шарикоподшипнике, запрессованном в гнездо передней крышки. Подшипник удерживает винт от осевых перемещений с помощью гаек.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Советские трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Рулевые механизмы тракторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства