Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82

Публикация:
   Система охлаждения двигателя Д-240 (Д-240Л)

Читать далее:




Система охлаждения двигателя Д-240 (Д-240Л)

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией воды.

Рис. 1. Схема системы охлаждения

Радиатор предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке двигателя. Вода, проходя через радиатор, отдает тепло обдувающему его потоку воздуха. Сердцевина радиатора состоит из четырех рядов вертикальных плоских трубок, пропущенных через ряд спаянных с ними горизонтальных пластин. Трубки и пластины сердцевины изготовлены из латуни. Концы трубок тщательно припаяны к крайним (основным) более толстым пластинам и несколько выступают над их поверхностью. Улучшению условий теплоотдачи способствует ступенчатое (коридорное) расположение трубок по глубине радиатора.

К крайним пластинам на болтах прикреплены верхний и нижний латунные бачки. Между пластинами и бачками установлены резиновые прокладки. По обеим сторонам сердцевины проходят стойки, соединяющие бачки радиатора. К задней стенке верхнего бачка присоединены водоподводящий патрубок и датчик дистанционного электрического термометра. На верхней части бачка расположена заливная горловина, закрытая пробкой с паровоздушным клапаном. К задней стенке нижнего бачка присоединен водоотводящий патрубок и сливной краник.

Крепление радиатора на тракторе эластичное: к переднему брусу — при помощи опоры с резиновым амортизатором, а в верхней части — растяжками к головке блока цилиндров.

Вентилятор создает интенсивный воздушный поток, обдувающий сердцевины масляного и водяного радиаторов и охлаждающий наружные поверхности двигателя. Вентилятор смонтирован в одном узле с водяным насосом и расположен на его валу. Вентилятор присоединен шестью болтами к шкиву насоса, а весь узел вентилятор—водяной насос прикреплен тремя болтами к верхней части передней стенки блока цилиндров. С задней стороны к стойкам водяного радиатора крепится кожух вентилятора. Кожух улучшает работу вентилятора, предохраняет лопасти вентилятора от попадания посторонних предметов и направляет поток воздуха на двигатель.

Водяной насос центробежного типа. Он предназначен для создания активной циркуляции воды в системе охлаждения и более полного отвода тепла от нагретых деталей двигателя. Крыльчатка насоса установлена на валик, зафиксирована от проворачивания лыской и закреплена на валике торцевым болтом. Валик вместе с крыльчаткой вращается на двух шарикоподшипниках. Пространство в корпусе между подшипниками заполняется смазкой через масленку и уплотнено двумя резиновыми са-моподжимными сальниками.

Водяная и масляная полости насоса разделены между собой дополнительным торцевым уплотнением, смонтированным в крыльчатке. Уплотнение состоит из текстолитовой шайбы, находящейся в контакте с тщательно обработанным торцом упорной втулки, которая запрессована в корпус насоса, а также резиновой манжеты, охватывающей валик, и поджимающей пружины. Для лучшего уплотнения на резиновую манжету надеты обоймы.

Рис. 2. Водяной насос и вентилятор:
1 — вентилятор; 2 — ступица; 3 — шпонка; 4 — вал насоса; 5 — шкив; 6 — стопорное кольцо; 7 — масленка; 8 — пружина; 9 — крыльчатка; 10 — манжета; 11 — обойма; 12 — уплотнительная шайба; 13 — сальники; 14 — корпус; 15 — ремень вентилятора.

Крыльчатка помещается в профилированной полости корпуса насоса. При вращении крыльчатки на входе в эту полость создается разрежение, передаваемое в приемную камеру, которая патрубком соединена с нижним бачком, радиатора. Под действием разрежения вода попадает на лопатки крыльчатки и с большой скоростью выбрасываегстя в спиральный канал — так называемую улитку, образованную вокруг крыльчатки в корпусе насоса. Отсюда под достаточным давлением вода нагнетается в продольный канал системы охлаждения блока цилиндров.

На передний конец вала водяного насоса, на шпонке, напрессован фланец — ступица. К ступице прикреплен шкив насоса, а к нему шестью болтами вентилятор.

Водяной насос и вентилятор приводятся во вращение от коленчатого вала двигателя при помощи клиновидного ремня, который, кстати сказать, вращает и ротор генератора. В номинальном скоростном режиме двигателя (п = 2200 об/мин) водяной насос и вентилятор развивают 2600 об/мин.

Термостат автоматически поддерживает температуру воды в заданных пределах и ускоряет прогрев двигателя после пуска. Он состоит из корпуса, гофрированного латунного цилиндра, верхнего основного и нижнего вспомогательного клапанов. Корпус термостата отштампован из латуни. В боковой его поверхности сделано два окна 3. Верхний торец корпуса служит седлом для основного клапана, а отбортовка нижнего для закрепления корпуса в коробке термостата. К верхней части цилиндра прикреплены крышка и стержень с двумя клапанами и 2. Нижняя часть цилиндра закреплена на скобе корпуса термостата. Верхний основной клапан имеет отверстие для выхода воздуха при заполнении системы жидкостью. Внутреннее пространство гофрированного цилиндра частично заполнено.

Термостат установлен на выходе из рубашки охлаждения блока цилиндров в патрубке.

Когда температура воды меньше 70 °С, основной клапан закрыт, и вода через окна поступает по патрубку в насос, а затем в водяную рубашку блока. Следовательно, вода не проходит через радиатор и поэтому быстро нагревается. Когда же температура воды больше 70 °С, жидкость в сильфоне превращается в пар, под давлением которого основной клапан поднимается, вспомогательный клапан перекрывает окна и вода проходит через радиатор.

Шторка, установленная перед водяным радиатором, позволяет изменять количество проходящего через радиатор воздуха и тем самым регулировать в некоторых пределах температуру охлаждающей жидкости. Управляют шторкой с рабочего места тракториста при помощи рукоятки, связанной тросом с передвижным валиком шторки. Температуру воды в системе охлаждения контролируют по показаниям дистанционного электрического термометра, датчик которого расположен в верхнем бачке радиатора или в головке блока цилиндра, а указатель — на щитке приборов.

Техническое обслуживание системы охлаждения прежде всего предполагает контроль за состоянием соединений, исправностью всех узлов и агрегатов, уровнем и качеством заливаемой в систему воды.

Рис. 3. Термостат:
1 — корпус; 2 — вспомогательный клапан; 3 — окно для прохода воды; 4 — стержень; 5 — основной клапан; 6 — верхняя крышка пружинной коробки; 7 — гофрированный цилиндр; 8 — нижняя крышка гофрированного цилиндра; 9 — отверстие для выхода воздуха; 10 — направляющая планка; 11— лапки крепления к корпусу термостата.

Заполнять систему охлаждения можно только чистой водой. Особое внимание следует обращать на жесткость воды. Жесткая, то есть содержащая много минеральных солей, вода образует на стенках водяной рубашки накипь, которая является плохим проводником тепла, замедляет теплоотдачу от стенок и головки блока цилиндров, ухудшает циркуляцию, что приводит к перегреву двигателя. Для заполнения системы охлаждения лучше всего применять мягкую (дождевую или снеговую) воду. Если же такой воды нет, жесткую воду необходимо умягчить кипячением или добавкой 10—12 г стиральной соды на л воды, с тщательным перемешиванием до полного растворения соды и последующим отстоем в течение 2—3 часов.

Вода, слитая из системы охлаждения, по своему качеству близка к кипяченой, поэтому ее рекомендуется собирать и хранить в закрытой чистой емкости и применять для заправки системы. Сливать воду из системы можно только после остановки и достаточного охлаждения двигателя.

Заливать воду нужно из чистой посуды через воронку с сеткой, на которую уложена чистая полотняная тряпка. Радиатор заполняют до уровня горловины верхнего бачка и не допускают уменьшения уровня воды при работе ниже, чем 100 мм от верхней плоскости заливной горловины. Отверстие горловины радиатора следует плотно закрывать пробкой.

Температура воды в процессе работы не должна превышать 95 °С. При недопустимом повышении температуры воды нужно проверить уровень воды в радиаторе и натяжение ремня вентилятора, а также убедиться в отсутствии течи. Воду в систему охлаждения перегретого двигателя доливают постепенно и обязательно при работающем двигателе. От резкого охлаждения могут появиться трещины в головке и водяной рубашке блока цилиндров. По этой же причине нельзя заливать слишком горячую воду зимой в непрогретый двигатель.

Следует своевременно устранять течи воды через шланговые соединения и уплотнение водяного насоса. В случае появления течи из дренажного канала водяного насоса нужно заменить уплотнительную шайбу водяной полости крыльчатки.

Важно содержать в чистоте радиатор, периодически очищая его от пыли и грязи, и резиновые шланги, не допуская попадания на них масла и топлива.

Систему охлаждения очищают от накипи через 900—1000 ч работы двигателя, а также при сезонных обслуживаниях (при переходе к летней эксплуатации). Для удаления накипи применяют водный раствор стиральной соды (50—60 г соды на л воды). Сначала в систему заливают л керосина, а потом ее заполняют приготовленным раствором. Затем запускают двигатель и дают ему поработать 10—12 ч. После этого двигатель останавливают, сливают из системы раствор и тщательно промывают ее чистой водой.

Особое значение нужно придавать своевременному и правильному регулированию натяжения ремня вентилятора, от которого во многом зависит нормальная работа системы охлаждения. Натяжение ремня проверяют ежесменно в течение 2—3 смен (20—30 ч) работы нового двигателя, а в дальнейшем через 60 ч его работы. Натяжение на ветви шкив генератора — шкив коленчатого вала должно быть таким, чтобы при нажатии пальцем руки с усилием 30—50 Н (3—5 кгс) прогиб ремня составлял 10—15 мм. Чрезмерное натяжение приводит к преждевременному износу подшипников и ремня, а при недостаточном натяжении ремень пробуксовывает и изнашивается, а двигатель перегревается. Регулировку натяжения ремня выполняют, ослабляя крепление и поворачивая генератор.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения двигателя Д-240 (Д-240Л)"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства