Система охлаждения двигателя рассчитана на работу двигателя в пределах температур охлаждающей жидкости 75—98 °С. После пуска двигателя центробежный насос, приводимый в действие клиноременной передачей от шкива коленчатого вала, нагнетает охлаждающую жидкость из нижнего бачка радиатора по каналам в крышке распределительных шестерен в водяные рубашки правого и левого рядов цилиндров.
По каналам, предусмотренным в водяных рубашках блок-картера, охлаждающая, жидкость поднимается вверх и, омывая наружную поверхность гильз, поддерживает нормальный тепловой режим.
Из водяной рубашки блока вода по направляющим отверстиям поступает в водяные рубашки головок цилиндров, омывая наиболее нагретые поверхности камер сгорания, зоны выпускных клапанов и трубопроводов, направляющие клапанов и стаканы форсунок.
Нагретая в рубашках блока цилиндров и головок охлаждающая жидкость выходит по трем каналам из каждого ряда рубашек головок цилиндров в водосборные трубы 5 и далее через открытые клапаны термостатов поступает в верхний бачок радиатора по двум соединительным патрубкам. Патрубки соединены с радиатором и водосборными трубами прорезиненными шлангами. Из верхнего бачка по трубкам радиатора охлаждающая жидкость стекает в нижний бачок, отдавая тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором.
Рис. 42. Схема системы охлаждения:
Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается водяным насосом из нижнего бачка в водяные рубашки. Циркуляция жидкости через радиатор происходит в том случае, когда ее температура превышает 70° С, т. е. когда двигатель прогрет.
В начальный период после пуска двигателя, когда прогрев еще недостаточен, клапаны термостатов закрыты. Охлаждающая жидкость циркулирует через перепускную трубу, соединяющую полости коробок термостатов со всасывающим патрубком водяного насоса. Циркуляция охлаждающей жидкости по малому кольцу способствует быстрому прогреву двигателя. При повышении температуры жидкости свыше 70° С клапаны термостатов открываются и жидкость поступает в радиатор, а оттуда в водяной насос. Одновременно кольцевой клапан термостата закрывает отверстие в корпусе термостата, через которое жидкость поступала в перепускную трубу. Контроль за температурой осуществляется электрическим указателем температуры, датчик которого установлен в задней части водосборной трубы.
Водяной насос (рис. 43) центробежного типа установлен с правой стороны крышки шестерен распределения и крепится к ней четырьмя шпильками. Стык между крышкой и корпусом уплотнен паронитовой прокладкой. К нижнему фланцу всасывающей полости насоса на двух шпильках укреплен нижний патрубок, соединяющий через гибкие элементы насос с радиатором и пусковым подогревателем.
Корпус 8 насоса представляет собой чугунную отливку, задняя часть которой выполнена по спирали для направления потока воды, сходящего с лопастей крыльчатки. В расточках корпуса на шарикоподшипниках установлен валик. На заднем конце валика, имеющем лыску, колпачковой гайкой со стопорной шайбой крепится крыльчатка У, отлитая из бронзы АЖМц 10-3-1,5*.
В крыльчатку вмонтирован торцовый сальниковый узел, состоящий из резинового манжета с латунными обоймами, пружины и упорного кольца, изготовленного спеканием из графитовой смеси ГС-ТАФ. От проворачивания кольцо удерживается выступами, которые входят в пазы крыльчатки. Сальниковый узел фиксируется в крыльчатке стопорным кольцом. Пружина через резиновый манжет прижимает упорное кольцо к полированному торцу втулки, запрессованной в корпус насоса.
Подшипники насоса заполняются консистентной смазкой через пресс-масленку и гибкий шланг, выведенный на правый лонжерон рамы. Подшипники защищены сзади резиноармированным сальником, спереди — войлочным сальником, который установлен в передней крышке.
Для привода насоса на переднем конце валика установлен разъемный шкив под клиновидный ремень. Шкив состоит из ступицы, которая крепится на валу шпонкой и гайкой с шайбой, боковины шкива и регулировочных прокладок, предназначенных для регулировки натяжения приводного ремня путем изменения среднего диаметра шкива. Боковина крепится шпильками. Ступица и боковина шкива отлиты из серого чугуна (ранее боковина изготавливалась штамповкой). Корпус насоса закрыт крышкой, в него ввернут ниппель, предназначенный для подсоединения перепускной трубы, идущей от полости термостатов.
Рис. 43. Водяной насос:
1 — крыльчатка; 2—упорное кольцо сальника; 3— манжет сальника; 4— колпачковая гайка; 5 — малая обойма манжета сальника; 6 — пружина сальника; 7 — большая обойма манжета сальника; 8— корпус; 9— перепускной ниппель трубки термостатов; 10 и 18 — сальники: 11 и 13 — подшипники; 12— валик; 14 — ступица шкива; 15 — регулировочные прокладки; 16 — боковые шкивы; П — пресс-масленка; 19 — передняя крышка; 20 — правый лонжерон рамы автомобиля; 21 — шланг подачи смазки; 22 — дренажное отверстие; 23 — втулка корпуса; 24 — стопорное кольцо сальника
Вентилятор (рис. 44) осевого типа с шестилопастной штампованно-клёпанной крыльчаткой укреплен вместе с приводом на переднем торце крышки шестерен распределения. Щестерня привода вентилятора находится в зацеплении с распределительной шестерней. Точность зацепления обеспечивается жесткими координатами отверстия в крышке, по которому центрируется корпус вентилятора.
Корпус отлит из алюминиевого сплава и укреплен на крышке шестерен распределения четырьмя шпильками. Маслослив-ное отверстие корпуса направлено вниз. В расточках корпуса на двух шарикоподшипниках установлен вал. Его задний подшипник от осевого перемещения зафиксирован упорным фланцем, который крепится болтами. Передний подшипник вместе с валом может иметь осевое перемещение в корпусе.
На переднем конце вала установлены шкив привода компрессора и генератора и упругая муфта привода вентилятора. Шкив напрессован на вал с натягом 0,008—0,047 мм и от проворачивания зафиксирован сегментной шпонкой. Между ступицей шкива и передним подшипником напрессована втулка, по наружной поверхности которой работает манжета сальника. Упругая муфта соединена с валиком треугольными шлицами и прижимается к ступице шкива гайкой, которая стопорится специальной замковой шайбой. Гайки и шайбы переднего и заднего концов вала взаимозаменяемы.
Упругая муфта, к которой болтами крепится крыльчатка вентилятора, предохраняет привод от действия ударных нагрузок при пуске и резком изменении скоростного режима двигателя. Муфта представляет собой два стальных диска, между которыми находится слой резины, привулканизированный к обоим дискам.
Крыльчатка вентилятора сделана из двух штампованных крестовин, к которым заклепками крепится шесть лопастей. Крыльчатка центрируется на муфте центральным отверстием в крестовинах и балансируется с точностью до 20 г-см. Наружный диаметр крыльчатки 560 мм. Для повышения интенсивности воздушного потока, проходящего через радиатор, крыльчатка вентилятора помещена в кожухе радиатора.
Термостаты — двухклапанные (рис. 45), гармошечного типа ТС-6А (по одному на каждый ряд цилиндров), установлены в специальных коробках, которые с помощью винтов крепятся к верхним водяным трубам. Между корпусом термостата и перегородкой коробки установлена уплотнительная резиновая прокладка. В термостатной коробке образованы две полости: нижняя, со стороны водяной трубы, соединена перепускной трубой с всасывающим патрубком водяного насоса (малый контур циркуляции жидкости) и верхняя— соединена с верхним бачком радиатора.
Рис. 44. Вентилятор:
1 — упругая муфта; 2 — сальник; 3 — шкив привода генератора и компрессора; 4 — корпус привода; 5 и 12— подшипники; 6 — упорный фланец; 7 — ведомая шестерня привода; 8 — шестерня распределительного вала — ведущая шестерня привода; 9 – крышка распределительных шестерен; 10 — маслосливное отверстие; 11 — вал вентилятора; 13 — крыльчатка
Гофрированный, герметично закрытый (запаянный) баллон заполнен на 1/2 объема легкоиспаряющейся жидкостью. Дно баллона прикреплено обоймой к корпусу термостата. Противоположный торец баллона закрыт крышкой, с которой через шток соединен центральный клапан. Одновременно с крышкой баллона жестко соединен кольцевой клапан. Отверстие в штоке предназначено для заполнения баллона жидкостью и запаивается по предварительно вставленному шарику.
Корпус термостата 3 изготовлен из латуни и имеет два боковых окна, предназначенных для пропуска охлаждающей жидкости по малому кольцу циркуляции, когда двигатель еще не прогрелся до рабочей температуры (см. рис. 45, а). Эти окна закрываются кольцевым клапаном 6 при полном открытии центрального клапана (см. рис. 45,6). При сборке термостат отрегулирован таким образом, что центральный клапан начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 70° С. Полное открытие клапана наступает при температуре жидкости 85 °С. Максимальный ход центрального клапана 9 мм.
Радиатор (рис. 46)-—трубчато-пластинчатой конструкции. Его пробка (рис. 47) снабжена двумя клапанами — выпускным и впускным. Выпускной клапан открывается при повышении давления пара в системе до 0,45—0,55 кгс/см2, впускной — 0,01 — 0,18 кгс/см2.
Радиатор установлен на первой поперечине рамы автомобиля на резиноармированных подушках, через которые проходят два болта, приваренных к основанию рамки. В вертикальном положении радиатор фиксируется двумя боковыми тягами, соединяющими боковины рамки радиатора с лонжеронами через кронштейны. В местах присоединения тяг установлены резиновые подушки. К стойкам рамки радиатора со стороны двигателя крепится кожух вентилятора, обеспечивающий создание более интенсивного воздушного потока в сердцевине радиатора при работе вентилятора.
Рис. 45. Термостат:
а — в закрытом положении; б — в открытом положении; 1—обойма баллона; 2 — баллон; 3 —корпус; 4 — крышка баллона; 5 — окно в корпусе; 6 — кольцевой клапан; 7 — центральный клапан; 8 — шток
Жалюзи радиатора — трехсекционные, створчатого типа, представляют собой горизонтально расположенные по высоте радиатора стальные пластины (створки), шарнирно закрепленные в боковинах. Каждая секция связана поводком. Жалюзи открываются посекционно сверху вниз, а закрываются в обратном порядке. Благодаря этому поток воздуха, проходящий через сердцевину радиатора, распределяется по его высоте, предохраняя нижнюю часть от переохлаждения. В момент полного открывания жалюзи пластины поворачиваются на 90°. В закрытом положении они образуют глухой ставень.
Рис. 46. Радиатор и шторка:
1— распорная втулка; 2— нижняя подушка радиатора; 3 — гнездо верхней подушки; 4 — верхняя подушка радиатора; 5— боковина рамки; 6— шторка; 7 — пружина барабана; 8 — щиток шторки; 9 — барабан шторки; 10 — кронштейн барабана; 11 — поперечина рамки; 12 — ролик привода шторки; 13 — радиатор; 14 — пробка радиатора; 15 — верхний шланг; 16 — лента хомута; 17 — соединительный патрубок; 18 — кожух вентилятора; 19 — уплотнительная втулка; 20 — трос привода шторки; 21 — направляющая трубка троса; 22 — цепочка привода; 23 — уплотнитель; 24 — подушка бокового крепления радиатора; 25— тяга крепления радиатора; 26 — кронштейн радиатора; 27 — сливной краник; 28 — распределительный . патрубок; 29 — хомут; 30 —нижний шланг; 31 — планка шторки
Привод жалюзи осуществляется из кабины рукояткой управления через жесткие тяги, соединенные регулировочной гайкой, и рычаг, шарнирно закрепленный на левой боковине рамки радиатора.
Для фиксации пластин в различных положениях рукоятка управления жалюзи установлена на оси кронштейна между двумя фрикционными шайбами, затянутыми так, чтобы рукоятка надежно фиксировалась в любом промежуточном положении. Жалюзи открываются при повороте рукоятки на себя. Регулировать величину открытия пластин жалюзи можно изменением длины тяги с помощью соединительной гайки.
Со второй половины 1973 г. взамен жалюзи устанавливается шторка радиатора, выполненная из морозомасло-бензостойкой прорезиненной с обеих сторон ткани миткаль. Толщина шторки 0,5 мм, ее размеры 900+5Х735_2 мм. Нижняя кромка шторки обмотана вокруг поперечной пластины и приклеена к ней клеем 88-Н (МРТУ 38-5-808-66) на ширине 10 мм. Пластина изготовлена из листовой стали и крепится болтами к боковинам рамки. Верхняя кромка шторки приклеена к барабану тем же клеем.
Барабан изготовлен из трубы 25X2 мм длиной 740+1 мм. Внутри барабана проходит ось диаметром 6 мм, изготовленная из стали. В оси выполнены три отверстия диаметром 2 мм и лыска размером 5Го,‘зо мм, с помощью которой ось фиксируется от проворачивания в специальном фигурном отверстии правого кронштейна шторки. На ось надета пружина, изготовленная из пружинной проволоки диаметром 1,6 мм. Пружина имеет 264^2 витка правой навивки, обеспечивающей ей угол закрутки 3800°. При этом пружина создает момент 3,5 кгс-см. Длина пружины без выступающих витков 660 мм, наружный диаметр— 15,6± 0,5 мм. Один конец пружины при сборке вставлен в отверстие оси барабана, другой — в отверстие левой втулки барабана.
Перед установкой барабана со шторкой пружина предварительно закручивается против часовой стрелки (со стороны оси с лыской) на четыре-пять оборотов оси барабана.
Управление шторкой осуществляется из кабины путем вытягивания цепочки. Фиксируя любое из звеньев цепочки в прорези направляющей трубы, водитель может устанавливать шторку в такое положение, которое обеспечивает необходимую степень перекрытия лобовой поверхности радиатора для обеспечения нормального теплового режима работы двигателя.
Рис. 47. Пробка радиатора:
1 — пароотводная трубка; 2— корпус пробки; 3 — запорная пружина; 4 — выпускной клапан; 5 — пружина выпускного клапана; 6 — пружина впускного клапана; 7 — впускной клапан; 8 — горловина
В процессе эксплуатации необходимо следить, чтобы в направляющих пазах не скапливались грязь и замерзшая вода, так как это может привести к заеданию роликов и отказу в работе шторки радиатора.
Техническое обслуживание системы охлаждения заключается в постоянном контроле уровня охлаждающей жидкости, герметичности в узлах и соединениях, в проверке натяжения приводного ремня водяного насоса. Воду в системе охлаждения необходимо менять по возможности реже. При отсутствии мягкой воды жесткую воду необходимо смягчать и отстаивать. Для смягчения можно рекомендовать добавление в воду раствора каустической соды из расчета 60 г соды на литр воды. Один литр полученного раствора надо смешать с 95 л воды, профильтровать через плотную ткань и залить в радиатор.
Один раз в год при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации следует удалять накипь из системы, промыв ее. несколько раз раствором технического трилона Б (ТУ-МХП-4182-54). Трилон — порошок белого цвета, неядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона не вредит деталям системы охлаждения. Приготовленный раствор из расчета 20 г трилона на литр воды заливают в систему охлаждения. После 6—7 ч работы автомобиля (не менее) раствор заменяют свежим. Промывка продолжается в течение 4—5 дней. Затем в систему охлаждения заливают воду, содержащую 2 г трилона на литр воды.
Натяжение ремня привода водяного насоса считается нормальным, когда при нажитии на середину ветви усилием 3 кгс она прогибается на 10—15 мм. Для регулировки натяжения ремня необходимо: отвернуть гайки крепления передней боковины шкива насоса и снять боковину; снять со шпилек одну или несколько (в зависимости от степени ослабления ремня) регулировочных прокладок и, не снимая ремня, поставить на место боковину шкива; установить на шпильки с наружной стороны боковины снятые регулировочные прокладки и навернуть, не затягивая, гайки шпилек; последовательно, в несколько приемов, завернуть гайки, слегка подтягивая ту из них, которая находится между ветвями со стороны коленчатого вала, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки; проверить правильность натяжения ремня.
При эксплуатации автомобиля в условиях высокогорья и высоких температур окружающего воздуха разрешается снимать термостаты, обязательно заглушив при этом перепускную трубу, соединяющую коробки термостатов с водяным насосом. В случае нарушения температурного режима двигателя следует проверить исправность термостатов и целостность их прокладок. Исправный термостат, погруженный в нагретую до температуры 90—100 °С воду, при охлаждении постепенно закрывает центральный клапан. Закрытие клапана начинается с температуры 81—85 °С, полное закрытие наступает при температуре 67—72 °С. Проверку термостатов рекомендуется проводить при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации, предварительно сняв их и удалив накипь. Неисправные термостаты и поврежденные прокладки необходимо обязательно заменить.
Доливать воду в систему охлаждения прогретого двигателя нужно небольшими порциями, постепенно и обязательно при работающем двигателе. Быстро заливать холодную жидкость в горячий двигатель запрещается, так как это может привести к образованию грещин и деформации головок цилиндров и рубашек блока.
В процессе эксплуатации автомобиля надо следить за состоянием упругой муфты вентилятора. Поврежденный резиновый элемент муфты должен быть заменен. При каждом ТО-1 рекомендуется пополнять полость подшипников водяного насоса свежей тугоплавкой смазкой через пресс-масленку, вынесенную на правый лонжерон. Нельзя применять для смазки подшипников солидолы. Перед смазкой подшипников нужно проверить, нет ли подтекания воды из дренажного отверстия на корпусе водяного насоса. Если обнаружено подтекание, насос необходимо снять и отремонтировать сальниковый узел.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения двигателя КрАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы