Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82

Публикация:
   Система смазки двигателя Д-240 (Д-240Л)

Читать далее:




Система смазки двигателя Д-240 (Д-240Л)

Система смазки двигателя Д-240 (Д-240Л) комбинированная. В зависимости от условий работы деталей масло подается к их трущимся поверхностям непрерывно под давлением (коренные и шатунные шейки коленчатого вала, опорные шейки распределительного вала, втулки промежуточной шестерни и шестерни топливного насоса), под давлением, но пульсирующим потоком (клапанный механизм) и разбрызгиванием (остальные детали). Часть узлов двигателя, не вошедших в основную систему смазки (водяной насос, пусковой двигатель, топливный насос, механизм передачи пускового двигателя), включены в автономную схему смазки.

Среди основных устройств, входящих в систему смазки двигателя,. прежде всего нужно назвать масляный насос с масло-приемником, полнопоточный центробежный масляный фильтр, масляный радиатор. Кроме того, к системе смазки относятся маслопроводы, соединительная арматура, контрольные приборы (манометр), предохранительные клапаны и др.

В качестве смазочного материала для двигателя Д-240 применяется дизельное масло: летом — марок М10Г (ТУ 38-1-211-68), или М10В (ТУ 38-1-210-68), зимой —марок М8Г (ТУ 38-1-01-46-70) или М8В (ТУ 38-1-01-47-70).

Рис. 1. Схема системы смазки:
1 — масляный радиатор; 2— маслозаливная горловина; — масляный фильтр; — масляный насос; — приемник масляного насоса; — пробка насоса; — сливной клапан; — редукционный клапан; — клапан фильтра; — манометр; — масляный картер.

Масляный насос одноступенчатый, шестеренчатого типа, установлен на крышке первого коренного подшипника коленчатого вала и приводится во вращение от коленчатого вала двигателя. Основные части насоса: корпус, крышка, шестерня привода и ведущая шестерня, укрепленные на валу, и ведомая шестерня, расположенная на пальце.

При вращении шестерен в зоне всасывания создается разрежение, под действием которого масло через маслозаборник поступает в насос. Попадая между зубьями шестерен, масло под давлением выбрасывается в зону нагнетания, поступает в магистраль, а из нее подается к трущимся деталям двигателя.

Глубина расточек под нагнетательные шестерни в корпусе, ширина шестерен и их расположение выдерживаются с большой точностью. Для герметичности внутренней полости масляного насоса привалочные плоскости корпуса и крышки шлифуются. Чтобы создать соосность подшипников, крышка соединяется с корпусом при помощи двух контрольных штифтов, отверстия для которых обрабатываются совместно. Поэтому перестановка крышки с одного насоса на другой недопустима. Производительность насоса 36 л/мин при частоте вращения 2320 об/мин, противодавлении 0,70—0,75 МПа (7,0—7,5 кгс/см2) и вязкости масла 2—3° по Энглеру.

Рис. 2. Масляный насос:
1 — маслозаборник; —корпус насоса; — крышка корпуса; — ведомая шестерня; — палец ведомой шестерни; — шестерня привода насоса; —штифт; — вал насоса; — ведущая шестерня; — патрубок,

Масляный фильтр предназначен для очистки масла, циркулирующего в системе смазки. На двигателе установлен центробежный фильтр, представляющий собой полнопоточную центрифугу с бессопловым гидравлическим приводом.

В корпус центрифуги ввернута ось, на которой вращается ротор, состоящий из остова, внутреннего стакана, нижней крышки и верхней крышки. Крышка крепится на остове гайкой и уплотняется резиновым кольцом. Шайба и гайка, установленные на верхнем резьбовом конце оси, ограничивают осевое перемещение ротора. Сверху ротор закрыт колпаком, который закреплен гайкой с шайбой 14. Внутри оси проходит маслоотводящая трубка.

От масляного насоса масло по каналу, а затем по кольцевому каналу и отверстиям в оси поступает в насадку, которая закреплена на оси винтом. Через щели в насадке масло выбрасывается в тангенциальном направлении, приобретает вращательное движение и через отверстие в остове ротора попадает во внутренний стакан. Отражательный буртик остова ротора направляет масло вверх. Под действием центробежных сил продукты сгорания и разложения масла и износа деталей отлагаются на внутренних стенках ротора. Очищенное масло с большой скоростью через тангенциальные отверстия в верхней части остова выбрасывается во внутреннюю проточку остова в зоне входных радиальных отверстий оси. При этом возникает реактивная сила, которая вращает ротор. Затем масло через отверстия и трубку -поступает в главную масляную магистраль.

Предохранительный клапан поддерживает перед ротором давление 0,65—0,70 МПа (6,5—7,0 кгс/см2). Если на входе в ротор давление масла выше, оно сливается через клапан в поддон картера.

Сливной клапан отрегулирован на давление 0,20— 0,30 МПа (2,0—3,0 кгс/см2) и поддерживает необходимое давление в главной масляной магистрали.

Редукционный (нерегулируемый) клапан служит для перепуска холодного масла в магистраль мимо масляного радиатора. Усилие пружины клапана меньше сопротивления радиатора потоку холодного масла, поэтому, если оно холодное, клапан открывается, и масло поступает в магистраль.

Рис. 3. Центробежный масляный фильтр (центрифуга):
1 — корпус; —подводящий канал; 2 — ось ротора; 3 — резиновое кольцо; 4 — насадка; 5 — выходные отверстия; 6 — внутренний стакан; 7 — остов ротора; 8 — верхняя крышка ротора; 9 — специальная гайка; 11 —шайбы; 12 — гайка; 13 — колпак; 14 — колпачковая гайка; 16— тангенциальные отверстия; 17 — радиальные отверстия; 18 — маслоотводящая трубка; 19 — нижняя крышка ротора; 20 — предохранительный клапан; 21 — сливной клапан; 22 — редукционный клапан.

Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла, температура которого может сильно увеличиться при длительной работе двигателя с полной нагрузкой в условиях высоких температур окружающей среды. Проходя по многочисленным трубкам радиатора, масло охлаждается встречным потоком воздуха на 10—15 °С и поступает в двигатель.

Техническое обслуживание системы смазки заключается в следующем.

Ежедневно перед пуском двигателя необходимо проверять уровень масла в картере. Двигатель следует заправлять маслом определенного сорта в строгом соответствии с заводской инструкцией. Для заливки масла рекомендуется применять специальную посуду, снабженную фильтрующими сетками, и следить за его уровнем. Масло нужно наливать до верхней метки, не выше. Нельзя запускать двигатель, если уровень масла не достигает нижней метки. Повышенный уровень приводит к увеличенному забросу масла на зеркало цилиндров, дымлению и ухудшению работы деталей поршневой группы. При недостаточном количестве масла в поддоне картера ухудшается смазка деталей.

Так как масло в процессе работы двигателя теряет смазочные свойства, его нужно периодически, через каждые 240 ч работы менять. Масло из картера сливают, когда двигатель прогрет. Чистое масло заливают, предварительно очистив ротор центробежного фильтра.

Обслуживание системы смазки предполагает также постоянное наблюдение за давлением масла. Давление масла в главной магистрали при номинальной частоте вращения коленчатого вала должно быть 0,2—0,3 МПа (2,0—3,0 кгс/см2), при минимальной частоте — не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см2). Понижение или повышение давления указывает на неисправность системы смазки. Резкое снижение давления может произойти при утечке масла из маслопроводов, неправильной работе указателя давления (манометра), сливного или предохранительного клапанов и выходе из строя масляного насоса. Если давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала ниже 0,1 МПа (1,0 кгс/см2), двигатель необходимо остановить, чтобы выяснить и устранить причины этого явления. Давление в системе смазки регулируется затяжкой пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра.

Ротор центробежного масляного фильтра очищают через 120 ч работы (при использовании масла М8В и М10В) или через 240 ч (при использовании масла М8Г и М10Г). Для этого нужно сначала отвернуть гайку и снять колпак.

Затем между днищем ротора и чашкой корпуса фильтра вставить отвертку (ключ, стержень небольшого диаметра), застопорить ротор и, вращая ключом гайку крепления стакана, осторожно снять его с ротора. Удалить деревянным скребком слой отложений с внутренней стенки стакана ротора и при необходимости очистить тангенциальные каналы в верхней части колонки ротора. После этого нужно собрать ротор в последовательности, обратной разборке. Перед установкой ротора необходимо смазать солидолом или маслом кольцо на днище корпуса ротора. Гайку крепления стакана следует заворачивать с небольшим усилием, пока не произойдет полной посадки стакана на корпус ротора. В надежности уплотнения стакана ротора можно убедиться, прокручивая коленчатый вал двигателя электростартером или пусковым двигателем при заторможенном рукой роторе. Если центробежный масляный фильтр в целом исправен, то после остановки двигателя под колпаком фильтра еще в течение 30—60 с будет прослушиваться легкий шум от вращения ротора.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система смазки двигателя Д-240 (Д-240Л)"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства