Система смазки двигателя Д-240 (Д-240Л) комбинированная. В зависимости от условий работы деталей масло подается к их трущимся поверхностям непрерывно под давлением (коренные и шатунные шейки коленчатого вала, опорные шейки распределительного вала, втулки промежуточной шестерни и шестерни топливного насоса), под давлением, но пульсирующим потоком (клапанный механизм) и разбрызгиванием (остальные детали). Часть узлов двигателя, не вошедших в основную систему смазки (водяной насос, пусковой двигатель, топливный насос, механизм передачи пускового двигателя), включены в автономную схему смазки.
Среди основных устройств, входящих в систему смазки двигателя,. прежде всего нужно назвать масляный насос с масло-приемником, полнопоточный центробежный масляный фильтр, масляный радиатор. Кроме того, к системе смазки относятся маслопроводы, соединительная арматура, контрольные приборы (манометр), предохранительные клапаны и др.
В качестве смазочного материала для двигателя Д-240 применяется дизельное масло: летом — марок М10Г (ТУ 38-1-211-68), или М10В (ТУ 38-1-210-68), зимой —марок М8Г (ТУ 38-1-01-46-70) или М8В (ТУ 38-1-01-47-70).
Рис. 1. Схема системы смазки:
1 — масляный радиатор; 2— маслозаливная горловина; — масляный фильтр; — масляный насос; — приемник масляного насоса; — пробка насоса; — сливной клапан; — редукционный клапан; — клапан фильтра; — манометр; — масляный картер.
Масляный насос одноступенчатый, шестеренчатого типа, установлен на крышке первого коренного подшипника коленчатого вала и приводится во вращение от коленчатого вала двигателя. Основные части насоса: корпус, крышка, шестерня привода и ведущая шестерня, укрепленные на валу, и ведомая шестерня, расположенная на пальце.
При вращении шестерен в зоне всасывания создается разрежение, под действием которого масло через маслозаборник поступает в насос. Попадая между зубьями шестерен, масло под давлением выбрасывается в зону нагнетания, поступает в магистраль, а из нее подается к трущимся деталям двигателя.
Глубина расточек под нагнетательные шестерни в корпусе, ширина шестерен и их расположение выдерживаются с большой точностью. Для герметичности внутренней полости масляного насоса привалочные плоскости корпуса и крышки шлифуются. Чтобы создать соосность подшипников, крышка соединяется с корпусом при помощи двух контрольных штифтов, отверстия для которых обрабатываются совместно. Поэтому перестановка крышки с одного насоса на другой недопустима. Производительность насоса 36 л/мин при частоте вращения 2320 об/мин, противодавлении 0,70—0,75 МПа (7,0—7,5 кгс/см2) и вязкости масла 2—3° по Энглеру.
Рис. 2. Масляный насос:
1 — маслозаборник; —корпус насоса; — крышка корпуса; — ведомая шестерня; — палец ведомой шестерни; — шестерня привода насоса; —штифт; — вал насоса; — ведущая шестерня; — патрубок,
Масляный фильтр предназначен для очистки масла, циркулирующего в системе смазки. На двигателе установлен центробежный фильтр, представляющий собой полнопоточную центрифугу с бессопловым гидравлическим приводом.
В корпус центрифуги ввернута ось, на которой вращается ротор, состоящий из остова, внутреннего стакана, нижней крышки и верхней крышки. Крышка крепится на остове гайкой и уплотняется резиновым кольцом. Шайба и гайка, установленные на верхнем резьбовом конце оси, ограничивают осевое перемещение ротора. Сверху ротор закрыт колпаком, который закреплен гайкой с шайбой 14. Внутри оси проходит маслоотводящая трубка.
От масляного насоса масло по каналу, а затем по кольцевому каналу и отверстиям в оси поступает в насадку, которая закреплена на оси винтом. Через щели в насадке масло выбрасывается в тангенциальном направлении, приобретает вращательное движение и через отверстие в остове ротора попадает во внутренний стакан. Отражательный буртик остова ротора направляет масло вверх. Под действием центробежных сил продукты сгорания и разложения масла и износа деталей отлагаются на внутренних стенках ротора. Очищенное масло с большой скоростью через тангенциальные отверстия в верхней части остова выбрасывается во внутреннюю проточку остова в зоне входных радиальных отверстий оси. При этом возникает реактивная сила, которая вращает ротор. Затем масло через отверстия и трубку -поступает в главную масляную магистраль.
Предохранительный клапан поддерживает перед ротором давление 0,65—0,70 МПа (6,5—7,0 кгс/см2). Если на входе в ротор давление масла выше, оно сливается через клапан в поддон картера.
Сливной клапан отрегулирован на давление 0,20— 0,30 МПа (2,0—3,0 кгс/см2) и поддерживает необходимое давление в главной масляной магистрали.
Редукционный (нерегулируемый) клапан служит для перепуска холодного масла в магистраль мимо масляного радиатора. Усилие пружины клапана меньше сопротивления радиатора потоку холодного масла, поэтому, если оно холодное, клапан открывается, и масло поступает в магистраль.
Рис. 3. Центробежный масляный фильтр (центрифуга):
1 — корпус; —подводящий канал; 2 — ось ротора; 3 — резиновое кольцо; 4 — насадка; 5 — выходные отверстия; 6 — внутренний стакан; 7 — остов ротора; 8 — верхняя крышка ротора; 9 — специальная гайка; 11 —шайбы; 12 — гайка; 13 — колпак; 14 — колпачковая гайка; 16— тангенциальные отверстия; 17 — радиальные отверстия; 18 — маслоотводящая трубка; 19 — нижняя крышка ротора; 20 — предохранительный клапан; 21 — сливной клапан; 22 — редукционный клапан.
Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла, температура которого может сильно увеличиться при длительной работе двигателя с полной нагрузкой в условиях высоких температур окружающей среды. Проходя по многочисленным трубкам радиатора, масло охлаждается встречным потоком воздуха на 10—15 °С и поступает в двигатель.
Техническое обслуживание системы смазки заключается в следующем.
Ежедневно перед пуском двигателя необходимо проверять уровень масла в картере. Двигатель следует заправлять маслом определенного сорта в строгом соответствии с заводской инструкцией. Для заливки масла рекомендуется применять специальную посуду, снабженную фильтрующими сетками, и следить за его уровнем. Масло нужно наливать до верхней метки, не выше. Нельзя запускать двигатель, если уровень масла не достигает нижней метки. Повышенный уровень приводит к увеличенному забросу масла на зеркало цилиндров, дымлению и ухудшению работы деталей поршневой группы. При недостаточном количестве масла в поддоне картера ухудшается смазка деталей.
Так как масло в процессе работы двигателя теряет смазочные свойства, его нужно периодически, через каждые 240 ч работы менять. Масло из картера сливают, когда двигатель прогрет. Чистое масло заливают, предварительно очистив ротор центробежного фильтра.
Обслуживание системы смазки предполагает также постоянное наблюдение за давлением масла. Давление масла в главной магистрали при номинальной частоте вращения коленчатого вала должно быть 0,2—0,3 МПа (2,0—3,0 кгс/см2), при минимальной частоте — не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см2). Понижение или повышение давления указывает на неисправность системы смазки. Резкое снижение давления может произойти при утечке масла из маслопроводов, неправильной работе указателя давления (манометра), сливного или предохранительного клапанов и выходе из строя масляного насоса. Если давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала ниже 0,1 МПа (1,0 кгс/см2), двигатель необходимо остановить, чтобы выяснить и устранить причины этого явления. Давление в системе смазки регулируется затяжкой пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра.
Ротор центробежного масляного фильтра очищают через 120 ч работы (при использовании масла М8В и М10В) или через 240 ч (при использовании масла М8Г и М10Г). Для этого нужно сначала отвернуть гайку и снять колпак.
Затем между днищем ротора и чашкой корпуса фильтра вставить отвертку (ключ, стержень небольшого диаметра), застопорить ротор и, вращая ключом гайку крепления стакана, осторожно снять его с ротора. Удалить деревянным скребком слой отложений с внутренней стенки стакана ротора и при необходимости очистить тангенциальные каналы в верхней части колонки ротора. После этого нужно собрать ротор в последовательности, обратной разборке. Перед установкой ротора необходимо смазать солидолом или маслом кольцо на днище корпуса ротора. Гайку крепления стакана следует заворачивать с небольшим усилием, пока не произойдет полной посадки стакана на корпус ротора. В надежности уплотнения стакана ротора можно убедиться, прокручивая коленчатый вал двигателя электростартером или пусковым двигателем при заторможенном рукой роторе. Если центробежный масляный фильтр в целом исправен, то после остановки двигателя под колпаком фильтра еще в течение 30—60 с будет прослушиваться легкий шум от вращения ротора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система смазки двигателя Д-240 (Д-240Л)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы