Назначение смазки. Детали двигателей внутреннего сгорания имеют высокую точность размеров и высокую чистоту обработки поверхностей. Однако на их поверхностях все-таки остаются микроскопические неровности, которые, взаимодействуя с такими же неровностями других деталей, создают сопротивление, называемое трением (рис. 1).
Различают трение скольжения и качения. При прочих равных условиях сила трения при качении значительно меньше силы трения при скольжении. На преодоление сил трения затрачивается часть индикаторной мощности (10—15%). Смазка уменьшает
силы трения (даже при полном разделении трущихся поверхностей трение не исчезает, а заменяется внутренним трением между частицами масла, которое меньше трения двух металлических поверхностей). Кроме того, смазочное масло охлаждает детали и уносит с собой продукты их износа (металлическую пыль). Для того чтобы смазка не выдавливалась с трущейся поверхности, она должна обладать достаточной вязкостью при высокой температуре, а чтобы удерживаться на металлической поверхности — смачивающей способностью.
В качестве смазок для двигателей внутреннего сгорания применяются, главным образом, минеральные масла, получаемые при перегонке нефти.
Рассмотрим, как ведет себя масло в зазорах между цапфой и подшипником. Установлено, что между подшипником и вращающейся
цапфой (шейкой) слой смазки действует подобно клину, заставляя шейку как бы плавать в подшипнике. С увеличением скорости вращения цапфы «клиновое» действие смазки увеличивается. Когда цапфа (шейка) неподвижна, она лежит в подшипнике, как показано на рис. 2,а. При вращении вала с небольшой скоростью он под влиянием давления масла, возникающего в «масляном клине», отдаляется от вкладыша и смещается в сторону вращения. Чем больше скорость вращения вала, тем больше смещается он в подшипнике и тем больше становится толщина слоя. Давление масла в масляном клине не одинаково. Наибольшей величины оно достигает там, где толщина клина наименьшая.
Сорта масла. Смазочные масла, применяемые в двигателях внутреннего сгорания, должны:
1) хорошо прилипать к трущимся поверхностям и обладать возможно меньшим внутренним трением;
2) обладать незначительной испаряемостью, так как в противном случае масло густеет даже при обыкновенной температуре;
3) сохранять достаточную вязкость даже при высоких температурах;
4) при сгорании не давать большого нагара;
5) не содержать воды, свободных кислот и механических примесей.
Для быстроходных дизелей применяются специальные дизельные масла с присадками, устойчивые при работе в условиях высоких температур, или авиационные масла.
Для дизелей с подшипниками из свинцовистой бронзы применяются авиационные масла марки МС-14 в холодное время года и МК-22 — в теплое время.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазочное масло двигателей внутреннего сгорания"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы