В практике эксплуатации транспортных машин применяют два вида смазочных материалов: жидкие для редукторов, муфт, двигателей и т. д. и густые для подшипников качения, скольжения и т. д. Твердые смазочные материалы эффективно используют как добавки к жидким маслам и консистентным смазкам, работающим при нормальных температурах, но при особо неблагоприятных видах изнашивания. При больших температурах— от —250° до 350°, когда обычные масла не пригодны, применяют твердые смазочные материалы. Наиболее распространенные присадки: противоизносные и протнвозадирные ЭФО, JI3-23K и другие для снижения износа и ликвидации заеданий трущихся поверхностей деталей; противоокисли-тельные — ДФ-1, ДФ-П и другие для повышения устойчивости масла против действия кислорода воздуха; антикоррозийные AK.OP-1, МНИ-7 и другие для устранения коррозии металла при окислении масла в процессе его старения; депрессоры АФК и другие для снижения температуры застывания масла; про-тивопенные (пеногасители) — для борьбы со вспениванием масла с добавкой малого количества полиснлоксановых жидкостей.
Жидкие масла в зависимости от назначения разделяют на моторные, трансмиссионные, индустриальные, трансформаторные, компрессорные и др.
Трансмиссионные масла предназначены для смазки коробок передач, бортовых передач, раздаточных коробок, дифференциалов и т. д.
Выпускаются отечественной промышленностью следующие марки масел: трансмиссионное автотракторное (нигрол) двух типов — летнее и зимнее; трансмиссионное автотракторное на оазе масла АК-15; трансмиссионное автомобильное; трансмиссионное тракторное с присадкой ЭФО.
Индустриальные масла предназначены для смазки узлов трения различных машин и механизмов (лебедок, станков, электродвигателей и др.).
Отличительная особенность условий эксплуатации индустриальных масел —невысокая рабочая температура (<50°С).
Трансформаторные масла предназначены для трансформа-todob, реостатов, масляных выключателей и других высоковольтных аппаратов в качестве изолирующей теплоотводящей среды. Отличительная особенность этих масел — высокая диэлектрическая прочность, эффективный отвод тепла, соответствующая вязкость, антиокислительная устойчивость. Отечественная промышленность выпускает следующие марки масел: ТКп с 0,2% антиокислительной присадки (ДБК. и ТК); Т-750, обладающие весьма высокой диэлектрической прочностью.
Компрессорные масла предназначены для смазки компрессоров и воздуходувок. Они должны обладать высокой термической стабильностью (до 220—250 °С), вязкостью и высокими противокоррозионными свойствами. ‘Промышленность выпускает компрессорные масла следующих марок (ГОСТ 1861—73): К-12, К-19 и КС-19. Цифра в марке масла указывает на его кинематическую вязкость при 100 °С.
Густые или консистентные смазки применяют в открытых и труднодоступных узлах трения и для консервации рабочих поверхностей.
Консистентные смазки должны обладать высоким пределом прочности, чтобы удерживаться на вертикальных и наклонных плоскостях при температурах от 20 до 120 °С (для различных смазок он составляет от 49 до 196 Па); соответствующей пене-трацией, характеризующей густоту смазки (число пенетрации определяется глубиной погружения в смазку стандартного конуса массой 150 г в течение 5 с); необходимой температурой каплепадения (и сохранять ее в определенном интервале температур); соответствующей вязкостью.
Консистентные смазки подразделяют на две основные группы: специальные (А — автотракторные, С — самолетные, Ж — железнодорожные, М — морские) и универсальные, подразделяющиеся в зависимости от температуры каплепадения на низкоплавкие (УН), среднеплавкие и тугоплавкие (УТ), а также в зависимости от специальных свойств на водостойкие (В), морозостойкие (MX, защитные (3), не растворяющие резину (Р), кислотоупорные (К) и др.
Например, смазка марки УНВМ расшифровывается как универсальная низкоплавкая водо- и морозостойкая.
Сроки замены масел. Первую замену масел производят после пуско-наладочных работ и проведения эксплуатационных испытаний (12—15 сут. работы).
Последующие замены масел определяют в зависимости от режима работы машины и системы смазки. При этом считается допустимым увеличение: вязкости на 25—30%; кислотности при Циркуляционной смазке до 3,5 мг КОН на 1 г масла и при картерной смазке до 7 г КОН на 1 г масла; количества твердых частиц не более 0,2% и содержания воды — не более 2,5%.
При отсутствии фильтров в системе смазки масла фильтруют через 1000—1500 ч работы.
Жидкости для систем охлаждения двигателей. В качестве охлаждающей жидкости следует использовать воду и смеси, замерзающие при низкой температуре (антифризы).
Для предупреждения накипеобразования охлаждающую воду необходимо смягчать: кипячением и последующим фильтрованием; применением раствора из 3 кг тринатрийфосфата на 10 л воды (1 л раствора добавляют на 200 л воды, тщательно перемешивают, отстаивают и. заливают в систему охлаждения); магнитной обработкой воды; применением антинакипина, например хромпика (К2С2О7)— 10 г на 1 л воды.
В качестве антифризов применяют водно-спиртовые смеси и специальную всесезонную низкозамерзающую жидкость ТОСОЛ-А, выпускаемую по ТУ 6-02-019—70.
Жидкости для гидросистем. Рабочим телом в гидропередачах служат специальные жидкости, к которым предъявляют следующие требования: вязкость жидкости должна обеспечивать высокую прокачиваемость и мало изменяться от температуры; температура застывания должна быть низкой; жидкость должна обладать высокими антикоррозионными свойствами; не должна разрушать резиновые изделия; жидкость должна обладать высокой физической и’ химической стабильностью.
Жидкости для тормозных систем. К тормозным жидкостям предъявляют те же требования, что и к жидкостям для гидросистем.
Жидкости для амортизаторов должны обладать высокой смазывающей способностью, высокой антикоррозионностыо, низкой температурой застывания.
В качестве амортизационных жидкостей применяют смеси из трансформаторного (ГОСТ 6794—75) и турбинного 22 (ГОСТ 32—74) масел. Летний состав смеси состоит из 60% турбинного масла и 40% трансформаторного, а зимний — в обратном соотношении.
Промышленность выпускает специальную амортизаторную жидкость общего назначения АЖ-12т (ГОСТ 23008—78). Главные компоненты этой жидкости — трансформаторное масло и этилполисилоксановая жидкость (до 8%), а кроме того, про-тивоизносные и антиокислительные присадки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазочные материалы и жидкости, используемые при обслуживании и транспортных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы