В зубчатых, червячных, цепных и других передачах, в подшипниках и колесах во время работы машины возникает трение, которое дополнительно к основной нагрузке (подъему груза, стрелы, вращению поворотной платформы) создает вредное сопротивление приводу. Чем выше сопротивление от трения, тем большая мощность требуется для совершения одной и той же полезной работы. Кроме того, чем выше сопротивление, тем больше изнашивание трущихся деталей.
Вредное сопротивление можно уменьшить, если трущиеся детали смазать маслом или жиром. Масло, жир, графит и другие подобные вещества обладают способностью прочно покрывать трущиеся детали пленкой. Сила трения между этими пленками значительно меньше, чем сила трения между сухими поверхностями трущихся деталей. Пленки не разрушаются даже в том случае, если две трущиеся детали воздействуют одна на другую с большой силой.
Таким образом, назначение смазочного материала — снижать силу трения в передачах механизмов, с уменьшением которой уменьшается расход энергии, т. е. повышается коэффициент полезного действия машины, снижается изнашивание трущихся деталей. Смазочный материал предотвращает также ржавление металла, поэтому при консервации машины или хранении деталей их обильно смазывают.
Для механизмов кранов применяют два вида смазочных материалов: так называемые консистентные смазки (солидолы, графитная мазь) и жидкие (нигролы, индустриальные смазочные масла).
Все смазочные масла, применяемые в промышленности, получают из нефти путем ее перегонки. Масла классифицируют по группам в зависимости от области их применения, а в пределах каждой группы — по сортам и маркам, составляя так называемый ассортимент масел.
Консистентные смазки представляют собой масла, сгущенные кальциевыми или натриевыми жирными кислотами. Содержание жира в консистентных смазках колеблется в пределах 10—20%, остальное содержание смазочного материала составляют машинные или веретенные масла.
В зависимости от удельного давления между трущимися поверхностями, от их температуры, частоты вращения, а также смазочной системы создаются различные условия для работы смазочных материалов. Так, например, жидкие масла легко выдавливаются с поверхностей движущихся деталей при высоком давлении и высокой температуре, густые смазочные материалы плохо работают при высоких скоростях. Сорта смазочных материалов назначают в зависимости от условий работы трущихся поверхностей.
Смазочные материалы должны отвечать следующим основным требованиям: обладать хорошей смазочной способностью; не изменять физико-химических свойств при нормальной работе машины (не образовывать смол); защищать детали от коррозии даже при продолжительной остановке крана; не застывать при низких температурах; не содержать воды и механических примесей; не менять состава при продолжительном хранении.
Качество смазочных масел определяют по их физико-химическим показателям: вязкости, цвету, количеству механических примесей, температуре вспышки и застывания; последняя должна быть не ниже температуры окружающей среды, в которой будет работать масло.
Вязкостью (внутренним трением) называется свойство вещества оказывать сопротивление перемещению его частиц под влиянием действующей силы.
Температурой вспышки называют такую температуру смазочного вещества, при которой пары нефтепродукта, нагретого в определенных условиях, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую от искры или пламени. Для различных сортов масел температура вспышки колеблется от 120 до 300° С.
Температурой застывания называют такую температуру, при которой масло, налитое в пробирку диаметром 15—17 мм, густеет настолько, что при наклоне пробирки на 45° верхний мениск масла остается неподвижным в течение 1 мин.
Качество консистентных смазок определяется кинематической вязкостью, температурой застывания, эффективной вязкостью, температурой каплепадения.
Консистентные смазки подразделяются на два класса. К первому классу относятся смазки универсального назначения, обозначаемые буквой У, ко второму — индустриальные масла, обозначаемые буквой И.
К обозначению класса смазочного материала, стоящему в начале марки, добавляют буквы, характеризующие различные свойства смазочных материалов и область их применения. Эти буквы обозначают следующее: Н — низкоплавкая (температура плавления до 65° С), С — среднеплавкая (65—100° С), Т — тугоплавкая (свыше 100° С), В — влагостойкая, С — синтетическая (букву С ставят в конце маркировки), Л — летняя, 3 — зимняя.
В табл. 20 приведены основные показатели консистентных смазок общего назначения.
Таблица 20.
Характеристики консистентных смазок
К каждой инструкции по эксплуатации стрелового крана приложена карта смазки, включающая его схему. На схеме указаны точки смазки и их номера; в карте приведено наименование механизма или детали, подлежащей смазыванию, наименование сорта смазочного материала и периодичность его смены.
При эксплуатации кранов следует строго придерживаться указаний, содержащихся в картах смазки. Несвоевременное смазывание приводит к быстрому изнашиванию машины и повышенному расходу энергии. Обильное смазывание так же вредно, как и недостаточное.
Новый кран следует смазывать обильнее, чем кран, бывший в работе. Так, например, масленки, заправляемые один раз в сутки, в первые 10—15 дней крана рекомендуется заправлять два раза в смену, а затем следует перейти на обычный режим смазывания, указанный в карте смазки (табл. 21, рис. 162).
В процессе смазывания механизма необходимо принимать меры, предотвращающие попадание в смазочные материалы загрязняющих примесей. Пыль, песок и другие вредные примеси, попадающие между трущимися деталями, вызывают быстрое изнашивание деталей.
Смазочные материалы наносят на трущиеся поверхности различными способами и приспособлениями. Жидкую смазку подают с помощью масленок (рис. 163, д., б, в, г) и колец (рис. 163, д), непрерывно по фитилям или каплями из бачка (рис. 163, е), через определенные промежутки времени (фитильная и капельная смазка), под давлением особого устройства (рис. 163, ж), заливают в корпус редуктора (рис. 163, з) или с помощью шприца.
Густой смазочный материал подают под давлением шприцем (рис. 163, и), намазывают на открытые передачи или вручную набивают в корпуса подшипников лопаточками.
При смазочных работах рекомендуется руководствоваться следующими основными положениями.
Вначале следует протереть шприц, воронки и другой смазочный инвентарь; до установки наконечника шприца на пресс-масленку последнюю надо также тщательно протереть, чтобы удалить пыль и грязь. То же следует проделать и перед отвинчиванием крышки или пробки картера‘для доливки масла.
Смазочный материал в подшипники полагается подавать до тех пор, пока через уплотнения не выйдет весь старый и не покажется свежий (более светлый). Одновременно необходимо проверить засоренность смазочных каналов; если проход смазочного материала затруднен, значит каналы забиты грязью или старым смазочным материалом.
Рис. 162. Схема смазывания крана КС-4
Рис. 163. Способы нанесения смазочного материала на трущиеся поверхности:
а, 6, е, г — масленками, д — кольцами, е — из бачка, ж — насосом, з — шестернями из редуктора, и — шприцем
Таблица 21.
Карта смазки крана КС-4362
В этом случае следует прочистить весь маслопровод от грязи и старого смазочного материала.
При смазывании подшипников качения нельзя набивать смазочным материалом их корпуса до отказа, они должны быть заполнены не более чем на 2/3 объема. При полной смене смазочного материала вначале надо очистить подшипники от старого смазочного материала и промыть их керосином.
При смене масла в картере и ваннах рекомендуется заливать его до уровня указателя на масломерном стекле или до уровня верхней контрольной пробки. Чтобы очистить масло от металлических частиц, которые попадают в него в процессе изнашивания передач, устанавливают магнитные уловители в спускные пробки картеров и ванн.
Жидкие масла перед употреблением следует профильтровать. В смазочных материалах не должно быть комков, посторонних примесей; для проверки смазочный материал растирают на пальцах.
Хранить смазочные материалы рекомендуется в закрытой посуде отдельно по видам и сортам.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазывание кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы