Необходимость создания бригад по ремонту башенных кранов на строительной площадке была вызвана тем, что технический надзор и текущий ремонт, которые осуществлялись бригадиром эксплуатационников, зачастую оказывались неполноценными. Бригадир, обслуживающий 4—5 кранов, хотя и назначался из числа опытных машинистов, обычно недостаточно хорошо владел техникой ремонта и, кроме того, один не мог выполнить некоторые виды работ; поэтому для ремонта крана приходилось почти ежемесячно вызывать слесарей из ремонтных мастерских.
Слесари из мастерских ремонтировали кран всегда в рабочее время, не считаясь с требованиями стройки; при этом, не имея навыка в монтажных и верхолазных работах и даже права на ведение их, они не могли выполнить ремонт самостоятельно, не привлекая к участию в нем бригадира и машиниста; без машиниста слесари не могли даже опробовать отремонтированный кран. Все это удорожало ремонтные работы, приводило к длительным простоям кранов и фактически ликвидировало планово-предупредительную систему их ремонт-та, так как зачастую слесарей вызывали только после поломки или выхода из строя какого-нибудь узла крана.
Для упорядочения ремонта кранов на строительной площадке в тресте . Мосжилмеханизация (ныне трест Мосстроймеханизация № 5) по инициативе авторов была создана специальная ремонтная бригада.
В бригаду вошли два бригадира-эсплуатациониика, имеющие права машинистов и монтажников-верхолазов и хорошо знающие узлы и детали крана, которые требуют постоянного наблюдения и регулировки. Кроме эксплуатационников, в бригаду были включены два слесаря-ремонтника из механических мастерских. Вначале в бригаду включили также электромонтера для осмотра и текущего ремонта электрооборудования, но, как выяснилось впоследствии, этого делать не следует, так как электрооборудование требует еженедельного текущего ремонта и почти ежедневной проверки и регулировки, что выполняет электромонтер, к которому кран прикреплен для постоянного обслуживания.
Практика показала также, что число рабочих в ремонтной бригаде следует увеличить с 4 до 5—6 человек с таким расчетом, чтобы можно было осуществлять ремонт кранов одновременно на двух объектах.
Возникает вопрос: можно ли силами ремонтной бригады обеспечить планово-предупредительный ремонт кранов и ликвидировать должность бригадира-эксплуатационника, который, помимо административного руководства бригадой, выполняет текущий ремонт и смазку четырех-пяти прикрепленных кранов? Этот вопрос приходится решать, исходя из местных условий.
Смазку и осмотр крана, регулировку тормозов и тому подобные работы приходится выполнять так часто, что использовать для этой цели ремонтную бригаду нерационально. Такой технический уход надо поручать бригаде эксплуатационников, причем структура и организация работы бригады зависят от конкретных условий стройки.
Во многих трестах механизации работает значительное число женщин-машинистов, которые зачастую не могут выполнять не только многие ремонтные работы, регулировку ограничителя грузоподъемности и т. п., но и смазку таких ответственных узлов, как головка крана.
В таких условиях следует применять бригадный метод организации работ, т. е. в состав бригады включать слесаря-смазчика и ему поручать технический уход за прикрепленными кранами. Один бригадир, как указано выше, назначается обычно на 4—5 кранов; при наличии же ремонтной бригады число кранов, прикрепленных к бригадиру или слесарю-смазчику, может быть увеличено до 7—10 в зависимости от расстояний между объектами. Если краны сконцентрированы в одном месте (например, при застройке кварталов), то, помимо ремонтных работ, ремонтной бригаде можно поручить технический надзор за кранами и их смазку.
В организациях, где машинистами работают преимущественно мужчины, технический надзор и смазку следует поручить машинисту. В этом случае краны разбивают по участкам, которыми руководят участковые механики, осуществляющие контроль за работой эксплуатационников и членов ремонтной бригады, когда она находится на их участке.
Таким образом, наиболее рациональную систему организации работы для конкретных условий подсказывает сама практика. Однако во всех случаях бригады по ремонту кранов на строительных площадках оправдывают себя. В настоящее время такие бригады существуют во всех крупных трестах механизации.
В состав ремонтной бригады необходимо включать лиц, обладающих и опытом эксплуатации кранов, и навыками в монтажно-верхолазных работах. Два члена бригады должны иметь права машинистов и все рабочие — квалификацию слесарей 5—6-го разряда. Создание полноценной бригады возможно также путем обучения рабочих вторым профессиям.
При составлении графика ремонта надо учитывать техническое состояние крана и интенсивность его работы. Если объем ремонтных работ большой, всю бригаду следует сосредоточить на одном объекте; если же краны новые и объем ремонтных работ меньше, бригаду можно рассредоточить на двух объектах. При этом желательно, чтобы объекты находились на разных участках, что позволит участковым механикам контролировать работу ремонтной бригады. Это удобно также и для электромонтеров, которые смогут использовать остановку кранов для текущего ремонта электрооборудования.
В случае переключения бригады на срочный ремонт график последующих дней не нарушается, так как он согласован со строителями и другими рабочими, которые переходят на работы, не обслуживаемые краном, а невыполненные работы, предусмотренные графиком, выполняются в выходной день.
При составлении месячного графика следует учитывать время демонтажа кранов, так как ремонт, совмещенный с демонтажем, выполняется быстрее и с более высоким качеством, а специальной остановки крана не требуется.
Заблаговременно, до начала ремонта, участковый механик составляет опись очередных ремонтных работ.
Эта опись является документом, на основании которого производятся все необходимые работы; в ней отмечается выполнение тех или иных операций, что является основанием для выписки нарядов, а также запасных деталей.
Число людей, выделяемых из бригады на ремонт, и срок ремонта назначаются в зависимости от объема работ.
Чтобы избежать затрат времени на перевозку секций крана, целесообразно и средний ремонт, если это возможно, выполнять на строительной площадке. Если по требованию строителей необходимо быстро вывезти кран с объекта, то ремонтировать его следует на новом объекте, где работы только начинаются. Ремонт выполняется путем замены не отдельных деталей, а целых узлов, включая и головку крана. О характере ремонта необходимо делать запись в паспорте крана с указанием номеров замененных узлов.
Ремонтная бригада обычно тесно связана с механической мастерской или механическим ремонтным заводом, где получает запасные части и узлы. У бригады нет постоянного рабочего места, однако в 12-м тресте Москультстрой (ныне 15-е управление механизации Главмосетроя) для ремонтной бригады организовали «передвижное рабочее место», оборудовав в грузовом автомобиле с закрытым кузовом грузоподъемностью 1,5 г ремонтную мастерскую (лучше использовать для этой цели автоприцеп). В такой мастерской можно перевозить запасные части, инструменты и материалы. В случае срочной необходимости автомобиль-мастерская быстро перебрасывается на нужный объект, где ремонт благодаря наличию запасных частей производится в короткие сроки.
Наличие крытой передвижной мастерской, оборудованной слесарным верстаком и снабженной всем необходимым инвентарем, не только создает хорошие условия для рабочих, но и позволяет делать на месте многие мелкие ремонтные операции, которые обычно выполняются в стационарных мастерских.
Если ремонт производится одновременно на двух объектах, то часть бригады, выполняющую работу меньшего объема, можно завезти на рабочее место по пути на основной объект, выдать ей необходимые запасные части, а затем направить мастерскую на вторую строительную площадку, откуда по окончании работы она может заехать на первый объект, забрать остававшихся там рабочих, инструмент, неиспользованные материалы и запасные части.
В приложениях приводятся перечень инструмента и инвентаря, который должен находиться в передвижной ремонтной мастерской, перечень быстроизнашивающихся деталей кранов типа СБК-1 и эскизы наиболее употребительных запасных частей.
Следует указать, что существующие расценки на ремонтные работы, выполняемые в условиях стационарных мастерских, нельзя механически применять для оплаты работ на строительной площадке.
Например, в «Единых нормах времени и расценках» имеется расценка на работу по смене червяка червячного редуктора механизма поворота стрелы. Применить эту расценку при работе на высоте 27 м и более, на узкой площадке, в любую погоду, конечно, нельзя. Кроме того, при производстве этой работы на кране приходится выполнять целый ряд дополнительных операций: поднимать червяк и инструмент на высоту, опускать его обратно, разбирать и собирать соединительные муфты и т. д. На перечисление этих работ в наряде и их расценку требуется большое количество времени. Для упрощения этой работы можно составить опись всех операций, расценить их, установить общую расценку и в дальнейшем указывать в наряде только: «Смена червяка поворотного механизма крана типа СБК-1». Такие суммарные расценки, составленные на основании ЕНВ и Р, являются местными расценками и должны быть утверждены 8 установленном порядке.
В редких случаях, когда нет соответствующих расценок на какую-либо специфическую операцию, приходится проводить многократный хронометраж и устанавливать временную расценку.
Предлагаемая организация работы, учета и оплаты труда успешно применялась автором Ю. Н. Быковой в 15-м тресте управления Москультстрой и вполне себя оправдала; краны находились в хорошем техническом состоянии, не было ни одной крупной аварии и несчастных случаев, а мелкие неисправности устранялись очень быстро.
Таким образом, из практики ремонта башенных кранов на строительной площадке можно сделать следующие выводы:
1) для проведения ремонта следует создать специализированную ремонтную бригаду из слесарей, из которых двое имеют права машинистов башенных кранов; электромонтера включать в бригаду нецелесообразно;
2) как правило, ремонтная бригада должна выполнять только ремонт кранов, а технический надзор за ними должны осуществлять эксплуатационники;
3) работу ремонтной бригады следует организовать по графику, который составляется ежемесячно с учетом технического состояния кранов, интенсивности их работы и т. д.; ремонт следует выполнять путем замены не отдельных деталей, а целых узлов крана;
4) для успешной работы бригады необходимо оборудовать передвижную мастерскую на автомобиле или автоприцепе;
5) труд рабочих ремонтной бригады следует оплачивать по укрупненным расценкам, составленным путем суммирования норм времени и расценок по операциям, входящим в состав данной работы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Состав ремонтной бригады и организация ее работы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы