Источник холода в автомобиле-рефрижераторе может быть временным или постоянным. В первом случае требуемая температура внутри кузова поддерживается в течение ограниченного времени при помощи водного или сухого льда, сжиженных газов и т. п., тогда как во втором случае внутри кузова постоянно поддерживается заданная пониженная температура машинным охлаждением.
Из временных источников холода льдосоляное охлаждение имеет наименьшее применение благодаря коррозии бачков и внутренней обшивки кузова, а также большой трудоемкости заполнения бачков различным льдом. Сухой лед (твердая углекислота) позволяет поддерживать в кузове низкие температуры при высокой чистоте. Холодопроизводительность сухого льда достаточно высока. Благодаря свойству сухого льда переходить непосредственно из твердого в газообразное состояние его используют при перевозке мороженого без охлаждающих приборов. Иногда сухой лед загружают в отсеки между наружной и внутренней облицовкой кузова. Более экономно расходуется сухой лед при использовании промежуточного хладоносителя, циркулирующего в трубах охлаждающего прибора. Применение сухого льда ограничено его относительно высокой стоимостью, поэтому сухой лед используют в основном лишь для перевозки мороженого в торговую розничную сеть. Применение сухого льда не обеспечивает равномерность температуры во всех пространствах кузова.
В качестве временных источников холода могут быть также использованы растворы, замороженные в стационарных холодильных установках или в результате испарения легко испаряющегося вещества (хладагент), циркулирующего по трубопроводам охлаждающегося прибора. Основные требования к холодоносителям: малая вязкость при низких температурах; низкие температуры замерзания; высокая теплоемкость, теплопроводность, теплоотдача; негорючесть; взрывобезопасность, нетоксичность; отсутствие корродирующего воздействия на металл.
Для температур до —16 °С применяют раствор хлористого натрия, а для более низких температур — хлористый кальций. В зависимости от концентрации водные растворы этих солей остаются в жидком состоянии при температурах значительно ниже 0 °С. Наиболее эффективным холодоносителем является фреон-30 (дихлорметан или метиленхлорид), имеющий при низких температурах малую вязкость,
В автомобиле-рефрижераторе ЛуМЗ-946 применены аккумуляторы холода, в которых замораживание происходит в результате циркуляции холо-доносителя по змеевикам холодильной установки, смонтированной на автомобиле. Аккумуляторы холода представляют собой пустотелые гофрированные плиты с оребренными змеевиками внутри. В кузове автомобиля-рефрижератора ЛуМЗ-946 установлено два таких аккумулятора холода.
Аккумуляционное охлаждение является временным, так как запас холодопроизводительности аккумуляторов ограничен. Если же аккумуляторы холода можно заряжать от компрессорной холодильной установки, смонтированной на автомобиле и имеющей привод от автономного двигателя, то аккумуляционное охлаждение становится постоянным. Преимущество за вторым способом, называемым машинно-аккумуляционным охлаждением.
В кабине водителя автомобиля-рефрижератора ЛуМЗ-946 вместо пассажирского сиденья установлено два холодильных агрегата ФАК-07Е. Компрессор сжимает пары фреона-12 до давления насыщенных паров. Затем этот хладагент поступает в конденсатор, где превращается в жидкость, и далее к вейтилю, где дросселируется, начинает испаряться и проходит в змеевики аккумуляторов холода. Рассол в аккумуляторах холода отдает тепло циркулирующему в змеевиках испаряющемуся фреону; при этом температура рассола понижается. Охлаждение внутреннего помещения кузова происходит в результате поглощения тепла при оттаивании замороженного рассола.
Преимущество аккумуляторного охлаждения перед машинно-аккумуляционным заключается в отсутствии холодильной установки, необходимости включать двигатели на стоянках и в снижении шума.
Машинные холодильные установки автомобилей и прицепов являются постоянными источниками холода. Образование холода возможно двумя способами: испарением легко испаряющихся хладагентов, предварительно сжатых компрессорами и сконденсированных; испарением жидкого аммиака, поглощаемого затем водоаммиачным раствором (адсорбционные установки). Преимущественное распространение получил первый способ.
Основные требования, предъявляемые к хладагентам, следующие: низкие температуры кипения, конденсации и затвердевания; большая теплота преобразования при малых объемах паров; малая теплоемкость жидкости; высокие коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи; нетоксичность, негорючесть; взрывобезопасность, неагрессивность к металлам.
Перечисленным требованиям хорошо удовлетворяют получившие наибольшее распространение различные фреоны. Такие хладагенты, как сернистый ангидрид, хлористый метил и аммиак, отличаются токсичностью и поэтому были вытеснены фреонами, почти безвредными для человека. Кроме того, фреоны негорючи, взрывобезопасны, не агрессивны к металлам, не имеют запаха. Однако во избежание закупорки трубопроводов замерзшей водой фреоны не должны содержать влаги более 0,0025%. Термодинамические свойства фреонов различны. Наиболее пригодными для использования в качестве хладагентов компрессорных машин оказались фреон-12 и фреон-22, температура кипения которых соответственно равна —29,8 и —40,8 °С, а теплота парообразования 167 и 192 кДж/кг.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Способы охлаждения кузовов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы