Стартер предназначен для запуска двигателя и рассчитан на кратковременную работу от аккумуляторных батарей. Он установлен на постели блока цилиндров двигателя с правой стороны и крепится к нему двумя стяжными хомутами (стальными лентами). Для предохранения стартера от проворота в постель блока двигателя запрессован установочный штифт, входящий в паз корпуса стартера.
Стартер СТ-103 (рис. 55) представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным тяговым реле, закрепленным на корпусе стартера.
Рис. 54. Схема для проверки электрических характеристик реле-регулятора.
Включение стартера — дистанционное, с помощью электромагнитного тягового реле, которое замыкает контакты электрической цепи стартера и принудительно вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика двигателя. Из зацепления шестерня выходит автоматически, после запуска двигателя. Механизм привода перемещается по шлицам вала якоря.
В крышке 1 со стороны коллектора имеются окна, закрытые снаружи защитной лентой для доступа к щеткам и осмотра коллектора. Для смазки подшипников имеются три масленки: на обеих крышках и на корпусе. Для обеспечения надежного соединения стартера с «массой» автомобиля на крышке со стороны коллектора имеется специальный болт для присоединения гибкой токопроводящей перемычки.
Обслуживание стартера
Проверка состояния щеточно-коллекторного узла, контактной системы реле и регулировка реле на момент включения производятся при снятом стартере в таком порядке:
1. Осмотреть коллектор и щетки, для чего снять защитную ленту стартера.
Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь подгоревших мест. В случае загрязнения или значительного подгорания коллектора его необходимо протереть чистой тканью, смоченной в бензине, а при необходимости — зачистить мелкой стеклянной шкуркой. Если при этом подгар не будет удален, стартер необходимо разобрать, а коллектор проточить на станке до получения чистоты поверхности не ниже седьмого класса.
Щетки должны свободно, без заеданий, перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа (допустимая высота щеток — не менее 14 мм). Давление щеток на коллектор (прижимное усилие щеточных пружин) должно быть 1,25—1,75 кгс, измеряют его пружинным динамометром.
2. Осмотреть привод стартера. Механизм привода должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала якоря, а в нерабочем положении— запираться фиксатором. При включении реле стартера палец рычага не должен срываться с барабана привода. При затруднительном перемещении привода необходимо очистить от грязи шлицы вала якоря и смазать консистентной смазкой 1-13 ГОСТ 1631—61 в смеси с 3% графитом коллоидным Q или Сз ГОСТ 5261—50.
3. Проверить состояние контактной системы реле стартера. Очистить внутреннюю поверхность коробки реле стартера от пыли и грязи и убедиться в свободной (с качкой) посадке контактного диска на штоке якоря реле. Осмотреть рабочую поверхность контактных болтов и диска. При значительном подгорании их следует зачистить, сняв неровности, вызванные подгаром.
4. Проверить надежность крепления реле к корпусу стартера, при необходимости подтянуть болты и вновь законтрить их замковыми шайбами.
5. Продуть стартер сжатым воздухом.
6. Добавить в масленки стартера (три точки) по 10—15 капель масла, применяемого для двигателя.
Рис. 56. Схема подключения реле для проверки момента включения стартера:
1 — провод от стартера к реле; 2 — стартер; 3 — аккумуляторные батареи; 4 — включатель; 5 — лампа; 6 — реле включения стартера.
7. Проверить регулировку реле и момент включения стартера по схеме (рис. 56), для чего:
– отсоединить провод, идущий от стартера к реле;
– подсоединить к выводным болтам реле лампу для контроля момента замыкания контактов;
– установить между шестерней (рис. 55) и упорным кольцом прокладку толщиной 16 мм;
– включить стартер на рабочее напряжение 24В;
– при этом шестерня должна переместиться вдоль вала и прижать прокладку к упорному кольцу, а контакты реле не должны замкнуться, лампа (рис. 56) не должна загореться;
– установить вместо прокладки 16 мм прокладку толщиной 11,7 мм, и снова включить стартер. В этом случае контакты реле должны замкнуться (лампа загорится).
При слишком позднем замыкании контактов реле (лампа не загорается с прокладкой 11,7 мм) необходимо несколько вывернуть из якоря (рис. 55) регулировочный винт, а при слишком раннем замыкании контактов реле (лампа загорается с прокладкой 16 мм) ввернуть его в якорь.
Порядок снятия стартера:
– выключателем «массы» отключить аккумуляторные батареи от «массы» автомобиля; – отсоединить провода от реле стартера;
– застропить стартер надежной расчалкой, исключающей- самопроизвольное падение его вниз. Снимать стартер рекомендуется вдвоем, причем один человек должен находиться на крыле автомобиля и удерживать стартер расчалкой, а второй — под автомобилем;
– отвернуть болты стяжных хомутов крепления стартера, предварительно расконтрив их;
– извлечь стартер из картера маховика, подавая его вперед и одновременно покачивая, после чего опустить вниз.
Если при осмотре будет установлено, что в стартер попала грязь или дизельное топливо, необходимо стартер разобрать, очистить от грязи и дизельного топлива и вновь собрать. При сборке стартера болты крепления промежуточного подшипника смазать клеем БФ-4.
Разборка стартера может производиться только по истечении гарантийного срока в специализированной мастерской, располагающей всеми необходимыми инструментами и измерительными приборами.
—-
Стартер СТ103 (четырехполюсный электродвигатель постоянного тока, последовательного возбуждения с электромагнитным тяговым реле и жестким рычажным приводом) установлен на постели блока цилиндров с правой стороны и крепится к нему двумя стяжными стальными лентами. Надежное соединение стартера с массой автомобиля обеспечивается подсоединением к нему гибкой токопроводящей перемычки.
Включение стартера — дистанционное, кнопочный включатель расположен на панели приборов.
В корпусе (рис. 113) стартера на полюсах закреплены четыре катушки возбуждения, соединеные между собой попарно последовательно, а пары — параллельно. Один конец обмотки возбуждения подключен к массе, второй — к контактному болту через специальную перемычку и контактный болт в крышке.
Рис. 113. Стартер:
1 — якорь; 2 — корпус; 3 — барабан привода; 4 — поводок шестерни; 5 —шестерня привода; 6 — винтовая часть вала ротора; 7 — упорное кольцо; 8, 13 и 24 — втулки; 9 — масленка; 10 — крышка корпуса со стороны привода; 11 — рычаг привода; 12 — серьга; 14 — катушка возбуждения; 15 — якорь реле; 16 — шток якоря реле; 17 — втягивающая обмотка реле; 18 — удерживающая обмотка реле; 19 — сердечник реле; 20 — тяговое реле стартера; 21 — контактный диск; 22 — контактный болт; 23—крышка корпуса со стороны коллектора; 25 — стяжной болт; 26 — защитная лента
Между полюсами расположен якорь, обмотка которого размещена в пазах пакета сердечника и подключена к ламелям коллектора. Ротор опирается на пористые подшипники скольжения, изготовленные из бронзы ОС5-25 и запрессованные в крышки и в промежуточную опору. В маслоподводящих каналах крышек и промежуточной опоры заложены фетровые фитили-накопители масла. На траверсе в крышке смонтированы щеткодержатели с пружинами и восемью медно-графитовыми щетками марки МГС-5 размером 32X12X23 мм. Для удобства обслуживания щеточно-коллекторного узла в крышке имеются смотровые окна, закрытые защитной лентой.
На конце вала якоря между промежуточной опорой и крышкой нарезана четырехзаходная прямоугольная резьба, по которой с помощью приводного рычага перемещается барабан 3 привода стартера. Барабан свободно посажен на вял. Весь механизм привода смонтирован внутри крышки. Шестерня привода передает крутящий момент от вала якоря стартера на коленчатый вал двигателя через зубчатый венец маховика. Шестерня имеет зубьев модулем 4,25 мм и изготовлена из стали 20ХНМ с последующей цементацией на глубину 0,9—1,2 мм и закалкой до твердости HRC 59—61. Поводок 4 шестерни и упорное кольцо 16 изготовлены из стали 15ХР, подвергнуты цианированию на глубину 0,25—0,35 мм и имеют твердость после термообработки HRC 70—74.
Для приведения в действие рычага на корпусе стартера установлено тяговое электромагнитное реле 20 типа PC 103. Втягивающая (сериесная) и удерживающая (шунтовая) обмотки реле имеют по 390±3 витков провода ПЭЛ диаметром 1,12—1,2 мм (сериесная) и 0,55—0,6 мм (шунтовая). Внутри обмоток помещен подвижный якорь, соединенный через серьгу с приводным рычагом. Контактный диск закреплен на штоке 16, перемещающемся во втулке сердечник реле вместе с якорем.
После включения стартера и пуска двигателя шестерня автоматически отбрасывается маховиком двигателя по резьбе вала ротора и винтовой прорези барабана и фиксируется в исходном положении. Продолжительность включения стартера при пуске двигателя не должна превышать 20 с. Повторный пуск можно производить спустя 1—2 мин. Допускается не более трех повторных пусков. При температуре окружающего воздуха ниже —5 °С двигатель перед пуском необходимо обязательно прогреть подогревателем.
Техническое обслуживание стартера в период обкатки нового автомобиля заключается в ежедневной проверке затяжки стяжных хомутов стартера. В дальнейшем эта работа проводится при каждом ТО-1. Невыполнение этих операций может привести к образованию трещин на маховике. Для проверки и регулировки стартера его необходимо снимать при проведении каждого четвертого ТО-2 или после 40—50 тыс. км пробега автомобиля. После снятия стартер направляют в специальную электромастерскую, располагающую необходимым оборудованием.
Чтобы снять стартер с автомобиля, необходимо: выключателем массы отключить аккумуляторные батареи, отсоединить провода от реле стартера и провод массы и застопорить стартер надежной расчалкой, исключающей его самопроизвольное падение, расконтрить и отвернуть болты стяжных хомутов. Затем одному человеку, находящемуся на крыле автомобиля, -нужно удерживать стартер расчалкой, а второму— снизу, извлечь стартер из картера маховика и опустить его на пол после выхода привода из картера маховика.
Очистив стартер от грязи и масла, нужно снять защитную ленту и проверить состояние щеточно-коллекторного узла. В случае загрязнения или значительного подгорания коллектора протереть его чистой тканью, смоченной в бензине, а при необходимости зачистить мелкой стеклянной шкуркой. Если при этом подгар не будет удален, стартер следует направить в электромастерскую для разборки, проточки коллектора на станке до получения чистоты не ниже 7-го класса и регулировки.
Щетки должны свободно, без Заеданий перемещаться в щеткодержателях, допустимая высота щеток — не менее 14 мм. Давление щеток на коллектор измеряют пружинным динамометром. Механизм привода должен свободно, без заеданий перемещаться на винтовом валу якоря, а в нерабочем положении — запираться фиксатором. При включении реле стартера палец рычага не должен срываться с барабана привода.
При необходимости следует очистить от грязи шлицы вала и-смазать их консистентной смазкой.
Внутреннюю поверхность коробки реле стартера нужно очистить от пыли и грязи и убедиться в свободной посадке контактного диска на штоке якоря реле. При значительном подгорании рабочей поверхности контактных болтов и диска их следует зачистить, не нарушая параллельности контактной поверхности. При значительном износе разрешается повернуть контактные болты на 180°, а контактный диск перевернуть на другую сторону.
После проверки надежности крепления реле к корпусу стартера надо продуть стартер сжатым воздухом и добавить в масленки стартера (три точки) по 8—10 капель масла, применяемого для двигателя.
Рис. 114. Схема подключения реле для проверки момента включения стартера:
1 — провод от стартера к реле; 2 — стартер; 3 — аккумуляторная батарея; 4— включатель; 5 — сигнальная лампа; 6 — ре^ стартера
Регулировку реле и момента включения стартера производят по схеме (рис. 114) в следующем порядке:
1. Отсоединить провод, идущий от стартера к реле; подсоединить к выводным болтам реле лампу для контроля момента замыкания контактов; установить между шестерней 5 (см. рис. 113) и упорным кольцом прокладку толщиной 16 мм.
2. Включить стартер на рабочее напряжение 24 В. При этом шестерня должна переместиться вдоль вала и прижать прокладку к упорному кольцу, а контакты реле не должны замкнуться — лампа не должна загореться.
3. Установить вместо прокладки 16 мм прокладку толщиной 11,7 мм и снова включить стартер. В этом случае контакты реле должны замкнуться (лампа загорится).
При слишком позднем замыкании контактов реле (лампа не загорается с прокладкой 11,7 мм) необходимо несколько вывернуть из якоря регулировочный винт, а при слишком раннем замыкании контактов реле (лампа загорается с прокладкой 16 мм) — ввернуть его в якорь.
Техническое обслуживание стартера в указанном выше объеме должно производиться по окончании гарантийного срока, установленного для автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стартер автомобиля КРаЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы