Стрела гусеничных железнодорожных и пнёвмоколесных кранов по конструкции и оснащению аналогична стреле башенного крана. Она состоит из нижней, верхней и типовых секций, соединяемых на фланцах болтами. Основная стрела состоит из двух секций — верхней и нижней; типовые секции (вставки) служат для увеличения ее длины. Нижняя часть стрелы шарнирно прикреплена к передней части рамы поворотной платформы. Оголовок стрелы с помощью канатных тяг и полиспаста (получившего название стрелового) соединен с оголовком двуногой стойки (или ее надставкой), установленной на поворотной платформе. С помощью полиспаста изменяется вылет (подъем и опускание) стрелы. Тяги стрелового полиспаста состоят из отдельных звеньев, число которых изменяется при изменении длины стрелы.
К оголовку стрелы подвешен грузовой полиспаст. При изменении длины стрелы грузовой канат перепасовывается для изменения кратности (числа рабочих ниток) полиспаста.
Подвижный блок грузового полиспаста обычно имеет нечетное число роликов и оснащается стандартным кованным из стали марки 20 однорогим (реже двурогим) крюком. Нечетное количество роликов в блоке позволяет запасовать полиспаст симметрично относительно крюка с любым четным числом рабочих ниток и использовать его со стрелами различной длины. Крюк снабжается скобой, предохраняющей стропы от выпадания из зева крюка. Для обеспечения свободного спуска блока с порожним крюком к его щекам прикреплены грузы. Для ограничения приближения крюка к стреле на блоке имеется упор, который воздействует на прибор с концевым выключателем, установленным в оголовке стрелы.
Неподвижный конец грузового каната обычно закрепляется с помощью клинового зажима к оголовку стрелы (при четном количестве рабочих ниток полиспаста). Подвижный конец грузового каната огибает ролик в оголовке стрелы и направлен к грузоподъемной лебедке, установленной в_ передней части поворотной платформы. Для предохранения каната и элементов стрелы от истирания на стреле установлены цилиндрические ролики.
Стрелы самоходных кранов часто выполняют из труб. Трубы обладают большей жесткостью (способностью работать на сжатие) и испытывают меньшее ветровое давление, чем уголки, поэтому при применении труб значительно сокращается вес стрелы, что позволяет повысить грузоподъемность крана.
Для увеличения подстрелового объема стрелы самоходных кранов делают трехгранного сечения, а оси шарниров в оголовке и основании стрел совмещают с плоскостью двух нижних поясов (рис. 127), при этом верхний пояс стрел не испытывает сжимающих усилий. С этой же целью блоки грузового полиспаста выносятся из стрелы и устанавливаются на консоли балки, шарнирно закрепленной на оголовке стрелы и соединенной канатной тягой с основанием стрелы.
Рис. 127. Стрела крана СКГ-63 а — общий вид стрелы; б — оголовок стрелы для башенно-стрелового оборудования; в— стык пояс
Рис. 128. Гусеничный кран с — с башенно-стреловьш оборудованием; б — неуправляемый клюв
Такое смещение подвески грузового полиспаста относительно оси стрелы не вызывает ее изгиба и не требует заметного увеличения ее веса.
Для ускоренного подъема небольших грузов и увеличения подстрелового объема оголовки стрел самоходных кранов оснащаются неуправляемыми клювами (рис. 128, б), состоящими из короткой дополнительной стрелы и консоли, оголовки которых соединены жесткой или гибкой тягой. Вылет клюва относительно оголовка стрелы меняется изменением длины канатных тяг, соединяющих консоль клюва с основанием стрелы. С этой целью канатные тяги снабжены винтовыми стяжками (фаркопфами). Стрела удерживается стреловым полиспастом.
В гусеничных и пневмоколесных кранах, кроме неуправляемого клюва, предусматривается установка на стреле маневрового клюва (второй стрелы). Стрела, оснащенная маневровым клювом, получила название башенно-стреловое оборудование (рис. 128, а). Маневровый клюв по конструкции аналогичен стреле и состоит из нижней, верхней и типовых секций. Клюв чаще всего имеет трехгранное сечение и изготовляется из труб. Оси шарниров в оголовке и основании клюва размещены в плоскости двух нижних поясов. Для шарнирного закрепления на оголовке стрелы клюв снабжается консолью.
Консоль маневрового клюва 2 имеет вид треугольника и состоит из стойки, распорки и тяги. Канатная тяга, соединяющая оголовок стойки с оголовком клюва, составлена из отдельных звеньев, длина и число которых изменяются при изменении длины клюва.
При оснащении маневровым клювом стрела устанавливается почти вертикально и во время работы крана не меняет своего положения. Изменение вылета крюка достигается подъемом и опусканием (маневрированием) клюва, осуществляемым с помощью полиспаста, соединяющего оголовок распорки консоли клюва с основанием стрелы 5. Геометрические параметры (размеры) и работа башенно-стрелового оборудования аналогичны параметрам и работе башенного крана, поэтому самоходные краны с таким оборудованием успешно заменяют башенные краны, значительно превосходя их в мобильности и маневренности. По сравнению с башенными такие краны значительно легче по весу и проще в монтаже и демонтаже. Подъем и опускание башенно-стрелового оборудования производится с помощью полиспастов изменения вылета стрелы и маневрового клюва, без применения дополнительного оборудования. Однако это должно выполняться в строгой последовательности, с соблюдением требований, изложенных в инструкции по эксплуатации крана. Схема монтажа башенно-стрелового оборудования приведена на рис. 129.
Башенно-стреловое оборудование обладает преимуществами и по сравнению с удлиненными стрелами. Кран, оснащенный ба-шенно-стреловым оборудованием, имеет значительно (в 1,5—2,5 раза) большую грузоподъемность, значительно больший подстреловой объем и проще в монтаже и демонтаже. Увеличение грузоподъемности достигается благодаря тому, что стрела, оснащенная маневровым клювом, всегда расположена в опорном контуре крана и не создает опрокидывающего момента.
Наличие на современных самоходных кранах универсального башенно-стрелового оборудования значительно расширило сферу их применения и сделало их наиболее эффективными механизмами для производства строительно-монтажных работ.
Рис. 129. Схема монтажа башенно-стрелового оборудования
а — сборка маневрового клюва; б а в — опускание стрелы и соединение ее с маневровым клювом; г — подъем стрелы с маневровым клювом; поворот клюва в вертикальное положение с помощью грузоподъемного полиспаста, присоединенного к корню стрелы; присоединение канатной тяги клюва к его оголовку; д — ж — подъем стрелы и клюва в рабочее положение последовательным включением стрело подъемного механизма и механизма изменения вылета клюва; 1—стрела; 2 — маневровый клюв; 3 — консоль клюва; 4 — Канатная тяга клюва; 5 — грузовой полиспаст; 6 — стреловой полиспаст; 7 — полиспаст изменения вылета (маневрирования) клюва; 8 — шпальные клетки
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стреловое оборудование"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы