Переувлажненные земли осушают двумя основными видами дренажа— открытым и закрытым.
Открытый дренаж, выполняемый в виде каналов-осушителей различной глубины и ширины, по сравнению с закрытым имеет ряд преимуществ: меньшая стоимость, простота устройства, хороший отвод поверхностных вод, большая водопропускная способность. Осушительные каналы нарезают плужными каналокопателями и экскаваторами МК-23, ЭТР-125А и ЭТР-153.
Однако сокращение полезной сельскохозяйственной площади (до 10—15%), необходимость строительства мостов и переездов, ухудшающих условия обработки полей, большие затраты на эксплуатацию и ремонт осушительных систем, Я также ряд других недостатков открытого дренажа привели к тому, что широкое распространение получил закрытый горизонтальный дренаж.
Закрытый горизонтальный дренаж является эффективным средством для отвода избыточной воды и улучшения структуры почв. Срок службы его значительно больше открытого, он надежнее и дешевле в эксплуатации, позволяет отводить воды в течение всего года, посевные площади используют полностью, широко механизируют обработку полей.
Закрытый горизонтальный дренаж строят траншейным, узкотраншейным и бестраншейным способами.
Траншейный способ строительства дренажа заключается в том, что экскаваторами отрывают траншею шириной более 0,45 м, на ее дно вручную или с помощью механизмов укладывают дренажные трубы и затем траншею засыпают. При этом способе приходится выполнять большой объем земляных работ, вследствие чего производительность не превышает 200 м/ч. Однако этим способом можно строить дренаж в различных грунтах, в том числе с каменистыми включениями размером до 70% от ширины траншеи. Кроме того, траншейный способ дает возможность визуально контролировать процесс укладки дренажных линий, разделять технологические операции во времени, вручную исправлять дефекты уклона дна траншеи, стыковки и изоляции дренажных труб фильтрующим материалом, удобно соединять дрены с коллектором и устраивать устья.
Узкотраншейный способ наиболее эффективен при строительстве дренажа из пластмассовых труб. Дренажные трубы укладывают в траншеях шириной 0,1—0,4 м, отрываемых, как правило, цепными или роторными экскаваторами. Достоинства этого способа по сравнению с траншейным: меньший объем земляных работ, более высокая производительность (до 350—500 м/ч), уменьшение количества фильтрующего материала (например, песка, гравия или искусственного фильтра), сокращение числа обслуживающего персонала. Узкотраншейный способ применяют для грунтов с каменистыми включениями размером (в поперечнике) не более 50% от ширины траншеи. Этот способ требует более высокой степени механизации процесса строительства и высокого качества укладки дренажных линий, так как при малой ширине траншеи затруднены производство ручных работ и исправление дефектов непосредственно в траншее.
Бестраншейный способ строительства дренажа осуществляется дреноукладчиками, прорезающими в грунте узкую щель, на дно которой или укладывают дренажные трубы, или засыпают гранулированный материал (например, гравий, искусственный фильтр). Строительство ведется без выемки грунта и обратной засыпки, что снижает стоимость производства работ и существенно повышает производительность (до 1Д00 м/ч).
На строительстве закрытого дренажа в зове избыточного увлажнения траншейным способом применяют дреноукладчик ЭТЦ-202Б. Строительство состоит из ряда технологических операций.
Вынос проекта в натуру осуществляют согласно рабочей документации. При этом выполняют следующее: привязку к реперу, провешивание линии коллектора и дрен с закреплением точек пикетными колышками и сторожками на пикетах, нивелировку отмеченных точек.
В начале коллектора или дрены (на нулевом пикете) забивают первый колышек вровень с землей и далее провешивают линию коллектора согласно рабочей документации. Колышки забивают по линии через каждые 20 м, измеряют расстояние мерной лентой со шпильками. Около каждого колышка ставят сторожок: на нулевом сторожке отмечают номер коллектора или дрены, на последующих-— только номера пикетов. Затем нивелируют трассу и рассчитывают высотные отметки пикетных точек.
Планировка трассы бульдозером: засыпают имеющиеся по трассе каналы и ямы, корчуют пни, корни, камни и кустарник.
Доставка дренажных труб и фильтрующего материала. Дренажные трубы и фильтрующий материал развозит тракторист с рабочими из основной дренажной бригады. Они грузят дренажные трубы на тракторный прицеп или металлический лист (пену), подвозят трубы с промежуточного склада на объект работ и развозят их, а также фильтрующий материал вдоль трасс дрен.
При перевозке предохраняют трубы от механических повреждений. Трубы раскладывают вдоль трассы на расстоянии 1,6 и 1,8 м от оси дрены. Число разложенных труб должно соответствовать длине дрены плюс 5% запаса на замену бракованных труб.
Установка копир и ого троса. Копирный трос устанавливают по трассе коллекторов и дрен с правой стороны по рабочему ходу экскаватора. На расстоянии 1,6 м от оси дрены забивают в землю концевые столбики, ставят упоры на заданную высоту, натягивают трос на головки упоров, снимают и переносят оборудование для натяжения троса на очередную дрену.
Упоры устанавливают по линии копирного троса на расстоянии 5—6 м друг друга. У каждого пикета устанавливают основные упоры, а между ними — промежуточные. При расстоянии между пикетами 20 м устанавливают два промежуточных упора между парой основных; в 10 м от крайних пикетов с обеих сторон линии забивают металлические концевые столбики и прикрепляют к ним концы троса. Выдвигают основные упоры на заданную высоту по рейке; рейку устанавливают на пикетный колышек, забитый до уровня земли, штангу выдвигают на проектную высоту и закрепляют зажимным винтом.
Высоту упоров рассчитывает мастер по данным выноса проекта в натуру с учетом постоянного коэффициента экскаватора. Постоянным коэффициентом экскаватора называется расстояние между щупом датчика и режущей кромкой рабочего органа, замеренное по вертикали.
Высоту упора над точкой пикета а определяют по формуле а=К—h, где К — постоянный коэффициент экскаватора; h — глубина копания.
Рытье траншей с одновременной укладкой труб и защитой их фильтрующими материалами. Траншею роют с заданным уклоном дна, одновременно укладывают дренажные трубы и защищают их стыки фильтрующим материалом. Уложенные Дренажные трубы присыпают гумусированным грунтом слоем не менее 20 см. Рабочий процесс начинается с установки экскаватора-дре-ноукладчика на оси трассы дрены у коллектора и заглубления рабочего органа до проектной глубины (до верха трубы коллектора) .
Дрену с коллектором соединяют вручную, для этого рабочий опускается в отрытый приямок над коллектором, пробивает молотком соединительное отверстие в трубе коллектора, соединяет трубы дрены и коллектора, изолирует фильтрующим материалом весь узел соединения, после чего узел присыпают грунтом и утрамбовывают.
После прохода рабочего органа над коллектором включают систему автоматического выдерживания заданного уклона и по спускному устройству подают трубы на дно траншеи. Рабочий, сидящий в трубоукладчике, контролирует качество укладки дренажной линии, другой рабочий соединяет дренажную линию с коллектором.
Выдерживание заданного уклона дренажной линии проверяют нивелировкой. Ось траншеи и уклон дна должны соответствовать проекту. Отклонения фактических отметок дна от проектных не должны превышать ±15 мм. Качество укладки труб и защиты стыков от заиления проверяют визуально.
Обратную засыпку траншеи выполняют бульдозером, начиная с верхней части дрены по направлению к устью. При засыпке траншеи не допускается сталкивать в нее вместе с грунтом камни, пни, корни и т. п. Заезд бульдозера гусеницами на валик над засыпанной траншеей не допускается.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Строительство дренажа в зоне осушения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы