Сваркой получают неразъемные соединения деталей из однородного полимера за счет взаимного проникновения (диффузии) частиц поверхностных слоев в расплавленном состоянии при определенном давлении прижима. Существующие различные методы сварки пластмасс можно условно разделить на 3 группы: сварка с помощью внешних источников теплоты (нагретые газ, инструмент, присадочный материал, трение), сварка с помощью внутренних источников теплоты (токи высокой частоты, ультразвук) и так называемая химическая сварка.
Первые две группы используют для соединения термопластичных материалов. Химическая сварка является одним из перспективных методов сварки термореактивных пластмасс на основе фенолоформальдегидных, кремнийорганических, эпоксидных и ненасыщенных полиэфирных смол.
Промышленное применение получили следующие способы сварки: горячим газом, контактным нагревом, трением, высокочастотная и ультразвуковая. Выбор способа сварки обусловливается природой материала, конструкцией соединяемых деталей, требованиями к сварному соединению, условиями работы изделия, а также необходимой производительностью. В табл. 3.20 приведена способность к сварке различными способами основных термопластов и температурный режим сварки.
Сварка горячим газом производится специальными горелками с помощью присадочного прутка и без него. Сущность способа заключается в том, что поверхность свариваемого термопласта и присадочный пруток нагреваются горячим газом (воздухом, азотом, аргоном) и размягчаются настолько, что при небольшом давлении происходит соединение свариваемых элементов.
При сварке непленочного материала газовыми теплоносителями с применением присадочного материала наиболее рациональны стыковые соединения всех видов — угловые, тавровые, торцовые и швы внахлестку. При сварке встык листов толщиной 2—6 мм выполняют V- и Х-образ-ную разделку кромок. Угол разделки кромок 55—60°. При больших толщинах рекомендуется увеличение его до 70—90°.
Швы внахлестку при сварке нагретым газом применяются редко, так как прочность таких соединений при растягивающих и изгибающих нагрузках почти в 5 раз меньше прочности стыковых. Сварка изделий с присадочным прутком при нагреве газовыми теплоносителями имеет ряд недостатков, главными из которых являются низкие прочность и пластичность сварного шва. Этот метод часто применяют при изготовлении футе-ровок электролизных и травильных ванн и др.
Сварка горячим газом без присадочного материала дает возможность значительно повысить прочность соединения по сравнению с прочностью, достигаемой при сварке с присадочным материалом.
Для того чтобы изделие имело одинаковую толщину во всех сечениях, кромки листов перед сваркой срезают под углом 20°, затем складывают по кромкам, которые равномерно нагревают подогретым воздухом. Угол наклона наконечника горелки к поверхности сварного шва выбирают в зависимости от толщины материала. При толщине листа до 5 мм он равен 20—25°, а для сварки листов толщиной 10—20 мм — 30—45°.
Сварка нагретым инструментом — наиболее универсальный метод соединения изделий из полимерных материалов. Метод заключается в том, что свариваемое изделие, соприкасаясь со специальным нагретым инструментом, разогревается в местах соединения и спрессовывается чаще всего под давлением того же инструмента.
При сварке трением для нагрева материала используют теплоту, получаемую в процессе трения свариваемых поверхностей при приложении давления. Режим процесса подбирают так, чтобы в течение нескольких секунд концы деталей нагрелись до температуры перехода полимера в вязкотекучее состояние, при котором возможно сваривание. В этот момент движение деталей прекращается и под действием осевого давления они прочно соединяются. Процесс сварки заканчивается естественным охлаждением изделия, сжатого осевым усилием. Этим методом в производстве можно приваривать горловину к емкостям из термопластов. Недостатком метода является ограниченность конфигурации свариваемых изделий.
При сварке токами высокой частоты детали нагреваются в высокочастотном электрическом поле до пластического состояния с одновременным сдавливанием. Нагрев происходит равномерно по всей массе материала, помещенного между электродами, и основан на принципе преобразования электроэнергии, полученной от высокочастотного генератора, в тепловую. Этим методом в настоящее время свариваются материалы толщиной до 5 мм.
Ультразвуковая сварка относится к наиболее перспективным способам соединения пластмасс в автомобилестроении. Под влиянием ультразвуковых колебаний более 20 кГц в свариваемых деталях возникают механические высокочастотные колебания, которые преобразуются в тепловую энергию, идущую на создание шва между свариваемыми поверхностями. Толщина материалов, свариваемых ультразвуком,— от 0,1 до 10 .л. Можно применять этот метод и при сварке эластичных полимеров небольшой толщины «0,05—1,5 мм.
Химическая сварка применяется для термореактив! >ix полимерных материалов, как правило, с наполнителем в виде пороил зв или стеклянных волокон. Этот метод основан на том, что поверхность пленки термореактивной смолы имеет химически активные функциональные группы, которые могут вступать в реакцию и образовывать химические связи. До осуществления сварки необходим тесный контакт между соединяемыми поверхностями. Иногда для ускорения процесса и повышения надежности соединения на поверхность наносят присадки: при сварке фенольных стеклопластиков типа АГ-У, ДСВ применяют пленку на основе связующего БФ-4, при сварке препрегов на основе полиэфирных смол — раствор гликольмалеинатной смолы в стироле (смола ПН-1, ПН-3 и т. д.) с добавкой органических перекисей или гидроперекисей. Удельное давление сварки для фенольных стеклопластиков 4—5 МПа, а для изделий из препрегов 2,5—3,0 МПа.
Если в настоящее время сварка пластмасс как технологический процесс применяется для соединений автомобильных узлов еше мало, то при создании крупногабаритных конструкций из полимеров, таких как панели приборов, топливные баки, она получит широкое распространение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сварка в автомобилестроении"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы