Общее устройство и рабочий процесс свеклоуборочных комбайнов теребильного типа. Комбайны теребильного типа применяют в основных районах свеклосеяния, где ботва во время уборки хорошо развита. Промышленностью выпускаются свеклоуборочные комбайны КСТ-ЗА и КСТ-2А.
Трехрядный прицепной комбайн КСТ-ЗА предназначен для уборки сахарной свеклы, возделываемой с междурядьями 45 см. За один проход он выполняет следующие операции: подкапывает корни, тереблением ботвы выдергивает их, отделяет (обрезка) ботву от корней, очищает корни от почвы, корешков и остатков ботвы, грузит корни в рядом движущийся транспорт, а ботву — в прицепленную к комбайну тележку. Основные части комбайна: ботвоподъемники (рис. 130), подкапывающие лапы, теребильные аппараты, выравниватели, дисковые ножи с битерами, элеватор корней, шнековый транспортер-очиститель со скребковым транспортером и элеватор ботвы с битером. Комбайн имеет две рамы: основную и подвижную. Основная рама опирается на два пневматических ходовых колеса.
На подвижной раме смонтированы основные рабочие органы комбайна. Подвижная рама связана шар-нирно с осями ходовых колес, а впереди опирается на два копирующих колеса.
Из рабочего положения в транспортное и обратно подвижная рама переводится гидроцилиндром, подключенным к гидросистеме трактора.
Комбайн оборудован автоматическим устройством, которым он направляется по рядкам свеклы.
Рабочий процесс комбайна протекает следующим образом. При движении по полю комбайн направляется по рядкам автоматическим гидравлическим устройством. Ботвоподъемники поднимают полегшую ботву и сжимают ее в пучок. В это время лапы подкапывают корни. Теребильные лапы аппарата захватывают корни за ботву, извлекают из почвы и перемещают к выравнивателям и дисковым ножам режущего аппарата. Отрезанные головки корней с ботвой сбрасываются битером на элеватор ботвы и направляются им в прицепленную тележку. Корни попадают на элеватор корней, который подает их на шнековый транспортер-очиститель, где происходит доочистка корней. Элеватором корни выгружаются в кузов рядом движущегося транспорта.
Особенности устройства двухрядного комбайна. Комбайн КСТ-2 предназначен для уборки сахарной свеклы с междурядьями 60 см на орошаемых землях и в зоне избыточного увлажнения. Уборка может проводиться обычным или поточно-перевалочным способом.
Комбайн имеет две секции рабочих органов по чис-ЛУ убираемых рядков. Основные рабочие органы (бот-воподъемники, подкапывающие лапы, теребильные аппараты, выравниватели и режущие аппараты) по конструкции незначительно отличаются от комбайна КСТ-3. Так же как и в последнем, вытеребленные корни направляются к выравнивателям и подводятся к ножам режущего аппарата.
Ножи режущего аппарата представляют собой стальные диски диаметром 500 мм. По их окружности прикреплено сегментных ножевых пластин от жатвенных машин.
Обрезанная ботва отбрасывается двухлопастными битерами на транспортер, который подает ее на элеватор и далее в бункер, из которого она выгружается отдельными кучами массой до 100 кг. При перебрасывании ботвы на транспортер, а затем на элеватор происходит очистка ее от почвы.
Обрезанные корни в отличие от комбайна КСТ-3 падают не на элеватор корней, а на шнековый очиститель, установленный поперек машины. Он состоит из четырех шнеков, изготовленных из труб диаметром 108 мм с приваренными к-ним прутковыми спиралями. При этом корни очищаются от почвы, остатков ботвы и корешков.
Погрузочный элеватор подает корни в кузов рядом движущегося транспорта при поточно-перевалочном способе уборки или в прицепленный бункер вместимостью 3 ц при обычном способе уборки.
Для направления рабочих органов по рядкам комбайн оборудован автоматическим устройством. Ширина захвата комбайна 1,2 м. Агрегатируется он с тракторами Т-38М, Т-54С и МТЗ.
На базе комбайна КСТ-2 создан и выпускается комбайн КСТ-2А, аналогичный по принципу работы и устройству основных узлов; имеются и некоторые конструктивные различия.
На комбайне КСТ-2А поставлен удлиненный элеватор ботвы с разбрасывателем, наклон которого можно регулировать. Кроме того, имеется лебедка с устройством для полуавтоматического прицепа тележки для ботвы. Изменена также конструкция теребильного аппарата и элеватора корней, что увеличило.надежность этих узлов. Вместо обычных подкапывающих лап поставлены износоустойчивые копьевидные копачи, а вместо дисковых ножей — шестигранные для улучшения качества обрезки ботвы Комбайн используется для поточного или перевалочного способа уборки. Агрегатируется он с теми же тракторами, что и КСТ-2.
Устройство основных узлов комбайна теребильного типа рассмотрим на примере машины КСТ-ЗА.
Ботвоподъемники (рис. 131,а) предназначены для подъема полеглых листьев и сжатия их в вертикальный пучок. Каждая секция теребильного аппарата имеет два ботвоподъемника (правый и левый). Ботвоподъемники оборудованы обтекателями 1 и 2 (рабочая часть которых выполнена в виде винтовой поверхности), кронштейнами и плоскими пружинами. В направлении к теребильному аппарату обтекатели сужаются к осевой линии рядка. Кронштейн крепится к щекам теребильной секции.
Подкапывающие лапы служат для разрушения связей корней с почвой и частичного их подъема. Лапы одностороннего действия, расположены под секциями теребильного аппарата и крепятся на подвижной раме с одной стороны каждого рядка. Рабочая часть лапы прикреплена к стойке заклепками. К рабочей части лапы приварено перо-рыхлитель.
Теребильные аппараты теребят подкопанные корни свеклы из почвы за ботву и направляют их к устройству для обрезки ботвы. Три секции теребильных аппаратов смонтированы на подвижной раме, установленной под углом 33° к горизонту.
Теребильный аппарат выполнен в виде бесконечной цепи, к звеньям которой прикреплены теребильные лапы. Теребильные лапы соединены пружиной и прикреплены к литым кронштейнам, в отверстия которых запрессованы стальные конические пальцы, предназначенные для раскрытия лап. Концы лап снабжгны накладками для более надежного удержания ботвы. Кронштейны лап шарнирно связаны со звеньями цепи.
Втулочно-роликовая цепь теребильного аппарата надета на ведущую звездочку и нижний направляющий ролик. Теребильные лапы раскрываются, когда конические пальцы входят в промежуток между наклонно поставленными дисками. На оси, закрепленной в кронштейнах, установленных на подвижной раме комбайна справа и слева каждого теребильного аппарата, свободно надет направляющий ролик 9 и закреплены две косые втулки. На шейки втулок свободно надеты два конусных диска. При заходе конусных пальцев между конусными дисками происходит раскрытие теребильных лап для захвата образованного ботвоподъемниками пучка ботвы. Начало раскрытия лап регулируется поворотом оси 8, вместе с которой поворачиваются косые втулки и изменяется положение конусных дисков. Такое же устройство для раскрытия теребильных лап смонтировано на верхнем валу для освобождения срезанной ботвы.
Благодаря тому, что теребильные секции установлены под углом к горизонту и скорость движения теребильных цепей больше поступательной скорости комбайна, захваченные теребильными лапами корни извлекаются из почвы и транспортируются к выравнивателям.
Выравниватели служат для приема корней из теребильного аппарата, выравнивания их головок и передачи к режущим аппаратам. Выравниватели устанавливаются на каждой секции по одному. Каждый выравниватель состоит из диска с конусными пальцами, опорного конуса, направляющей вилки, чистика и редуктора. Диск и опорный конус закреплены шпонкой на вертикальном валу редуктора. Редуктор приводится в действие цепной передачей от вала теребильного аппарата.
Направляющая вилка (рис. 3, а) служит для прижатия пучка ботвы к пальчатому диску. Она состоит из верхней и нижней гнутых полос и переднего носка, приваренного к полосам. Вилка шарнирио укреплена на двуплечем рычаге и прижимается к диску пружинами. Положение вилки относительно пальчатого диска регулируется винтом 6 и изменением длины штока пружины. Съемник освобождает диск от срезанной ботвы.
Чистик служит для очистки промежутков пальцами диска от налипшей почвы и остатков ботвы. Он представляет собой крыльчатку с зубьями (2=16) прямоугольной формы, находящимися в зацеплении с пальцами диска.
Пальчатые диски по отношению к лапам теребильного аппарата расположены под углом 28°. Окружная скорость пальчатых дисков и линейная скорость теребильных лап на некотором участке траектории движения одинаковы-. При подводе корней к выравнивателю ботва попадает в щель между направляющей вилкой и пальчатым диском. Теребильные лапы, удерживая ботву, перемещают ее вместе с корнем вверх (рис. 3,б), подтягй-вая головку корня к нижней поверхности пальчатого диска. После упора головки в диск ботва вытягивается и лапа раскрывается. Выравниватель перемещает корень с ботвой к режущему аппарату.
Режущий аппарат отрезает головки корней с ботвой и направляет их на элеватор ботвы. Режущий аппарат (рис. 4) состоит из дискового ножа, закрепленного на валу, пружины, битера и редуктора. Дисковый нож диаметром 400 мм расположен под пальцевым диском выравнивателя. Расстояние между центрами диска ножа и диска выравнивателя 300 мм. Частота вращения ножа 640 об/мин. Лезвие ножа наплавлено твердым сплавом сормайт. При уборке сильно засоренной свеклы используют сегментные ножи.
Во время среза хвостовая часть корня поддерживается конусом. Обрезанные корни падают на транспортер корней, а ботва сбрасывается битером на элеватор ботвы. Режущий аппарат с битерами приводится в действие от звездочки верхнего вала теребильного аппарата.
Элеватор ботвы служит для очистки ботвы от почвы и транспортировки в тележку. Элеватор состоит из втулочно-роликовых цепей, к которым прикреплены скребки. Скорость полотна элеватора 1,45 м/с. При работе элеваторов сквозь его просветы просыпается почва, а ботва с помощью битера сбрасывается в прицепную тележку. Для направления потока ботвы установлен регулируемый козырек.
Элеватор корней принимает срезанные корни и перемещает их на шнековый очиститель. Элеватор корней — прутковый, сквозь его просветы просыпаются остатки ботвы и почвы.
Шнековый транспортер-очиститель предназначен для доочистки корней свеклы, поступающих с элеватора корней, и перемещения их к погрузочному элеватору корней. Транспортер-очиститель состоит из трех шнеков и редуктора, смонтированных на раме. Шнеки представляют собой трубы диаметром 108 мм, имеющие винтовую спираль из прутков диаметром 12 мм. Шаг навивки спиралей и частоты вращения шнеков различны. Благодаря этому корни получают вращательное движение и перемещаются к приемной камере скребкового элеватора. При вращении шнеков растительные остатки, корешки и почва затаскиваются в зазоры между ними.
Погрузочный элеватор корней — скребковый. Он принимает корни от шнекового очистителя и подает их в рядом движущийся транспорт. Элеватор состоит из рамы, ведущего и ведомого валов и цепного полотна со скребками. Ширина полотна 330 мм; скорость движения 1,23 м/с.
Автоматическая система управления предназначена для автоматического направления теребильных секций комбайна по убираемым рядкам свеклы. Система состоит из копир-водителя (рис. 5), масляного насоса, маслопроводов, гидрораспределителя, силового цилиндра, связанного с дышлом комбайна и корректировщика.
Копир-водитель копирует отклонения рядков в поперечном направлении. Смещение копир-водителя в ту или другую сторону передается тягой на золотник гидрораспределителя, который направляет поток масла из насоса в правую или левую полость силового цилиндра. В результате давления масла поршень силового цилиндра перемещает шток и соединенное с ним дышло. Комбайн при этом смещается относительно линии тяги в том же направлении, в каком сместился копир-водитель.
Насос служит для создания давления в гидросистеме автоматического управления свеклокомбайном. Гидравлический распределитель направляет рабочую жидкость, поступающую из насоса, в полость силового цилиндра. Когда копир-водитель совпадает с осью среднего теребильного аппарата и золотник устанавливается в нейтральное положение, распределитель направляет жидкбсть в бак и запирает каналы, соединенные с полостями цилиндра.
Гидравлический распределитель состоит из корпуса, в котором помещается золотник двухстороннего действия, редукционного клапана и выпускной секции. Золотник имеет три буртика. При перемещении он перекрывает соответствующие каналы и перераспределяет поток жидкости. Редукционным клапаном регулируется давление в системе.
При заезде комбайна в загон, когда в рядках есть пропуски длиной свыше 1 м, копир-водитель устанавливается в междурядья при помощи корректировщика, рычагом которого вручную перемещают золотник гидрораспределителя. Рычаг управления закреплен на мостике комбайнера. Для смещения копир-водителя, а следовательно, для поворота комбайна комбайнер поворачивает рычаг управления вперед или назад по ходу агрегата; комбайн при этом смещается вправо или влево.
Общее устройство и рабочий процесс свеклоуборочного комбайна с обрезкой ботвы на корню. Комбайн СКД-2 убирает сахарную свеклу, посеянную с междурядьями 45 и 60 см в районах поливного и неполивного свеклосеяния. Он обрезает головки корней с ботвой на корню, собирает ботву и подает ее в прицепленную тележку, извлекает корни из земли, очищает их от почвы, ботвы и примесей и выгружает в кузов рядом движущегося транспорта.
Устройство. Основные узлы комбайна: автоматическая система управления (рис. 136), ботвосрезающий аппарат с копирующим механизмом, выкапывающие диски, очиститель кулачкового типа, шнековый очиститель, элеватор ботвы, элеватор корней, прицепное устройство, механизм передачи движения, рама и ходовая часть. Ширина захвата комбайна 0,9 м при уборке с междурядьями 45 см и 1,2 — с междурядьями 60 см. Агрегатируется он с тракторами МТЗ, Т-38М, Т-54С, а также Т-74 и ДТ-75, оборудованными узкими гусеницами; рабочая скорость до 8 км/ч.
Рабочий процесс комбайна протекает следующим образом. При движении по полю комбайн направляется по рядкам. Опорное колесо 2 ботвосрезающего аппарата копирует рельеф почвы в междурядье. Копиры, встречаясь с головками корней, копируют высоту их расположения в вертикальной плоскости и автоматически устанавливают ножи ботвосрезающего аппарата для среза головок корней на заданной высоте. Дисковые ножи, вращающиеся навстречу один другому, срезают головки с ботвой и бросают на транспортер ботвы, который подает их к битеру. Битер перетряхивает ботву и сбрасывает ее либо в бункер либо на элеватор ботвы.
Дисковый копач поднимает пласт почвы с корнями. Часть почвы просыпается сквозь просветы между спицами диска, а корни с остатками почвы резиновыми бичами выталкиваются из раствора копача на кулачковый очиститель. Очиститель выделяет из вороха мелкие частицы почвы и очищает корни от прилипшей почвы. С кулачкового очистителя корни поступают на шнековый очиститель, который удаляет растительные остатки и направляет корни к переходному валу, удаляющему почву и оставшиеся примеси. Переходной вал передает корни на элеватор корней, скребками которого они ссыпаются в кузов движущегося транспорта.
Устройство основных узлов и механизмов комбайнов с обрезкой ботвы на корню. Особенности устройства машины этого- типа рассмотрим на примере комбайнов СКД-2
Ботвосрезающий аппарат состоит (рис. 7) из двух копирующих механизмов и двух вращающихся дисковых ножей.
Аппарат установлен на трубчатой раме, которая опирается на пневматическое колесо и шарнирно присоединяются к основной раме. Копирующий механизм пассивного действия. Щуп копира (рис. 7) представляет собой гребенку с семью фигурными полосами, которые соединены со стойкой, прикрепленной к кронштейну через параллелограммную подвеску. Верхнее звено подвески соединено с ножом регулируемой тягой. В первоначальное положение копир возвращается пружиной. Ножи режущего аппарата диаметром 400 мм вращаются вместе с валом и могут перемещаться вверх и вниз по нему. При большом количестве сорняков вместо дискового ножа устанавливают сегментный нож диаметром 417 мм.
Приемный транспортер состоит из двух вту-лочно-роликовых цепей, соединенных прутковыми звеньями, и битера (рис. 6), который перетряхивает ботву и сбрасывает ее на элеватор. При встряхивании битером и перемещении элеватором ботва очищается от почвы.
Копач представляет собой два свободно вращающихся литых конических диска диаметром 710 мм, поставленных под углом один к другому. Передние кромки дисков удалены одна от другой, а задние сближены. При работе копачи заглубляются в почву на 8—12 см, суженной частью выжимают из нее корни и поднимают их вместе с пластом почвы. Пласт подвергается интенсивному крошению. В процессе крошения часть почвы просыпается сквозь окна в дисках.
Кулачковый очиститель состоит из шести валов с кулачками, расположенными в шахматном порядке. К первому и последнему валам приварены восьмигранные кулачки. У вала кулачки наибольшего размера. На остальных валах кулачки шестилепестковые. Все валы вращаются в одну сторону втулочно-роликовыми цепями. Кулачковый очиститель выделяет из вороха почву, которая просыпается сквозь зазоры между кулачками, а корни транспортируются на шнековый очиститель (рис. 6).
Шнековый очиститель состоит из четырех вальцов с разным-шагом навивки, вращающихся с разной скоростью. Каждая пара вальцов своими навивками образует ручей. При перемещении в ручье корни очищаются от почвы, ботвы и других примесей. За шнековым очистителем расположен переходный кулачковый вал, который подает корни на элеватор корней, выгружающий их в рядом движущийся транспорт.
Элеватор корней — скребкового типа; скорость движения полотна 0,97 м/с.
Автоматическое гидравлическое управление по устройству и принципу действия аналогичное подобному устройству на комбайне КСТ-3, служит для направления комбайна по рядкам свеклы.
Механизм управления рабочими органам и. Для подъема и опускания рабочих органов комбайна и принудительного заглубления дисковых копачей на комбайне установлен гидроцилиндр, управляемый трактористом.
Полуавтоматическое прицепное устройство, установленное на комбайне, такое же, как на машине К.СТ-3.
Комбайн СКД-2 может убирать свеклу по двум схемам: направлять корни в кузов движущегося рядом транспорта, а ботву в прицепную тележку; подавать корни в кузов движущегося транспорта, а ботву — в буйкер, который периодически разгружается.
Особенности устройства ботвоуборочной машины. Ботвоуборочная машина БМ-6 (рис. 9) — прицепная, шестирядная, предназначена для уборки ботвы сахарной свеклы, посеянной с междурядьями 45 см. Машина срезает ботву с головок корней, собирает ее и погружает в кузов тракторного прицепа. Уборка возможна поточным и перевалочным способами. При уборке рационально использовать большегрузные тракторные прицепы.
Устройство. Основные узлы ботвоуборочной машины БМ-6: основная рама, опирающаяся на два пнев: матических колеса, ботвосрезающее устройство, приемные транспортеры, погрузочный элеватор ботвы, ботво-швыряльные барабаны, система автоматического гидроуправления, прицеп, механизмы передачи движения и универсальная система автоматического контроля. К раме машины сзади присоединяется битерное устройство для доочистки головок корней сахарной свеклы от остатков ботвы.
Ботвоуборочная машина БМ-6 имеет ширину захвата 2,7 м, агрегатируется с тракторами МТЗ, оборудованными узкими шинами. Работает со скоростью до 8 км/ч. Привод рабочих органов от ВОМ трактора.
Рабочий процесс. При движении копир-водители направляют (системой автоматического гидроуправления) режущие аппараты по рядкам.
Колеса, закрепленные на рамах приемных транспортеров, копируют рельеф почвы в междурядьях и поддерживают ботвосрезающие устройства на установленной высоте. Копиры, встречаясь с головками корней, копируют их расположение в вертикальной плоскости, устанавливают на определенную высоту ножи ботвосрезающего устройства. Ножи при вращении обрезают головки корней с ботвой и лопастями отбрасывают на приемный транспортер, который подает их к битеру и на погрузочный элеватор. С погрузочного элеватора при помощи двух вращающихся ботвошвыряльных барабанов ботва направляется в кузов тракторного прицепа.
На битере и погрузочном элеваторе ботва перетряхивается, за счет чего от нее отделяется почва.
Устройство основных узлов ботвоуборочной машины. Некоторые узлы ботвоуборочной машины подобны узлам свеклоуборочного комбайна СКД-2, поэтому на их устройстве подробно мы не будем останавливаться.
Рама машины — сварная, опирается на два ходовых колеса и прицеп. Дышло прицепа связано с основной рамой гидроцилиндром автоматического управления,
Ботвосрезающее устройство состоит из двух секций. Каждая секция состоит из подвижной рамы, опирающейся на пневматические копирующие колеса, трех копиров и дисковых ножей. Копиры, дисковые ножи и приемный транспортер с битером по конструкции аналогичны копирам и ножам свеклоуборочного комбайна СКД-2. Ботвосрезающее устройство комплектуется дисковыми гладкими ножами и сегментными для работы на сильно засоренных участках.
Приемный транспортере битером служат для приема ботвы, очистки ее от примесей почвы и передачи на погрузочный элеватор.
Погрузочный элеватор ботвы подает ботву в рядом движущийся транспорт. Элеватор состоит из рамы, ведущего и ведомого валов, пруткового полотна со скребками и ботвошвыряльных барабанов. Рама элеватора установлена шарнирно на основной раме машины и поддерживается телескопической распоркой.
Автоматическое гидравлическое управление такое же, как и на свеклоуборочном комбайне КСТ-3.
Универсальная система автоматического контроля и сигнализации (УСАК-13) служит для контроля за работой вращающихся частей и для сигнализации о нарушениях, возникающих в узлах. Система включает в себя пульт управления, комплект датчиков, индикатор и подсоединительный кабель. Источником питания системы служит аккумулятор трактора.
Общее устройство самоходной корнеуборочной машины. Корнеуборочная машина КС-6 (рис. 10, а) предназначена для уборки корней сахарной свеклы, посеянной с междурядьями 45 см, и работает в комплексе с ботвоуборочной машиной БМ-6. Машина КС-6 выкапывает корни, очищает их от примесей и погружает в рядом движущийся транспорт.
Устройство. Машина выполнена в виде шасси, на котором навешен комплект рабочих органов, механизмов и дополнительных устройств. Сварная несущая рама шасси опирается на мосты ведущих и управляемых колес. На шасси установлены двигатель СМД-64, гидравлическая и электрическая системы, вариатор и кабина.
На раме шасси с помощью шарового шарнира крепится подвижная рама с копачами (рис. 10,б), битерным устройством и шнековым очистителем. На раме также смонтированы: продольный элеватор, ленточный транспортер, транспортер-комкодробитель и выгрузной элеватор.
Крутящий момент на ведущие колеса машины передается от коленчатого вала двигателя двухручьевой кли-ноременной передачей через вариатор, муфту сцепления, шестерни коробки передач, дифференциал и бортовые планетарные редукторы.
Рабочие органы и транспортирующие устройства приводятся от многоручьевого шкива, закрепленного на валу двигателя со стороны маховика, через муфту сцепления.
Все приборы, рычаги управления и педали размещены на площадке водителя в кабине с хорошим обзором всех рабочих частей.
Машина КС-6 снабжена такой же системой автоматического контроля, как и машина БМ-6. Система сигнализирует о нарушениях в работе основных узлов и механизмов.
На машине КС-6 установлены две независимые гидравлические системы. Одна из них служит для подъема и опускания подвижной рамы с копачами и верхней части отгрузочного элеватора, а также для управления муфтой сцепления двигателя, вариатором и для включения погрузочного элеватора и ленточного транспортера при смене транспортных средств. Другая система связана с рулевым управлением и служит для облегчения вождения машины и для корректировки системы автоматического вождения.
Ширина захвата машины 2,7 м, расчетная производительность 1,4—2,4 га/ч.
Рабочий процесс. При работе корнеуборочную машину направляют на подготовленные ботвоуборочной машиной рядки сахарной свеклы так, чтобы выкапывающие рабочие органы были над рядками. Диски копачей (рис. 10,6), заглубленные в почву на 8—10 см, при вращении извлекают корни из почвы и поднимают их. Лопастным битером корни передаются на шнековый очиститель. В начале очистителя корни перемещаются вправо и влево от продольной оси машины, а в конце — к середине очистителя; при этом они очищаются от почвы и растительных остатков. Со шнекового очистителя шестигранным битером корни направляются на продольный элеватор, с которого они поступают в бункер машины на горизонтальный ленточный транспортер и на транспортер-комкодробитель. Здесь корни очищаются от комков почвы. С транспортера-комкодробителя они поступают на выгрузной элеватор 6 и затем в рядом движущийся транспорт.
Устройство основных узлов корнеуборочной машины.
В этой машине так же, как и в ботвоуборочной, некоторые узлы подобны узлам комбайна СКД-2 и на их устройстве нет надобности подробно останавливаться.
Копачи (рис. 10,6) состоят из двух стальных дисков, установленных под углом один к другому на цапфах изогнутой оси. В средней части оси приварена стойка, которая крепится хомутами к брусу подвижной рамы. На одном из дисков копача смонтирован редуктор с парой конических шестерен. Расстояние между дисками в узком месте должно быть 30—45 мм, оно регулируется специальными шайбами в зависимости от размеров корней.
Битерное устройство служит для подачи корней от копачей на шнековый очиститель. Оно состоит из редуктора и трех валов с битерами. На лопастях битеров установлены регулируемые накладки.
Шнековый очиститель очищает корни от почвы и растительных примесей и передает корни на продольный элеватор. Очиститель состоит из четырех шнеков, выполненных в виде цилиндрических барабанов с винтовой навивкой, и двух вальцов. Шнеки и вальцы вращаются в одном направлении, при этом корни продвигаются к продольному элеватору.
Продольный элеватор представляет собой прутковое полотно со скребками и состоит из двух частей. Верхняя часть с ведущим валом крепится к несущей раме и к бункеру. Нижняя часть соединена с подвижной рамой регулируемыми тягами. Над полотном элеватора помещен эластичный щиток, поддерживающий корни от скатывания.
Бункер корней расположен в задней части машины и объединяет в себе горизонтальный ленточный транспортер, транспортер-комкодробитель и выгрузной элеватор. На задней стенке бункера установлен прорезиненный фартук для предохранения корней от повреждений. Над ленточным транспортером имеется пространство, в котором накапливаются корни при смене транспортных средств.
Ленточный транспортер^ служит для приема корней с продольного элеватора и подачи их на транспортер-комкодробитель или выгрузной элеватор. Он представляет собой полихлорвиниловую ленту с направляющими выступами, охватывающую ведущий и ведомый барабаны. Транспортер имеет реверсивный привод. При движении ленты в одном направлении корни поступают на транспортер-комкодробитель, а при движении в другом направлении — на выгрузной элеватор.
Транспортер-комкодробитель выполнен в виде четырех валов с кулачками. На первых трех валах, вращающихся с одинаковой частотой, крепятся трехлопастные, а на четвертом — круглые кулачки. Валы ком-кодробителя приводятся во вращение от планетарного редуктора через цепную передачу с предохранительной муфтой.
Выгрузной элеватор расположен в боковой стенке бункера. Верхняя часть элеватора установлена на поворотной рамке для регулирования элеватора по высоте и перевода в транспортное положение. Полотно выгрузного элеватора приводится в движение цепной передачей с контрприводом от планетарного редуктора.
Подготовка к работе и настройка свеклоуборочных комбайнов. При осмотре комбайнов проверяют правильность компоновки и монтажа узлов, рабочих органов и транспортирующих устройств (шнекового очистителя, элеваторов корней и ботвы, передач и т.д.). Обнаруженные дефекты устраняют.
Перед обкаткой проверяют все крепления, плотность сварных швов, отсутствие деформаций и трещин. После осмотра смазывают трущиеся детали машины (согласно таблице смазки). Обкатку вхолостую начинают на малой ч-астоте вращения двигателя, а затем и на нормальной. После этого обкатывают машину под нагрузкой на пробном участке.
После обкатки еще раз проверяют крепления и состояние всех узлов, устанавливают и регулируют рабочие органы комбайна.
Основные регулировки комбайнов теребильного типа заключаются в установке рабочих органов и механизмов на заданные условия работы.
Регулировка гидроуправления предполагает установку копира, золотника гидрораспределителя и корректировщика.
При установке копира добиваются, чтобы его осевая линия находилась под осевой линией среднего теребильного аппарата у КСТ-3 и под осевой линией правой теребильной секции у КСТ-2. Это достигается перемещением тяги при освобожденных стопорных кольцах. Расстояние между смежными щупами двух копиров устанавливается в зависимости от мощности корней и ботвы путем перемещения перьев по ходу машины вперед или назад (среднее расстояние А =75 мм). Проверяют также положение золотника гидрораспределителя. Он должен быть в нейтральном (среднем) положении. Перемещение золотника от среднего положения в ту или иную сторону не должно превышать 15 мм. Для установки ручного корректировщика необходимо его вилку расположить перпендикулярно тяге и закрепить от нее на расстоянии 8—10 мм стопорные кольца. При этом рычаг управления должен быть зафиксирован в секторе
Регулировка ботвоподъемников сводится к установке расстояния между носками обтекателей (230—240 мм) и между задними нижними кромками (75—80 мм) путем изгиба полок кронштейнов. Угол установки ботвоподъемников к горизонту регулируется в пределах 25—30°; носки должны касаться земли. Положение их регулируется перемещением кронштейнов. Ботвоподъемники регулируют непосредственно в поле при рабочем положении теребильного аппарата, чтобы учесть погружение в почву копирующих колес.
Регулировки теребильных аппаратов. Натяжение теребильных цепей регулируют так, чтобы расстояние между теребильным лапами и носком вилки выравнивателя составляло 5—10 мм.
Раскрытие теребильных лап на нижних направляющих роликах регулируют изменением расстояния между конусами, варьируя количеством регулировочных шайб на оси ролика. При этом следят, чтобы конусы располагались симметрично относительно ролика. Нормальное раскрытие лап 170— 200 мм.
Раскрытие теребильных лап на верхних роликах регулируют равномерным ввертыванием регулировочных втулок. Конусы каждой пары должны располагаться симметрично относительно звездочек. Нормальное раскрытие лап на верхнем валу 170—180 мм.
Зона раскрытия теребильных лап на верхнем валу регулируется поворотом конусов раскрытия в нужную сторону на требуемое значение до совмещения регулировочных отверстий с болтами. Положением этой зоны устанавливается степень подтягивания корней за ботву при выравнивании головок.
Регулировка выравнивателей и направляющих вилок заключается в установке необходимых зазоров и усилия прижатия вилок.
Зазор между внутренними плоскостями полос направляющих вилок и пальцами диска должен быть 3—4 мм. Его регулируют перемещением держателя вилки вверх или вниз.
Зазор между внутренней кромкой носка направляющей вилки и пальцами выравнивателя в пределах 5— 10 мм устанавливают вращением регулировочных винтов. При наибольшем отходе вилки зазор между наружной его частью и пальцами диска соседнего выравнивателя должен быть не менее 3 мм.
Зазор между концами направляющих вилок и диском в пределах 15—20 мм регулируется перестановкой шплинта в отверстиях на штоке, прижимаемом пружиной.
Усилие прижатия направляющих вилок регулируется натяжением пружин 7 и 8 в пределах 150—180 Н.
Регулировка режущего аппарата (рис. 14) необходима для обеспечения качества обрезки корней. Оно зависит от зазора а между ножом и нижней плоскостью диска выравнивателя. Этот зазор должен быть 8—11 мм при диаметрах корней 40—80 мм и 14— 17 мм при диаметрах корней 80—120 м. Зазор регулируется гайкой и контргайкой на вертикальном валу. Высоту обрезки головок можно регулировать во время работы изменением положения теребильного аппарата по высоте.
Регулировка натяжения полотен транспортеров и элеваторов выполняется равномерным перемещением ведомого вала с натяжными болтами.
Цепи полотен транспортеров должны провисать в средней части на 10—12 см и плавно, без заеданий, обкатываться вокруг звездочек.
Особенности регулировки комбайна с обрезкой ботвы на корню. Копир-водитель гидроуправления комбайна СКД-2 устанавливают так, чтобы его осевая длина совпадала с осью правого ботвосрезающего аппарата. В остальном регулировка гидроуправления выполняется так же, как у комбайна КСТ-3.
Необходимо добиваться свободного, без заеданий, в шарнирах, вертикального перемещения ножа и копира. Усилие подъема копира не должно превышать 200 Н. Относительно ножа он должен располагаться симметрично, без перекоса.
Натяжение цепей полотен транспортеров и элеваторов ведется так же, как у комбайнов теребильного типа.
Окончательную установку и регулировку рабочих органов свеклоуборочных комбайнов выполняют в поле на свекловичном участке.
Регулировка рабочих органов и механизмов ботвоуборочной и корнеуборочной машин. Рабочие органы ботвоуборочной машины БМ-6 регулируют так же, как и ботвосрезающее устройство комбайна СКД-2.
У корнеуборочной машины КС-6 регулируют:
1. Глубину хода (8—10 см) копачей — перестановкой штырей в отверстиях кронштейнов моста управляемых колес.
2. Битеры, которые должны расположиться так, чтобы их лопасти находились посредине дисков копачей; для регулировки сдвигают половинки битера на квадратном валу в нужную сторону.
3. Зазор между вальцами и барабанами шнеков по высоте — перестановкой корпусов подшипников вальцов на дополнительные отверстия в корпусах редукторов и прокладками под кронштейны.
4. Зазор между кулачками вальца и передаточным валом.
5. Натяжение полотна продольного элеватора — снятием или добавлением крючков звеньев цепи.
6. Натяжение ленточного транспортера и выгрузного элеватора — перемещением ведомого барабана натяжным устройством.
Контроль качества работы свеклоуборочных комбайнов сводится к оценке следующих показателей: полноты подкапывания и подбора корней, правильности их обрезки, загрязненности вороха корней и потерь сахароносной массы.
Полнота подкапывания и подбора корней определяется следующим образом. До прохода комбайна на площадке длиной 25 м и шириной, равной захвату комбайна, подсчитывают количество корней. После прохода машины подсчитывают количество непод-копанных, невытеребленных и утерянных корней. Не-подкопанных корней не должно быть более 1%, утерянных на поверхности — не более 6%.
Качество обрезки корней определяют из пробы массой 50—60 кг, взятой с погрузочного элеватора (бункера) корней. Пробу разбирают на три группы: нормально обрезанные корни, низко- и высокообрезанные и необрезанные. С высоким срезом и необрезанных корней должно быть не более 5%, а с низким срезом не более 10%. Нормальным считается такой срез, когда его плоскость проходит по черешкам листьев высотой до 2 см и на уровне спящих глазков корня; низким — плоскость среза проходит ниже уровня спящих глазков корня; высоким — плоскость среза проходит на 2 см выше спящих глазков.
Потери сахароносной массы определяют путем сбора с учетной площади всей ботвы, отбитых частей корней на поверхности и в почве (раскапыванием). Всю сахароносную массу взвешивают, и ее отношение к массе корней, выраженное в процентах, составит потери.
Загрязненность вороха корней определяют так. Берут пробу корней (массой 20—25 кг) с погрузочного элеватора (бункера) корней (в брезент, мешок), взвешивают ее, затем корни очищают от почвы и ботвы и эти примеси взвешивают отдельно. В процентном отношении вычисляют количество примесей в общей взятой пробе. Общая загрязненность вороха корней не должна превышать 10%, в том числе ботвой до 3%.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Свеклоуборочные комбайны и самоходные машины для уборки свеклы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы