Для охлаждения двигателя, торможения и амортизации машины при движении, пуска двигателя при низких температурах применяются технические жидкости. В их состав входят многочисленные химические синтетические соединения: гликоли, вода, углеводороды, спирты, эфиры и др. Комбинации этих веществ и составляют технические жидкости, обладающие требуемыми физико-химическими и эксплуатационными свойствами.
Охлаждающие жидкости воспринимают и отводят тепловой поток от деталей двигателя, перегрев которых вызывает его отказ.
Эффективное действие систем жидкостного охлаждения во многом определяется физико-химическими свойствами жидкости. Эти жидкости должны удовлетворять следующим требованиям: обладать большой теплоемкостью, хорошей теплопроводностью и небольшой вязкостью; иметь высокую температуру кипения и теплоту испарения; обладать низкой температурой кристаллизации, коррозионной стойкостью и противопенными свойствами; не вызывать разрушения уплотнительных изделий.
Самой простой и наиболее широко применяемой охлаждающей жидкостью при положительных температурах является вода. Она обладает высокой охлаждающей способностью и нейтральна к резиновым изделиям, однако при О °С замерзает с увеличением объема до 10%. Поэтому при отрицательных температурах воду необходимо сливать при хранении машин на открытых площадках и заливать перед пуском.
Применение воды в системе охлаждения приводит к образованию накипи, теплопроводность которой в 10-15 раз ниже, чем металлов, что резко ухудшает отвод тепла. Интенсивность образования накипи зависит от жесткости воды. При содержании солей до 3 мг-экв/л воду можно применять без предварительной обработки. Если концентрация солей превышает установленные пределы, то воду перед употреблением необходимо смягчать. Наиболее простым способом смягчения является кипячение воды в течение 10-20 мин.
При эксплуатации машин в условиях отрицательных температур применяют жидкости с низкой температурой застывания. Самой распространенной такой жидкостью является смесь этиленгликоля с водой. Температура кипения этиленгликоля 197 °С, температура кристаллизации -11,5 °С. Меняя соотношение воды и этиленгликоля, можно получать смеси с температурой застывания от 0 до -70 °С (рис. 10.2). При применении смеси этиленгликоля с водой в системах охлаждения необходимо учитывать следующее. При нагревании смеси происходит ее увеличение в объеме до 6-8%, следовательно, на эту величину систему охлаждения не заполнять. При отсутствии утечек в процессе эксплуатации следует доливать воду, так как этиленгликоль практически не испаряется. Необходимо исключить попадание в смесь нефтепродуктов. Этиленгликоль является сильным пищевым ядом, поэтому после контакта с ним следует тщательно мыть руки с мылом. Смесь имеет повышенную коррозионность по отношению к металлам и требует специальных присадок.
Промышленность выпускает охлаждающие жидкости на основе этилен-гликоля пяти марок, которые различаются комбинациями составляющих.
В процессе эксплуатации присадки распадаются и качество жидкости снижается. Кроме того, образуется шлам из остатков накипи и коррозии. Это вызывает изменение первоначального цвета. При сильном изменении цвета и помутнении жидкость необходимо заменить свежей.
Для предотвращения коррозии цинковых и хромовых покрытий на деталях системы охлаждения в охлаждающую жидкость добавляют молибденовый натрий 7,5-8 г на литр. При этом в обозначения добавляют букву М.
Тормозные жидкости (ТЖ) производят на касторовой или гликолевой основе. ТЖ на касторовой основе имеют хорошие смазывающие свойства и нейтральны к резиновым изделиям. Однако уже при температуре -20 °С касторовое масло выпадает в осадок в виде сгустков, что может нарушить нормальную работу тормозной системы. Поэтому не рекомендуется применять ТЖ на касторовой основе при температуре -20 °С и ниже. Наибольшее распространение получила ТЖ БСК, которая представляет собой смесь 50% бутилового спирта и 50% касторового масла. На касторовой основе выпускаются еще жидкости ЭСК (60% касторового масла и 40% этилового спирта) и АСК (60% изоамилового спирта и 40% касторового масла). ЭСК обладает большой склонностью к образованию паровых пробок в тормозной системе, а так как этиловый спирт при температуре 78 °С кипит, широкого применения эта жидкость не нашла. Для ТЖ на касторовой основе опасно обводнение. При попадании воды касторовое масло выпадает в осадок. Это явление возникает и при смешивании жидкостей на касторовой и гликолевой основе.
На гликолевой основе выпускаются тормозные жидкости ГТЖ-22М, ГТЖ-22РК, «Нева», ФЭБ «Томь», «Роса». Для придания хороших защитных и смазывающих свойств в эти жидкости добавляют антикоррозионные и про-тивоизносные присадки. Температурный интервал работоспособности широкий: от -50 до 50 °С. Жидкости на гликолевой основе ядовиты, токсичны и огнеопасны. При эксплуатации необходимо исключить попадание в любую тормозную жидкость нефтепродуктов: это снижает их качество и разрушает резиновые изделия.
Амортизаторные жидкости (АЖ) работают в широком диапазоне температур: от -60 °С до 140 °С. Основное требование, предъявляемое к ним, — пологая вязкостно-температурная характеристика. Выпускаются всесезонные амортизаторные жидкости АЖ-16 (получают загущением вязкостными присадками низковязкостных нефтяных масел) и АЖ-12т (смесь низковязкостного нефтяного масла и высоковязкостной полисилоксановой жидкости с противоокислительными и противоизносными присадками). В качестве заменителей в амортизаторах могут применяться веретенные АУ или смесь турбинного и трансформаторного масел в соотношении 1:1. Широко для амортизаторов используются жидкости МГП-10 и МГП-12.
Для пуска двигателя при низких температурах применяются пусковые жидкости. Пуск дизелей при температуре до -28 °С может осуществляться с помощью пусковой жидкости НИИАТ ПЖ-25, а при температуре до -40 °С — жидкости «Холод Д-40». Пуск карбюраторных двигателей при температуре до -40 °С надежно обеспечивает пусковая жидкость «Арктика».
—
К техническим жидкостям, применяемым для автомобилей, относятся: охлаждающие, тормозные, амортизаторные и термостатные.
Охлаждающие жидкости применяют для заправки систем хпаждения автомобильных двигателей при низких значениях минусовых температур воздуха, когда применение обычной природной воды, замерзающей при минусовых температурах атмосферного воздуха, невозможно. Охлаждающие жидкости представляют собой смесь воды с двухатомным спиртом. Для предотвращения коррозирующих действий на металл к жидкостям добавляют динатрийфосфат или декстрин, а для предотвращения пенообразования — специальную присадку — пеногаситель. По ГОСТ 159—32 выпускаются две марки 40 и 65 и по ТУ 602751-73 — две марки Толсол А-40 и Толсол А-65, характеристика которых приведена в табл. 154 и 155. Жидкости марки 40 и Толсол А-40 применяются при температуре воздуха выше —35° С, а марки 65 и Толсол А-65 — при температуре выше -60°.
Заполнять систему охлаждения ннзкозамерзающими жидкостями более чем на 93—95% ее емкости не рекомендуется. При понижении уровня жидкости в радиаторе следует доливать только воду, так как этиленгликоль не испаряется.
Поскольку низкозамерзающие жидкости ядовиты, при обращении с ними необходимо соблюдать строгие меры предосторожности.
Тормозные жидкости применяют в тормозных системах с гидравлическим приводом. Они должны обладать определенной вязкостью, хорошей смазывающей способностью, иметь как можно более низкую температуру застывания, не вызывать коррозии металлов и набухание (разъедание) уплотнительных манжет. Таким требованиям в достаточной мере удовлетворяют жидкости, выпускаемые химической промышленностью, трех марок: «Нева» (ТУ 609550-73), БСК (ТУ 602492-68) и ГТЖ-22Г (ТУ 601787-73). Все они представляют смесь касторового масла или глицерина с бутиловым спиртом.
Для всех автомобилей, у которых уплотнительные детали тормозных систем изготовлены из резины марки 7-2462, всесезонно применяется тормозная жидкость «Нева», а для автомобилей ЗАЗ-968А, ГАЗ-24, УАЗ-469 и РАФ-2203 и их модификации следует применять только тормозную жидкость БСК.
В качестве заменителя тормозной жидкости «Нева» применяют (кроме автомобилей ВАЗ) тормозные жидкости БСК или ГТЖ-2Г.
Амортизаторные жидкости применяют в гидравлических амортизаторах. Они работают в тяжелых условиях, подвергаясь многократному сжатию под давлением до 3 МПа (30 кгс/см2), нагреванию летом до +60—70° С и охлаждению зимой до -50° С. Поэтому они должны иметь определенную вязкость, которая не должна резко колебаться при изменении температуры, обладать хорошей смазывающей способностью, быть абсолютно свободной от механических примесей и воды, не вызывать коррозии металлов и набуханий резиновых изделий, не вспениваться, не расслаиваться и не образовывать кристаллы. В качестве амортизаторной жидкости для гидравлических амортизаторов автомобилей широко применяются: жидкость амортизаторная все-сезонная АЖ-12Т (ТУ 381Л1432-74); масло веретенное АУ (ТУ381303-69), а также смесь 50% турбинного Тг (ТУ 32-74) и трансформаторного ТКп или ТК (ГОСТ 982—68). Для гидравлических амортизаторов автомобилей ВАЗ следует применять МГП-10 (ГОСТ 38154—74),
Для гидроподъемников самосвальных механизмов в летнее время следует применять масло индустриальное ИС-20 (веретенное 3), а зимой— индустриальное ИС-12 (веретенное 2) (ГОСТ 381Л1482—74) или веретенное АУ (ГОСТ 1642—75).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Технические жидкости"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы