Основными работами технического обслуживания гидрооборудования являются: проверка герметичности системы, дозаправка рабочей жидкости в баки и масла в редукторы привода насосов, подтяжка креплений, натяжение ремня привода охладителя, очистка сапуна бака и фильтрующих элементов фильтров, регулирование предохранительных клапанов, замена рабочей жидкости и промывка баков.
Проверка герметичности — одна из важных работ технического обслуживания гидрооборудования. Даже небольшие утечки рабочей жидкости могут привести к значительному снижению ее уровня в баке, в результате чего машина может оказаться неработоспособной. Поэтому герметичность гидросистемы следует проверять ежесменно перед пуском машины в работу, в течение смены и по ее окончании.
Одним из показателей нарушения герметичности является снижение уровня рабочей жидкости в баке. Если будет замечено снижение уровня по сравнению с предыдущей проверкой, то требуется тщательно осмотреть места соединения трубопроводов и рукавов, уплотнения между крышками и корпусом насоса, фильтра, распределителя, штоками гидроцилиндров и рычагами управления золотниками распределителя. Обнаруженные утечки немедленно устраняют.
Если при проверке окажется, что уровень рабочей жидкости в баке снизился ниже нижней метки на мерной линейке (ДТ-75М), или ниже середины нижнего смотрового глазка (Т-130М), или ниже нижней риски смотрового глазка (ЭО-3322Д, ЭО-4124), баки требуется дозаправить тем сортом рабочей жидкости, которым заправлена система.
Баки машин дозаправляют, как правило, из опломбированной тары. Если необходимо долить рабочую жидкость из открытой тары, то перед заправкой проводят ее анализ, в ходе которого уточняют марку и профильтровывают через трехслойный батистовый или центробежный фильтр.
Запрещается применять рабочие жидкости, бывшие в употреблении, содержащие механические примеси и воду, а также смеси различных сортов жидкости.
Перед дозаправкой бака рабочей жидкостью необходимо тщательно очистить от загрязнений заливную горловину и ее крышку. Заливать жидкость в бак следует через шланг и раздаточный кран топливомаслозаправщика или маслораздаточной колонки. В исключительных случаях допускается доливать рабочую жидкость в бак из ведра или мерной кружкой через воронку, положив в нее батистовую ткань, предварительно тщательно очистив их от загрязнений.
На ряде машин (ЭО-4124 и др.) имеется специальный насос для дозаправки их рабочей жидкостью. Он приводится вручную или от двигателя машины. В этом случае перед заправкой требуется хорошо очистить и промыть от загрязнений заборный шланг, опустить его в бочку с рабочей жидкостью, привести в действие насос и, когда ее уровень в баке достигнет верхней риски на мерной линейке или застекленном глазке, выключить заправочный насос.
Кроме внешних утечек рабочей жидкости имеются и внутренние, происходящие вследствие износа уплотнений поршней гидроцилиндров и золотников распределителя. В этом случае у цилиндров жидкость перетекает из одной полости в другую, а у распределителей — из нагнетательной линии во всасывающую, что увеличивает продолжительность рабочего цикла машин.
Рис. 64. Проверка состояния гидроцилиндра прибором КИ-5473: 1 — насос, 2 — прибор, 3 — тройник, 4 — заглушки, 5 — распределитель, 6 — запорное устройство, 7 — линейка, 8—гидроцилиндр, 9—бак, 10 — фильтр
Герметичность гидроцилиндров проверяют прибором КИ-5473, присоединив его одним трубопроводом к распределителю, а другой опустив в бак (рис. 64). Вместо трубопровода, соединяющего надпоршневую полость гидроцилиндра с распределителем, устанавливают технологические рукава с муфтами запорного устройства.
После этого запускают двигатель, прогревают рабочую жидкость до 45—55° С, заполняют ею полости гидроцилиндра путем перемещения поршня. Затем устанавливают минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу. Переводят рукоятку золотника, управляющего подачей жидкости к проверяемому гидроцилиндру, в положение «Подъем». Когда поршень гидроцилиндра займет среднее положение, разъединяют муфты запорного устройства и с помощью прибора доводят давление в штоковой полости до 10 МПа.
Линейкой замеряют расстояние между головкой штока и крышкой гидроцилиндра и считают количество капель утечек жидкости по штоку. Через 3 мин измерение повторяют. Если перемещение штока за это время превысит 7,5 мм, а утечки 15 капель, заменяют уплотнительные кольца гидроцилиндра.
При проверке герметичности распределителей прибор КИ-5473 присоединяют к распределителю (рис. 65), как и при проверке цилиндров. Запускают двигатель, прогревают рабочую жидкость, переводят рычаг управления золотником в положение «Подъем», устанавливают прибор на давление 10 МПа и определяют подачу жидкости при включенном распределителе. Разность между фактической подачей насоса, минуя распределитель, и подачей, измеренной при включенном распределителе, и есть величина утечек в распределителе. Для гидрораспределителя трактора Т-130М она не должна превышать 36, Т-ЮОМЗ — 31, а ДТ-75М — 16 л/мин. При превышении указанных размеров утечек распределитель заменяют.
Фактическую подачу насоса измеряют прибором КИ-5473 в таком порядке. Подключив его одним рукавом к насосу, а другим — к баку, прогревают рабочую жидкость, устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя и давление в системе 10 МПа и по отметке на шкале прибора определяют подачу насоса.
В гидросистеме с насосами, подача которых более 90 л/мин, утечки распределителя и подачу рабочей жидкости определяют при пониженной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Для насоса трактора Т-130М допускаемая подача не менее 90 л/мин.
Состояние фильтрующих элементов фильтров гидросистемы тракторов Т-130М и ДТ-75М проверяют приспособлением КИ-13936. Его подсоединяют к распределителю в месте крепления шланга выносного гидроцилиндра, ставят рукоятку золотника в плавающее положение, запускают двигатель, переводят рукоятку золотника управления основным гидроцилиндром в положение «Подъем», прогревают рабочую жидкость до 45—55 °С, устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала и по манометру приспособления определяют давление рабочей жидкости на сливе. Если оно ниже 0,1 МПа, то фильтр неисправен, а если выше 0,25 — он загрязнен и требует очистки.
На одноковшовых экскаваторах степень загрязнения фильтрующих элементов проверяют по показаниям манометра, установленного на сливном трубопроводе. При увеличении давления свыше 0,25 МПа необходимо снять и очистить фильтрующие элементы.
Перед снятием фильтрующих элементов очищают их корпус и крышки от загрязнений, отвертывают болты, крепящие крышку, вынимают фильтрующие элементы, ополаскивают их в ванне с керосином, продувают воздухом, подаваемым от компрессора внутрь элемента. После этого сетчатые чечевицеобразной формы элементы (гидросистемы тракторов) очищают от загрязнений волосяной щеткой в керосине.
Промытые фильтрующие элементы собирают в обратном порядке. При этом каждый элемент осматривают и выбраковывают поврежденные. Следят также за тем, чтобы их количество не уменьшилось, так как при этом нарушится герметичность между ними и жидкость будет протекать в бак неочищенной.
Бумажные фильтрующие элементы гидросистем одноковшовых экскаваторов после ополаскивания в чистом керосине продувают еще раз воздухом. Давление его не должно превышать 0,2 МПа, так как при большем давлении может быть поврежден картон, из которого изготовлены элементы.
Правильность натяжения ремня привода охладителя проверяют по величине его прогиба. Если он превышает 15 мм, ремень натягивают, перемещая электродвигатель по раме (ЭО-4124). Нормальным считается натяжение ремня при его прогибе 8— 10 мм.
Для проверки давления в гидросистеме тракторов Т-100МЗ и Т-130М подсоединяют манометр к трубопроводу, подводящему рабочую жидкость от насоса к распределителю с помощью переходников и рукава высокого давления. Запускают двигатель, прогревают рабочую жидкость и когда ее температура будет 45—55° С, включают нерабочий рычаг распределителя в положение «Подъем» или «Принудительное опускание» и по манометру замечают давление в системе. Нормальное давление у трактора Т-100МЗ — 9—11, а Т-130М— 11 — 12 МПа. Для регулирования давления в гидросистеме следует снять пломбу с регулировочного винта на распределителе, отвернуть колпачковую гайку и вращением регулировочного винта установить требуемое давление.
В таком же порядке проверяют и регулируют давление в гидросистеме трактора ДТ-75 и его модификациях. Нормальное давление в их гидросистеме 13—13,5 МПа.
В гидросистеме тракторов давление можно проверить и отрегулировать прибором КИ-5473 во время проверки подачи насоса. Для этого поворачивают рукоятку прибора до срабатывания предохранительного клапана и замечают на шкале прибора, при каком давлении он открылся. Если оно меньше требуемого, устанавливают прибор на нормальное давление и вращением регулировочного болта добиваются открытия клапана при этом давлении.
На одноковшовых экскаваторах манометр установлен на щитке приборов в кабине. Он включается специальными вентилями. При работающем двигателе на номинальной частоте вращения коленчатого вала и нагретой рабочей жидкости перемещают один из рычагов распределителя до тех пор, пока шток соответствующего гидроцилиндра не передвинется до отказа. В этот момент открывают вентиль и по манометру определяют давление. Если оно не находится в пределах 21,5—22,5 МПа для экскаватора ЭО-4124, его регулируют регулировочным болтом. После регулировки завертывают вентиль до отказа. В таком же порядке регулируют предохранительные клапаны другого распределителя экскаватора.
Замена рабочей жидкости в гидросистеме машин производится в следующем порядке. При работающем двигателе полностью втягивают штоки цилиндров и сразу после его остановки сливают рабочую жидкость, открыв пробки сливных отверстий бака. Отработанную жидкость собирают в бочки и сдают на склад топливосмазочных материалов для последующей ее регенерации. К бочке прикрепляют бирку, на которой указывают, какая в ней находится жидкость.
В бак заливают чистое дизельное топливо, запускают двигатель и при включенном гидронасосе перемещают рычаги управления гидрораспределителей в течение 3—5 мин. После этого втягивают штоки, глушат двигатель и сливают промывочное дизельное топливо из баков и трубопроводов, отсоединяя их в наиболее низких местах путем выворачивания воздушных вентилей гидроцилиндров. Слитое загрязненное дизельное топливо собирают в бочки и сдают на склад топливосмазочных материалов.
После этого промывают магнитные пробки сливных отверстий, очищают и промывают фильтр заливной горловины бака, набивку сапуна, фильтрующие элементы фильтров гидросистемы, присоединяют трубопроводы и завертывают воздушные вентили. Затем заливают в бак свежую рабочую жидкость.Для гидросистем одноковшовых экскаваторов, эксплуатируемых в зонах холодного и умеренного климата, применяют рабочую жидкость МГ-15-В (старое обозначение жидкости ВМГЗ). В зоне жаркого климата и летом в зоне умеренного климата для машин, выпускаемых серийно, до их модернизации используют жидкость МГ-46-Б (старое обозначение жидкости МГ-30),- а в тех же условиях для вновь изготовляемых и модернизируемых машин — МГ-46-В (старое обозначение жидкости МГЕ-46Е).
В гидросистемах тракторов применяют в качестве рабочей жидкости дизельное масло тех сортов, которые заливают в картеры двигателей.
После заполнения системы рабочей жидкостью запускают двигатель и, перемещая рычагами управления золотниками, заполняют всю систему рабочей-жидкостью. Для более полного удаления воздуха из системы открывают воздушные вентили на гидроцилиндрах.
Удалив воздух, закрывают вентили, глушат двигатель, осматривают все составные части гидросистемы, не подтекает ли где рабочая жидкость. Обнаруженные подтекания устраняют, проверяют уровень рабочей жидкости в баке и при необходимости ее доливают до установленного уровня.
Баки гидросистемы промывают при сезонном обслуживании один раз в год, используя для этого специальное приспособление, или снимают бак с машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание гидрооборудования машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы