Основной вид работ по обслуживанию кривошипно-шатунного механизма двигателей — проверка его технического состояния. Такая проверка производится при ТО-3 машины. О неисправности механизма свидетельствуют ненормальные стуки и шумы в двигателе, которые оценивают с помощью автостетоскопа по определенной методике.
Если стуков не слышно, то меняют режим работы двигателя, отключают отдельные цилиндры путем отвертывания накидных гаек крепления топливопроводов высокого давления к топливному насосу или дросселируют выхлоп, перекрывая выпускную трубу.
Состояние цилиндропоршневой группы в целом определяют по количеству газов, прорывающихся в картер, которые замеряют индикатором КИ-13671 (рис. 32). Индикатор устанавливают на двигатель и полностью открывают его дроссельное отверстие, запускают двигатель и обеспечивают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Затем плавно перекрывают дроссельное отверстие до тех пор, пока поршень не займет среднее положение относительно проточки на трубке. В этом положении считывают показания индикатора по цифре, находящейся против указателя на шкале крышки. Допустимый расход картерных газов, например для двигателя Д-160 при наработке 2000 мото-ч, составляет 111 л/мин, а при наработке 4000 мото-ч — 121 л/мин. Если расход выше указанных значений, то следует заменить детали цилиндро- поршневой группы.
Рис. 32. Определение расхода чартерных газов индикатором КИ-13671:
1 — прозрачная трубка сигнализатора, 2 — поршень сигнализатора, 3 — удлинитель, 4 — пробка, 5 — крышка, 6 — корпус, 7 — переходник, 8 — указатель
Рис. 33.
1 — манометр, 2 — шланг, 3 — накидная гайка
Рис. 34. Измерение разрежения в цилиндре двигателя с помощью вакуум- анализатора КИ-53:
1 — наконечник, 2 — корпус, 3 — вакуумметр
Об изменении зазора в подшипниках коленчатого вала при прочих нормальных условиях можно судить по давлению масла в смазочной системе двигателя. Его проверяют устройством КИ-13936 (рис. 33), подключив к магистрали двигателя. Замеряют давление масла у прогретого двигателя при номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре масла, соответствующей нормальному значению. Если давление ниже допускаемого, например для двигателя Д-160 оно меньше 0,12 МПа, то следует попробовать его повысить регулировкой сливного клапана. При невозможности повысить давление указанным способом надо проверить состояние сопряжений кривошипно-шатунного механизма.
Состояние каждого цилиндра двигателя оценивают по разрежению в надпоршневом пространстве вакуум-анализатором КИ-5315 (рис. 34). На двигатель его устанавливают в отверстие форсунки и, прокручивая его коленчатый вал пусковым устройством, определяют разрежение в цилиндре по показаниям вакуумметра. Допустимое разрежение 0,078 МПа. Если оно во всех цилиндрах ниже указанного значения при расходе картерного масла, превышающем допустимую величину, требуется заменить цилиндропоршневую группу.
Одна из важных и сложных работ в обслуживании распределительного механизма двигателя — регулировка зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел. Ее выполняют во время ТО-2 машины в такой последовательности: проверяют упругость клапанных пружин, подтягивают крепления головки блока цилиндров и осей коромысел, проверяют величину зазора и, если он не соответствует установленным значениям, регулируют его.
Упругость клапанных пружин проверяют прибором КИ-723 (рис. 35) непосредственно на двигателе без разборки клапанного механизма. Для этого снимают капот и крышки клапанного механизма, устанавливают поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) такта сжатия. Ставят на тарелку клапанной пружины прибор. Перемещают кольцо в крайнее верхнее положение и нажимают на рукоятку так, чтобы клапанная пружина осела на 0,5—1 мм. Рукоятка переместит шток, а вместе с ним передвинется вниз винт и, упираясь в подвижное кольцо, передвинет его. Верхний обрез кольца обозначит на шкале прибора усилие сжатия пружины. Для двигателя Д-160 нормальное усилие сжатия пружин 320—380 Н, а предельное — 300 Н. При достижении предельного усилия пружины заменяют.
Проверку крепления головок цилиндров начинают с гайки, расположенной в их центре, переходя на гайки, расположенные рядом с ней от центра к краям (крест-накрест). Более качественная затяжка гаек обеспечивается при затяжке их ключами с динамометрической рукояткой (рис. 36). Момент затяжки гаек крепления головок цилиндров двигателя Д-160 должен быть 320 — 380 Н-м, СМД-14 и А-01М — 200—220, Д-65 — 170—200 Н-м. Крепление осей коромысел подтягивают с усилием 120—150 Н-м.
Рис. 36. Затяжка гаек крепления головки цилиндров:
1 — динамометрический ключ, 2 — головка цилиндров
Зазоры в клапанах начинают проверять с первого цилиндра, для чего поршень устанавливают в в. м. т. такта сжатия. При этом оба клапана должны быть закрыты. В. м. т. на двигателях Д-108 и Д-160 определяют по совпадению указателя на картере с риской 1—4 на маховике, а на других двигателях — по вхождению установочного болта в отверстие маховика. В этом положении при выключенном декомпрессионном механизме замеряют щупом зазор между торцами стержней клапанов и бойками коромысел. В холодном состоянии двигателей Д-65, Д-240, А-01М и А-41 нормальный зазор 0,3 мм, двигателей Д-108 и Д-160 — 0,35 мм, а СМД-14 — 0,4 мм. Допускается его отклонение не более чем на 0,1 мм. При большем отклонении клапаны регулируют.
На рис. 37 показана ручная регулировка клапанов. Удерживая отверткой регулировочный винт, ключом отпускают его контргайку, а затем, вращая регулировочный винт отверткой, устанавливают необходимый зазор. В заключение затягивают контргайку и повторно замеряют зазор щупом.
Рис. 35. Измерение упругости клапанных пружин прибором К.И-723:
1 — рукоятка, 2 — шток, 3 — пружинное кольцо, 4 — корпус, 5 — винт, 6 — ножки прибора
После регулирования клапанов регулируют декомпрессионный механизм. Для этого на двигателях Д-108 и Д-160 ослабляют контргайку и, завертывая или отвертывая наконечник штанги, устанавливают зазор между наконечником и коромыслом 0,45—1 мм. У двигателей Д-65 и А-01М декомпрессионный механизм регулируют при включенном его положении путем завертывания регулировочного винта до соприкосновения бойка коромысла сторцом стержня клапана с последующим отвертыванием винта на один оборот.
Проверив упругость пружин и регулировку клапанов распределительного механизма и декомпрессионный механизм первого цилиндра четырехцилиндрового двигателя, проверяют и регулируют их в такой же последовательности у третьего, затем четвертого, второго цилиндров, каждый раз проворачивая коленчатый вал на пол-оборота.
В шестицилиндровых двигателях (А-01М и др.) коленчатый вал проворачивают на 1/3 оборота, регулируя клапаны после первого цилиндра в пятом, затем в третьем, шестом, втором и четвертом цилиндрах.
Рис. 37. Регулирование клапанов распределительного механизма двигателя вручную:
1 — ключ, 2 — отвертка, 3 — щуп
Регулировать зазоры в клапанах можно и с помощью приспособления
Рис. 38. Регулирование клапанов распределительного механизма двигателя при-. способлением ПИМ-4816:
1 — ключ, 2 — корпус, 3 — конусный лимб, 4 — рукоятка отвертки, 5 — рукоятка корпуса
Рис. 39. Измерение зазора между стержнем клапана и бойком коромысла приспособлением КИ-9918:
1 — коромысло, 2 — подвижная каретка, 3 — корпус, 4 — индикатор часового типа
ПИМ-4816 (рис. 38). Ключ приспособления надевают на контргайку и, поворачивая корпус за рукоятку, ослабляют ее. Вращением рукоятки затягивают регулировочный винт до соприкосновения бойка коромысла с торцом стержня клапана, после этого устанавливают лимб на требуемую величину зазора и, удерживая от проворачивания корпус, вращают рукоятку в обратную сторону, следя за показаниями лимба. В заключение затягивают контргайку вращением корпуса, удерживая при этом рукояткой регулировочный винт от проворачивания.
Более точно зазоры клапанов распределительного механизма двигателей можно отрегулировать приспособлением КИ-9918 (рис. 39) благодаря наличию индикаторной головки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и распределительного механизмов двигателей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы