Залог нормального функционирования жидкостной системы охлаждения двигателей — применение в ней чистой и мягкой воды. При заполнении системы загрязненной и жесткой водой ее примеси засоряют сердцевину радиатора, а соли, содержащиеся в ней, образуют накипь на стенках водяной рубашки, в результате чего ухудшается теплоотвод и двигатель перегревается.
Смягчить воду можно кипячением перед ее заправкой в систему. Мягкой является дождевая вода и вода, использованная в системе охлаждения двигателей. ‘Поэтому воду, сливаемую из системы, следует собирать в чистую посуду и после фильтрования использовать для долива и заправки системы охлаждения.
Жесткую воду можно смягчить также каустической содой (6—7 г на 10 л воды) или тринатрийфосфатом (10—20 г на 10 л воды). Необходимое для одного двигателя количество соды или тринатрийфосфата высыпают в ведро с водой, тщательно перемешивают до полного их растворения, затем раствор отстаивают 10—20 мин. После этого выливают раствор в бочку с водой, перемешивают его и после 2—3 ч отстаивания заливают в систему охлаждения.
Смягчают воду также путем процеживания ее через глауко- нитовый фильтр или пролива через аппарат-воронку для магнитной обработки воды.
Воду в систему охлаждения заливают через воронку с мелкой сеткой и уложенной на нее полотняной тканью. Не рекомендуется использовать в системе охлаждения воду, содержащую хлор или сернистые соли, потому что они разрушают латунные трубки. В случае необходимости использования такой воды в нее добавляют жидкое стекло из расчета 10 г на 10 л воды.
Зимой вместо воды в систему охлаждения двигателей заливают антифриз А-40 или А-65, представляющий собой смесь этилен- гликоля и воды. Цифры в марке антифриза указывают температуру его замерзания. В последние годы находит применение антифриз Тосол А-40 и Тосол А-50. Кроме этиленгликоля в его составе есть композиции противокоррозионных и антипенных присадок.
В связи с тем что антифриз имеет больший коэффициент расширения, чем вода, уровень его в радиаторе должен быть ниже на 10—12 мм по сравнению с уровнем воды.
Следует помнить, что этиленгликоль ядовит, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с антифризом.
В качестве охлаждающей жидкости некоторые предприятия, эксплуатирующие машины в северной зоне страны, применяют дизельное топливо. Оно вредно влияет на соединительные шланги, которые под его воздействием быстро разрушаются. Снизить разрушительное действие можно нагреванием топлива до 130— 150 °С с добавкой к нему медной или латунной стружки (2—4% от массы топлива). После охлаждения перед заливкой в систему топливо необходимо профильтровать. По окончании зимнего сезона топливо сливают из системы охлаждения и промывают ее раствором каустической соды.
В состав работ по техническому обслуживанию системы охлаждения двигателей входят контроль температуры и уровня охлаждающей жидкости и герметичности системы, очистка сердцевины радиатора, проверка состояния уплотнений водяного насоса, смазывание его подшипников, удаление накипи из системы, проверка исправности действия термостата и термометра.
При нормальной загрузке машины температура охлаждающей жидкости в системе поддерживается 80—95 °С. Если она не находится в указанных пределах, необходимо проверить, достаточно ли охлаждающей жидкости в системе, нет ли ее утечек, не засорены ли трубки радиатора, не ослабло ли натяжение ремня привода вентилятора, полностью ли открыта шторка или жалюзи радиатора. У двигателей с воздушным охлаждением проверяют крепление кожуха и при необходимости подтягивают его, очищают от загрязнений оребрение цилиндров, их головок, проверяют правильность натяжения ремней вентилятора.
Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе не должен быть ниже 80 мм от верхней плоскости заливной горловины. В перегретый двигатель не допускается заливать холодную воду, а в холодный двигатель — горячую, чтобы не появились трещины в блоке и головке цилиндров.
При понижении уровня антифриза в радиаторе (из-за испарения этиленгликоля) в него доливают воду. Но прежде чем долить воду, необходимо проверить плотность антифриза ареометром или его состав гидрометром. При плотности антифриза А-40 более 1,07, а А-65 — 1,084 г/см3 следует доливать воду, при меньшей плотности — добавлять антифриз.
Правильность натяжения ремней вентилятора и водяного насоса проверяют простейшим способом и с помощью приспособления КИ-13918.
Суть простейшего способа заключается в следующем. Нажимают рукой на ремень и по величине его прогиба судят о правильности натяжения.
Рис. 40. Проверка натяжения ремней вентилятора устройством КИ-13918:
1 — левый сектор, 2 — правый сектор, 3 — кольцо, 4— шток, 5 — контрольная риска, 6 — ремень вентилятора
Приспособление КИ-13918 (рис. 40) имеет два сектора и шток с рукояткой. На секторе нанесена шкала в виде двух наклонных линий, на одной из которых находятся цифры (1,2, 3, 4, 5, 6), условно обозначающие типоразмер ремня. Между линиями имеется надпись «Норма», обозначающая зону нормального натяжения ремня. На секторе нанесена справочная табличка, на которой указано, какие типы ремней применяют на отдельных двигателях. Буква В на ней означает вентилятор, Г — генератор, К — компрессор. Типы ремней обозначены так же, как и на секторе.
Для проверки натяжения приспособление прикладывают к ремню перпендикулярно его поверхности в середине между шкивами, так чтобы основания секторов упирались в ремень. После этого нажимают на рукоятку штока до совмещения риски с торцом кольца. Это положение соответствует усилию сжатия пружины приспособления, равному 40 Н. При нажатии на рукоятку поворачиваются связанные со штоком секторы , при этом меняется положение контрольной грани сектора относительно шкалы сектора. В точке их пересечения и определяется усилие натяжения ремня. Если грань перекрывает линию шкалы, то ремень требуется натянуть, а если не доходит до линии без цифр, — ослабить.
У двигателей Д-65, СМД-14 и Д-240 для натяжения ремня вентилятора необходимо ослабить крепление генератора к кронштейну, отвернуть немного гайку крепления генератора к планке и, поворачивая рукой генератор, добиваться требуемого натяжения ремня. Когда оно достигнуто, удерживают одной рукой генератор, а второй закрепляют его.
Натяжение ремня вентилятора двигателей А-41 и А-01М достигается перемещением натяжного ролика регулировочным болтом при ослаблении гайки крепления оси ролика и контргайки регулировочного болта.
Для натяжения ремня вентилятора двигателя Д-108 отпускают три гайки крепления кронштейна вентилятора, отвертывают на два-три оборота контргайку регулировочного болта и, вращая болт, перемещают кронштейн, а с ним и вентилятор, добиваясь требуемого натяжения ремней. По окончании регулировки необходимо затянуть контргайку болта и гайки крепления кронштейна.
У двигателя Д-160 ремень вентилятора натягивают вращением регулировочного винта, в результате чего вместе с натяжным роликом перемещается кронштейн, на котором он закреплен. По завершении регулировки следует завернуть контргайку винта.
Степень загрязнения сердцевины радиатора проверяют по эффективности действия радиатора путем измерения температуры воды на входе и выходе из него. Если разность температур менее 10 °С, то сердцевину требуется прочистить. Проверяют радиатор при температуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения 85—96 °С.
Крупные наружные загрязнения между пластинами и трубками радиатора удаляют сначала деревянными чистиками, а затем струей воды или сжатым воздухом. Внутри сердцевину промывают раствором одновременно со всей системой.
Наличие накипи в системе охлаждения двигателя определяют по времени нагрева в ней охлаждающей жидкости. Если при закрытой шторке или жалюзях радиатора вода нагревается до температуры 50—60 °С более чем за 8 мин, значит, в системе есть накипь. О наличии ее в системе охлаждения можно судить и по разности температур охлаждающей жидкости и масла в картере прогретого двигателя. Чем меньше разность температур, тем больше накипи. Температуру масла и охлаждающей жидкости измеряют эталонными термометрами, датчики которых устанавливают в заливную горловину радиатора и картер двигателя.
Накипь на стенках водяной рубашки двигателей чаще всего удаляют растворами кальцинированной или каустической соды. Первый из них готовят из расчета 100—150 г соды и 50 г керосина, а второй — 50—60 г каустика и 25 г керосина на 1 л воды. Заполнив систему охлаждения двигателя одним из названных растворов, работают на машине 10—12 ч, после работы раствор сливают, промывают систему два-три раза чистой водой и заправляют соответствующей охлаждающей жидкостью.
Термостаты для проверки снимают с двигателя, очищают от накипи и осматривают целостность сильфона. Затем помещают термостат в прозрачную банку с водой и подогревают воду, фиксируя по термометру ее температуру, при которой начал открываться и полностью открылся его клапан. У исправного термостата клапан начинает открываться при температуре 78—80 °С, а полностью открывается при температуре воды 88—90 °С. Допустимая температура начала открытия клапана 85 °С, а полного — 93 °С. Если клапан открывается при температурах, превышающих допустимые, термостат заменяют.
Правильность показаний термометра проверяют, помещая его датчик в банку с водой, которую подогревают, и наблюдают за показаниями проверяемого и эталонного термометров. При несовпадении их показаний термометр заменяют.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание системы охлаждения двигателей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы