Работоспособность трансмиссии машин поддерживается выполнением работ технического обслуживания, таких, как регулирование сцепления и промывка его дисков, регулирование блокировочного механизма коробок передач, механизма/ управления, тормозов и промывка муфт поворота.
Основным показателем правильности регулировки сцепления постоянно-замкнутого типа, наиболее широко распространенного на машинах, служит зазор А между отжимными рычагами и муфтой выключения.
Свободный ход педали проверяют линейкой или с помощью приспособления КИ-9919. Зазор между отжимными рычажками и муфтой выключения проверяют щупом и при необходимости регулируют изменением длины тяги регулировочной гайкой.
У сцеплений, имеющих гидроусилитель, таких, как тракторов Т-ЮОМЗ и Т-130М, после этого регулируют зазор между штоком гидроусилителя и его нажимным рычагом и свободный ход штока. Зазор должен быть 0,5—1 мм, а свободный ход штока 14—15 мм.
При пробуксовывании дисков сцепления их следует промыть, так как оно может происходить из-за замасливания. Для этого запускают двигатель машины и прогревают диски сцепления, включением и выключением его. Через 3—4 мин двигатель останавливают, проверяют надежность крепления пробки сливного отверстия в картере сцепления, открывают крышку его люка, заливают в картер 5—6 л керосина, закрывают крышку, запускают двигатель и дают ему возможность поработать на холостом ходу 7—8 мин, не выключая сцепление. При этом промываются внешние поверхности деталей сцепления.
По истечении указанного времени двигатель останавливают, сливают из картера промывочный загрязненный керосин, вторично заливают столько же чистого керосина, запускают двигатель и промывают накладки дисков сцепления, периодически включая и выключая его. Через 8—10 мин закрепляют педаль в выключенном положении, останавливают двигатель, сливают промывочный керосин и оставляют сцепление в выключенном положении на 5—6 ч, чтобы стекла с накладок дисков промывочная жидкость и они просохли.
Для предупреждения замасливания накладок дисков сцепления необходимо периодически сливать через сливное отверстие скапливающееся в картере масло.
Если при выключенном сцеплении с трудом переключаются передачи коробки передач машины, а при включенном сцеплении они переключаются свободно, необходимо проверить регулировку блокировочного механизма. На тракторе ДТ-75 и его модификациях блокировочный механизм регулируют изменением длины блокировочной тяги так, чтобы палец заднего валика блокировки не доходил до упора на 2—5 мм при выключенном сцеплении.
У правильно отрегулированного блокировочного механизма тракторов Т-ЮОМЗ и Т-130М рычаги тяг должны отклоняться на 15—21°, а рычаги валика фиксатора — на 30° вперед по ходу трактора. О правильности положения рычагов валиков фиксатора судят по совпадению риски на рычагах с рисками на корпусах валика. Регулировка производится изменением длины тяги, соединяющей указанные рычаги.
Рис. 56. Регулирование управления поворотом и тормозов трактора ДТ-75М:
1 — тормозная лента, 2 — регулировочная гайка тормоза солнечной шестерни, 3 — ведущая шестерня конечной передачи, 4 — регулировочная гайка остановочного тормоза, 5—шкив остановочного тормоза, 6— шток-указатель тормоза солнечной шестерни, 7 — тяга рычага управления тормозом солнечной шестерни, 8 — пружина тормоза солнечной шестерни, 9 — шкив тормоза солнечной шестерни, 10 — вал заднего моста, 11 — солнечная шестерня, 12 — водило, 13 — коронная шестерня, 14 — ведущая шестерня главной передачи, 15 — сателлит, 16 — регулировочный винт провисания ленты тормоза солнечной шестерни, 17 — оттяжная пружина тормозной ленты тормоза солнечной шестерни, 18 — регулировочный винт провисания ленты тормоза солнечной шестерни, 19 — оттяжная пружина тормозной ленты остановочного тормоза
Правильность регулировки механизма управления поворотом трактора ДТ-75 и его модификаций проверяют по свободному ходу рычагов управления.
Нормальный их ход 60—80 мм. При уменьшении хода до 30 мм или увеличении более 100 мм его регулируют, для чего открывают крышки средних люков в задней части корпуса заднего моста, завертывают гайки (рис. 56) до полного прилегания ленты к шкиву, а затем отпускают ее до кольцевой проточки на штоке 6 с кромкой отверстия проушины пружины. После этого винтом регулируют зазор между нижней частью ленты и шкивом. Винт заворачивают до упора и отпускают на один оборот. В заключение проверяют свободный ход рычагов. Если он не соответствует названному выше значению, то его регулируют изменением длины тяги.
Рис. 57. Регулирование управления поворотом и тормозами трактора Т-130М:
1 — толкатель сервомеханизма, 2— предохранительная пружина блокировки, 3 — регулировочная вилка тяги сервомеханизма, 4, 15 — тяги, 5 — регулировочная вилка тяг тормозов, 6 — рычаг управления, 7 — регулировочная вилка тяги, 5 — регулировочный болт, 9 — контргайка, 10 — вилка тормоза, 11— шаровая гайка, 12 — плавающий двуплечий рычаг тормоза, 13 — тяга блокировки, 14 — рычаг привода, 16 — рычаг тяги блокировки, 17-—педаль сцепления, 18—педаль изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя, 19 — валик привода блокировки, 20 — педаль тормоза, 21 — короткая тяга тормоза, 22 — регулировочная вилка короткой тяги тормоза, 23 — переходный рычаг, 24 — оттяжнгя пружина тормоза, 25 — наружный рычаг тормоза, 26 — внутренняя тяга тормоза, 27 — контргайка, .25 — шаровая гайка муфты поворота, 29 — рычаг выключения муфты поворота, 30—вертикальный валик, 31 — рычаг вертикального валика, 32 — тяга выключения муфты поворота
Для проверки правильности регулировки остановочных тормозов трактора ДТ-75 и его модификаций снимают крышки двух крайних люков, находящихся на задней стенке корпуса заднего моста, нажимают на педаль тормоза до отказа. Если зуб педали выходит за последнюю впадину сектора, тормоз требует регулирования. Для этого вводят зуб педали в первую впадину и завинчивают регулировочную гайку до отказа. Затем винтом 18 регулируют зазор между нижней частью ленты и шкивом так же, как и управления поворотом.
У тракторов Т-100МЗ и Т-130М механизм управления поворотом регулируют в таком порядке: отсоединяют вилку (рис. 57) от тяги гидроусилителя, поджимают рычагами поршни гидроусилителя до упора их в толкатели, вращением шаровой гайки, изменяя длину тяг гидроусилителя с помощью вилок, добиваются такого положения, чтобы рычаг управления занял вертикальное положение, после чего вращением вилок обеспечивают свободный ход рычага 20—30 мм (по верхнему концу рычага) вправо и влево, что соответствует 3—5 мм хода тяги гидроусилителя. Затем, ослабляя шаровые гайки, устанавливают свободный ход рычагов в пределах 65—80 мм, соответствующий 11 —13 мм ходу тяги гидроусилителя. Допустимый свободный ход рычага 45—100 мм.
Действие тормозов трактора Т-130М проверяют перемещением рычага управления назад до отказа. При этом лента должна плотно прилегать к барабану. Если она не прилегает, то тормоза регулируют гайкой. В заключение добиваются одинакового зазора между лентой и барабаном вращением болта при ослаблении контргайки. Болт заворачивают до отказа, а затем отпускают его на 0,75—1,5 оборота и закрепляют контргайкой.
При замасливании диски муфт поворота тракторов Т-100МЗ и Т-130М промывают в таком порядке. Сразу после остановки трактора проверяют надежность крепления пробок сливных отверстий, заливают в каждое отделение по 7,5—8,5 л керосина, запускают двигатель, включают первую передачу и передвигаются на тракторе вперед и назад на 8—10 м, не выключая муфт. Через 5—8 мин трактор останавливают, открывают сливные отверстия, сливают керосин и ставят на место пробки сливных отверстий.
Заливают чистый керосин, включают первую передачу, пускают трактор и поочередно выключают муфты поворота. Спустя 5—8 мин трактор останавливают, сливают промывочный керосин, выключают муфты поворота шаровыми гайками и оставляют трактор в таком положении на ночь. Перед началом очередной смены ставят на место пробки сливных отверстий, регулируют и управление поворотом, смазывают подшипники выключения, запускают двигатель, пускают трактор в работу и проверяют действие муфт поворота. Если они пробуксовывают, промывку повторяют.
Рис. 58. Регулирование тормоза поворотной платформы экскаватора ЭО-4124:
1, 3, 4, 5— регулировочные гайки, 2 — шток, 6,7 — болты бором К-402:
Рис. 59. Измерение усилия и свободного хода рулевого колеса при-
1 — обод рулевого колеса, 2 — динамометр, 3 — шкала, 4 — стрелка-указатель, 5 — рукоятка
Тормоз механизма поворота экскаватора ЭО-4124 регулируют в таком порядке. Выключают тормоз, ослабляют гайки (рис. 58), плотно прижимают колодки к тормозному шкиву вращением гайки и фиксируют их болтами. Сжимают пружину гидроцилиндра вращением гайки так, чтобы расстояние от наружного торца штока до торца крышки гидроцилиндра А было 116—118 мм. В таком положении затягивают гайки .
Правильность действия рулевого управления трактора ЮМЗ-6 проверяют по свободному ходу рулевого колеса и усилию на его ободе, измеряя их приспособлением К-402 (рис. 59). Для этого закрепляют на колонке стрелку-указатель, а на рулевом колесе — динамометр и шкалу. Вращая с помощью рукояток динамометра рулевое колесо вправо и влево, замеряют его свободный ход по шкале и усилие на его ободе — по шкале динамометра. Нормальный свободный ход рулевого колеса трактора ЮМЗ-6 — 15—20°, а проворачиваться оно должно от усилия 15—22 Н. Если они не соответствуют указанным значениям, рулевое колесо регулируют.
Регулировку начинают с зазоров рулевых тяг путем затягивания пробок шарниров до отказа и отпускания их на 2 оборота в поперечной тяге и на 1/3 оборота — в продольной. Затем регулируют зазор в подшипниках вала червяка, для чего отсоединяют продольную тягу от сошки, поворачивают рулевое колесо так, чтобы ролик вышел из зацепления с червяком, снимают крышку корпуса и изменением толщины прокладок под ней добиваются необходимого зазора в подшипниках. При нормальном зазоре червяк вращается от усилия 3—8 Н, приложенного к ободу рулевого колеса. После этого вводят ролик в зацепление с червяком и устанавливают его в среднее положение. Это положение определяют по числу оборотов рулевого колеса. Оно должно быть одинаковым влево и вправо до выхода ролика из зацепления.
Рис. 60. Измерение осевого зазора поддерживающего ролика трактора ДТ-75М приспособлением КИ-4850:
1 — электромагнит, 2 — стойка, 3 — штатив, 4 — защитный колпак поддерживающего ролика, 5 — шток, 6 — индикатор
В таком положении покачивают нижний конец сошки. Его перемещение не должно быть более 0,15 мм. При большем перемещении сошки регулируют зазор в зацеплении червяка с роликом винтом при снятом рулевом механизме.
По окончании регулировки соединяют продольную тягу с сошкой, проверив перед этим, чтобы ролик входил в зацепление с червяком в среднем положении, а передние колеса располагались прямолинейно.
Зазор в подшипниках направляющих колес тракторов ЮМЗ-6, ДТ-75 и его модификаций, подшипниках поддерживающих роликов и каретках трактора ДТ-75 проверяют с помощью приспособления КИ-4850 (рис. 60). Осевой зазор направляющего колеса и опорных катков трактора ДТ-75М допускается не более 0,6 мм, а поддерживающего ролика — 0,4 мм.
Осевой зазор у опорных катков и роликов уменьшают путем удаления прокладок из-под корпуса уплотнения. Требуемый зазор в подшипниках направляющего колеса устанавливают регулировочной гайкой. Ее заворачивают до тех пор, пока колесо не начнет вращаться туго, а затем отпускают на Д — 1 /5 оборота. В таком же порядке регулируют и зазор в подшипниках направляющих колес колесных тракторов.
Рис. 61. Проверка сходимости передних колес машин:
а — линейка, б — установка линейки; 1 — подвижная труба, 2 — винт, 3 — шкала, 4 — наружная труба, 5 — промежуточная труба, 6 — фиксатор, 7— удлинитель, 8 — контактный наконечник, 9 — цепочка, 10— пружина, 11 — стрелка; I — места замера сходимости колес; II — замер сходимости колес; А — расстояние между задней частью колес, Б — расстояние между передней частью колес
Перед проверкой зазора в подшипниках направляющих колес гусеничного трактора разъединяют гусеничное полотно и снимают его с колеса, а у колесных тракторов приподнимают домкратом переднюю ось, так чтобы колесо свободно вращалось. С помощью подкладок освобождают от нагрузок каретки, у которых проверяют и регулируют зазор.
У экскаваторов ЭО-2621 и ЭО-3322Д регулируют сходимость передних колес, для этого вывешивают передний мост и, изменяя длину поперечной тяги, добиваются, чтобы разность между передней и задней частью колес А—Б (рис. 61) была 8—12 мм. Указанное расстояние замеряют приспособлениями КИ-650 или КИ-13927.
Правильность действия тормозов хода трактора ЮМЗ-6 проверяют по полному ходу педалей. Он должен быть не более 80 мм. При большем ходе педали тормоза регулируют изменением длины тяг тормозных педалей.
У экскаваторов ЭО-3322Д пневматический привод тормозов, поэтому перед их регулировкой обслуживают привод. Проверяют натяжение ремней привода компрессора по их прогибу. При усилии 40 Н прогиб ремней должен быть 8—14 мм. Натяжение при необходимости производят перемещением компрессора. Давление воздуха в системе регулируют, изменяя силу сжатия пружины регулятора, если оно не находится в пределах 0,7— 0,75 МПа. Нормальное давление открытия предохранительного клапана пневмосистемы 0,94—1 МПа. Его регулируют регулировочным винтом, предварительно заглушив трубопровод, по которому подводится воздух к регулятору давления.
Тормоза хода экскаватора ЭО-3322Д регулируют в таком порядке. Заклинивают одно колесо, установив подкладки перед и за ним.
Приподнимают домкратом второе колесо, чтобы оно не касалось грунта, подкладывают под мост подкладки, убирают домкрат и, убедившись в устойчивости машины, проворачивают гаечным ключом ось (рис. 62) червяка до тех пор, пока колесо не перестанет свободно поворачиваться. После этого проворачивают ось в обратном направлении до установления зазора 0,3—0,8 мм между накладками и тормозным барабаном.
Зазор проверяют через специальные лючки или по ходу штока тормозной камеры. Указанному выше зазору соответствует ход штока 20—30 мм. Он не должен отличаться более чем на 5 мм у разных камер экскаватора. Если ход штока увеличится до 40 мм при давлении в пневмосистеме не ниже 0,6 МПа, тормоза требуется регулировать.
У экскаватора ЭО-4124 тормоза хода регулируют так же, как и его тормоз поворота.
Перед тем как проверить натяжение гусеничных лент, оценивают их состояние путем измерения десяти звеньев верхней их ветви, используя для этого приспособление КИ-13927 или рулетку. Замер производят при хорошо натянутой верхней ветви ленты, для чего перемещают машину назад до полного натяжения ленты и затормаживают машину.
Если длина десяти звеньев гусеничной ленты тракторов Т-100МЗ и Т-130М достигла 2060 мм, а трактора ДТ-75 и его модификаций — 1770 мм и разность длин обеих лент более 10 мм, ленты требуется поменять местами. В случае если длина десяти звеньев превышает указанные выше значения и меньше предельных, а пальцы не менялись, следует заменить пальцы и поменять местами ведущие колеса, так чтобы они работали неизношенной стороной. Предельная длина десяти звеньев для тракторов Т-100МЗ и Т-130М — 2110 мм, а трактора ДТ-75 и его модификаций— 1900 мм. При достижении ее гусеничные ленты заменяют.
Рис. 62. Регулирование тормозов экскаватора ЭО-3322Д:
1 — пластина фиксатора, 2 — пружина, 3 — пробка, 4 — шарик, 5 — червяк, 6 — корпус регулировочного рычага, 7 — ось червяка, 8 — червячная шестерня
Рис. 63. Проверка и натяжение гусеничной ленты трактора ДТ-75М:
а — проверка натяжения, б— натяжение; 1 — ключ, 2 — натяжной винт, 3 — регулировочная гайка
Правильность натяжения гусеничных лент проверяют по ее прогибу устройством КИ-13903 или КИ-13927, а при их отсутствии — рейкой и масштабной линейкой. Перед проверкой натяжения лент необходимо выехать на ровную площадку и проехать на машине вперед, чтобы хорошо натянулась нижняя ветвь ленты. У трактора ДТ-75 и его модификаций прогиб ленты измеряют между поддерживающими роликами (рис. 63, а). Нормальным считается натяжение при прогибе ленты 40—50 мм. Если он превысит 70 мм, ленту натягивают вращением регулировочной гайки (рис. 63, б).
Перед натяжением лент очищают натяжной винт, смазывают его пластичной смазкой и ослабляют контргайку. Если для нормального натяжения ленты не хватает резьбы натяжного болта, удаляют из каждой ленты по одному звену. После регулировки натяжения ленты затягивают контргайку.
Натяжение гусеничных лент тракторов Т-100МЗ и Т-130М проверяют по их провисанию между ведущим колесом и задним поддерживающим роликом. Нормальное провисание ленты 7— 15 мм. Если оно превысит 30 мм, натягивают ленту гидравлическим натяжным устройством путем нагнетания в его цилиндр пластичной смазки рычажно-плунжерным шприцем через пресс- масленку.
У экскаваторов ЭО-4124 гусеничные ленты натягивают в том случае, если между выступами звеньев и вилкой передней части рамы зазор уменьшился до 30 мм. Натяжение осуществляют с помощью гидравлического устройства так же, как и у тракторов. Нормальный зазор между нижней частью выступа звена и вилкой 50—60 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и управления машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы