Рост производительности труда в сельскохозяйственном производстве, неразрывно связанный с ростом скоростей и энергонасыщенности перспективных тракторов, требует дальнейшего совершенствования их эксплуатационных качеств. В этой связи можно предполагать все большее применение на тракторах бесступенчатых трансмиссий — гидромеханических и гидрообъемных, обладающих высокой степенью автоматизации работы и хорошими защитными свойствами, обеспечивающими высокую степень загрузки двигателя и его экономичность. Особенно перспективны данные трансмиссии на тракторах промышленного назначения, работающих в более тяжелых эксплуатационных условиях.
Вместе с тем имеются еще большие резервы для совершенствования конструкций механических коробок передач, которые будут широко применяться и в будущем.
Можно проследить две основные тенденции конструктивного совершенствования механических коробок передач. Первая — увеличение надежности и повышение долговечности коробок передач, выполняемых по обычным кинематическим схемам шестеренных коробок в пределах, обусловленных гарантийным сроком. Вторая — использование новых кинематических схем коробок передач, которые при высокой надежности и долговечности позволят значительно повысить эксплуатационные качества трактора и его производительность, обеспечат переключение передач без остановки трактора, облегчат разгон тракторного агрегата, работающего на повышенных скоростях, расширят диапазон необходимых скоростей.
Повышение износостойкости и долговечности шестеренных зацеплений коробок передач достигается за счет применения более совершенных видов коррекций зубьев шестерен и уменьшения перекосов в их зацеплении, совершенствования технологического процесса изготовления шестерен и валов (особенно шлицевых) и применения новых сортов стали, более удобных в механической и химико-термической обработке. Этой же цели отвечают работы по повышению общей жесткости картеров коробок передач, точности центрирования ее валов, надежности ее подшипниковых узлов. В этой связи характерно повышение твердости посадочных поверхностей и установка более плотных посадок. Наблюдается тенденция более широкого применения шестерен постоянного зацепления, не имеющих торцового износа, в тяжело нагруженных коробках передач мощных тракторов. В них вместо обычных зубчатых муфт переключения передач все чаще используют штифтовые блокировочные муфты, более простые и ремонтоспособные.
Большое влияние на надежность и долговечность работы коробок передач имеет совершенство конструкции ее механизма управления.
Предпочтение имеют конструкции, в которых управляющие вилки штампуются заодно с управляющими ползунами. Перспективно использование синхронизаторов на основных рабочих и транспортных передачах.
Очень существенное влияние на долговечность работы коробок передач оказывает улучшение герметизации ее картера и повышение надежности смазки ее деталей. Это достигается постановкой более совершенных сальников, уплотнительных прокладок, защитных эластичных маслостойких чехлов и маслоотражательных устройств, облегчающих работу сальниковых уплотнений. Для лучшей смазки наиболее напряженных подшипниковых узлов и шестеренных зацеплений характерно применение специальных маслосборных лотков, сверлений в осях и валах или установка специальных трубок.
В некоторых случаях целесообразна смазка под давлением от отдельного масляного насоса.
Коробки с переключением передач на ходу могут выполняться по различным кинематическим схемам, в которых или все передачи переключаются без остановки трактора, или только передачи в заданной диапазонной группе, а сами диапазоны переключаются как в обычных коробках передач. Кроме этого, коробки передач могут быть без разрыва мощностного потока (в момент переключения передачи) и с его кратковременным разрывом. При применении первых характерно снижение динамических нагрузок в трансмиссии примерно в 1,5 раза. Коробки передач с кратковременным разрывом мощностью потока имеют преимущество только при использовании на транспортных, повышенных скоростях и быстром разгоне тракторного агрегата.
В подобных коробках передач широкое применение находят планетарные ряды, многодисковые блокировочные муфты с гидравлическим нажатием и обгонные муфты (автологи). Блокировочные муфты, работающие в масле, имеют, как правило, металлокерамические трущиеся поверхности. Коэффициент запаса подобных муфт примерно такой же, как в муфтах сцепления.
В связи с тем, что в сельском хозяйстве трактор одной марки часто должен работать в диапазоне пониженных скоростей, в пределах 0,01—3,6 км/ч, нужны ходоуменьшители, обеспечивающие необходимый диапазон скоростей. Все чаще начинают применять бесступенчатые ходоуменьшители, преимущественно гидрообъемного типа для регулирования «ползучих» скоростей (до 1,0 км/ч).
Перспективным также является комбинирование ступенчатого и бесступенчатого ходоуменьшителя, позволяющее создать более широкий диапазон пониженных скоростей, недоступный для каждого типа в отдельности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тенденции развития конструкций механических коробок передач тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы