С момента появления первых двигателей внутреннего сгорания и до настоящего времени основными видами топлива для автотранспорта остаются продукты переработки нефти — бензины и дизельные топлива. Эти топлива представляют собой смеси углеводородов и присадок, предназначенных для улучшения их эксплуатационных свойств. В состав бензинов входят углеводороды, выкипающие при температуре от 35 до 200 °С, а в состав дизельных топлив — углеводороды, выкипающие в пределах 180—360 °С.
Бензины в силу своих физико-химических свойств применяются в двигателях с принудительным зажиганием (от искры). Более тяжелые дизельные топлива вследствие лучшей самовоспламеняемости применяются в двигателях с воспламенением от сжатия, т. е. в дизелях.
Производство топлив включает следующий комплекс основных технологических процессов переработки нефти и нефтепродуктов.
Первичная перегонка нефти производится в атмосферных или атмосферно-вакуумных ректификационных колоннах с целью разделения нефти на фракции. Бензиновая фракция, выкипающая в пределах 95—180 °С, используется как компонент товарного бензина для автомобилей и как сырье для получения высокооктановых компонентов бензина.
Дизельная фракция, выкипающая в пределах 180—360 °С, используется в качестве товарного топлива для быстроходных дизелей, а также как сырье для других процессов переработки нефтепродуктов. Кроме названных фракций вырабатываются также углеводородные газы, керосиновые фракции. Остаточными продуктами являются: при атмосферной перегонке нефти — мазут, выкипающий при температуре выше 350 °С, и при атмосферно-вакуумной перегонке — вакуумные дистилляты, выкипающие в пределах 350—500 °С, и гудрон, выкипающий при температуре выше 500 °С.
Крекинг-процессы предназначены для получения дополнительных количеств светлых нефтепродуктов термическим разложением остатков перегонки нефти. К их числу относятся термический, каталитический и гидрокрекинг. При термическом крекинге тяжелые углеводороды, входящие в состав остаточных продуктов перегонки нефти (в основном, мазута и гудрона), при нагреве до температур 350—550 °С и выше расщепляются на более легкие углеводороды с образованием бензиновых, керосиновых и дизельных фракций. Для тогшив термического крекинга характерна низкая химическая стабильность, которую улучшают путем введения в топлива специальных антиокислительных добавок.
При каталитическом крекинге используется катализатор, позволяющий изменять химический состав сырья в желаемом направлении. Сырьем являются вакуумные дистилляты, а также дизельные фракции других процессов переработки нефтепродуктов. Бензиновые фракции, получаемые при этом процессе, применяют в качестве компонента автомобильного бензина, их выход составляет 40—45 %. При гидрокрекинге разложение тяжелого сырья происходит в присутствии водорода.
Важное место в нефтеперерабатывающей отрасли занимает каталитический риформинг — процесс получения высокооктанового компонента автомобильных бензинов в результате каталитических превращений низкооктановых бензиновых фракций, вырабатываемых при прямой перегонке и крекинге. Основная продукция этого процесса т-катализат, используемый в качестве высокооктанового компонента автомобильного бензина. Его выход составляет до 85 %.
Существуют и другие процессы получения высокооктановых компонентов бензина (алкилирование, изомеризация).
Полученные при различных процессах топливные компоненты не используются в качестве готовой товарной продукции. Завершающим этапом приготовления товарных топлив является компаундирование (смешение) различных компонентов и введение присадок, улучшающих те или иные свойства топлив.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Топлива"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы