Основным источником электроэнергии на тракторах являются генераторы постоянного и переменного тока напряжением в, мощностью от 180 до 1000 вт.
Генераторы, установленные на тракторах, приводятся во вращение от тракторного двигателя посредством ременной или шестеренной передачи и предназначены для питания электроэнергией всех потребителей, а также для зарядки аккумуляторной батареи. Генераторы рассчитываются так, что они включаются в работу при средних и больших оборотах тракторного двигателя.
Вследствие переменной скорости привода генератора включение генератора в сеть и выключение из нее, а также поддержание в определенных пределах вырабатываемого им напряжения, производятся автоматически специальной аппаратурой.
Генераторы постоянного тока. Конструкция генератора постоянного тока представлена на рис. 63. Корпус генератора и полюсные конец обмотки возбуждения соединен с отрицательной щеткой и через нее с массой машины, а другой с изолированным от массы болтом.
Этот болт, соединенный с одним концом якоря, служит для присоединения проводников регулирующей аппаратуры, которая скомплектована в одной коробке и носит название реле-регулятор.
Якорь генератора состоит из вала, сердечника, собранного из изолированных между собой листов электротехнической стали, обмотки, выполненной из изолированного провода, и коллектора, набранного из медных пластин, изолированных как между собой, так и от массы машины.
Пластины сердечника якоря напрессованы на накатку вала для прочного соединения их сердечники изготовлены из низкоуглеродистой стали, обладающей остаточной магнитной индукцией для самовозбуждения генератора и позволяющей в широких пределах изменять магнитный поток при регулировании напряжения генератора.
Рис. 1. Генератор постоянного тока
На полюсные сердечники установлены катушки возбуждения, из медных изолированных проводов, обмотанных лентой и пропитанных изоляционным лаком. Катушки вместе с сердечниками притянуты к корпусу генераторов винтами. Тракторные генераторы имеют одну или две пары полюсов и в зависимости от этого соединяются либо последовательно (у генераторов с одной парой полюсов), либо параллельно по две катушки в каждой ветви.
Тракторные генераторы имеют параллельное возбуждение, которое дает возможность довольно точно регулировать напряжение при широком изменении скорости вращения путем изменения тока возбуждения. Поэтому один с валом. Изоляцией пластин сердечника друг от друга служит слой окалины, образующийся во время прокатки, а в некоторых машинах их покрывают тонким слоем лака. Это необходимо для уменьшения потерь от вихревых токов Фуко, протекающих поперек магнитопровода при неравномерной индукции и неоднородности материала сердечника.
Обмотка якоря выполняется в виде отдельных секций, уложенных в пазы сердечника, концы которой припаиваются к коллекторным пластинам. Как обмотка, так и коллекторные пластины, тщательно изолированы от массы машин.
Вращение якоря генератора осуществляется посредством клиноременной передачи от шкива.
Якорь с обеих сторон имеет шарикоподшипники, находящиеся в крышках генератора, которые стягиваются болтами.
При вращении якоря в магнитном поле машины, создаваемом катушкой возбуждения, в обмотке якоря индуктируется переменная э. д. с., ток которой передается на коллектор, служащий для выпрямления переменного тока в постоянный. Посредством положительной и отрицательной щеток, находящихся в щеткодержателях, осуществляется контакт между вращающимся якорем и неподвижными выводными клеммами машины.
Для контроля за работой коллектора и смены при необходимости щеток в корпусе машины имеются окна, закрываемые защитной лентой, стягиваемой болтом. Вентиляция машины осуществляется посредством вентиляционных ребер шкива, прогоняющих воздух через отверстия, имеющиеся в крышках генератора.
Рис. 2. Схема генератора Г-46 переменного тока
Для смазки подшипников в крышках машины имеются масленки. Защитой от проникновения пыли в подшипники и от вытекания из них масла служат сальники, отражательные шайбы и защитный колпачок.
Генераторы переменного тока. В тракторах, не имеющих электрического пуска, например у ДТ-54, в качестве источника электроэнергии применяются генераторы переменного тока с постоянными магнитами. Схема такого генератора типа Г-46 представлена на рис. 2. В пазах статора генератора имеются неподвижные катушки.
Ротор генератора состоит из звездообразного шестиполюсного постоянного магнита, изготовленного из никельалюминиевого сплава, прочно соединенного с валом генератора.
При вращении ротора магнитное поле его пересекает катушки статора и индуктирует в них переменную э. д. с.
Одним из важных достоинств этого генератора является отсутствие скользящих контактов между ротором и статором, простота конструкции и надежность в работе.
Такой генератор обслуживает в основном осветительную сеть трактора и работает без регулятора напряжения, и, несмотря на то что ротор генератора вращается с переменной скоростью, яркость света ламп почти не изменяется. Это объясняется тем, что с увеличением скорости вращения ротора при постоянной включенной нагрузке одновременно увеличивается и индуктивное сопротивление обмоток генератора. Поэтому полное сопротивление цепи генератора с нагрузкой остается практически постоянным, и на зажимах ламп напряжение почти не изменяется. Но для того чтобы сопротивление нагрузки не изменялось от изменения количества включенных ламп, статор генератора имеет несколько самостоятельных цепей, каждая из которых обслуживает постоянную нагрузку. Так, например, генератор Г-46 имеет шесть независимых цепей, каждая из которых обслуживает свою фару, и поэтому включение любой другой фары не оказывает влияния на сопротивление включенной цепи. Такой способ регулирования напряжения генераторов называется параметрическим.
Помимо генераторов переменного тока с постоянными магнитами, на тракторах применяют генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением. Эти генераторы работают комплектно с выпрямителями и отдают в сеть постоянный ток, но одновременно потребляют из сети постоянный ток для питания цепи возбуждения генератора.
Такие генераторы работают комплектно с регуляторами напряжения (тракторы К-700; Т-4 и Т-130).
На тракторе К-700 устанавливают генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением типа Г-285 мощностью 1000 вт. Статор этого генератора состоит из набранного из штампованных стальных пластин пакета, в пазы которого уложена обмотка.
Электромагнитная система ротора выполнена в виде «клювов», укрепленных на валу, в середине которых уложена обмотка возбуждения.
Питание обмотки возбуждения постоянным током осуществляется от общей сети трактора через контактные кольца и щетки, находящиеся в щеткодержателях. Снимается переменная э. д. с. с клемм, находящихся на статоре, и подается на выпрямитель. Вентиляция генератора осуществляется вентилятором, укрепленным на шкиве генератора.
Ниже указаны модели генераторов, установленных на отечественных тракторах.
Все три прибора в реле-регуляторе представляют собой электромагниты, включающие и выключающие соответствующие контакты. Их назначение и работа состоит в следующем.
Для безотказной работы тракторных генераторов необходимо соблюдать правила эксплуатации, которые состоят прежде всего в периодическом осмотре и обслуживании генератора.
Рис. 3. Генератор Г-285 переменного тока
Ежедневно необходимо осматривать генератор и очищать его от пыли и грязи. Через 200—240 моточасов работы трактора необходимо проверить натяжение ремня привода генератора. Необходимо систематически проверять надежность крепления болтов и гаек генератора.
При наличии масленок на крышках генератора в них добавляют 8—10 капель масла, применяемого в двигателе. Для проверки состояния коллектора и щеток снимается защитная лента. В генераторах переменного тока проверяется состояние щеток и поверхности колец.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тракторные генераторы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы