Обустройство дорожной среды. Обустройство дорог влияет на дорожное поведение тех участников движения, которые больше всех «пользуются» дорогой в определенный период времени, т. е. на водителей. Важное значение имеют при этом условия безопасности и обстоятельства, ведущие к ДТП на территории, занимаемой улично-дорожной сетью. Они оцениваются воздействием на каждого, а не только на определенную группу участников дорожного движения. Даже с учетом только этого принципа можно считать более полезным стремление согласовать общее поведение участников движения, оптимизируя внешние условия, чем воздействовать на отдельных участников. Причем в случае обеспечения эффективности воздействия речь может идти даже о малых выборках из генеральной совокупности.
Водительское поведение, помимо прочего, характеризуется еще и тем, что оно явно зависит и от временных параметров, особенно когда частота изменений условий в единицу времени является экстремально большой. Отсюда вытекает весьма специфический вариант очень общего признака поведения: кратковременность целевой ориентации. Водитель за короткие промежутки времени учитывает довольно большое количество сменяющих друг друга локальных целей. Эта форма целевой ориентации связана (как и при любом целевом поведении) с определенным предвидением и желаниями. Так, например, действия на повороте базируются на конкретных субъективных оценках дальнейшего движения по кривой. Это прогнозирование тем более конкретно и тем более предваряет действия, чем больше опыта у водителя. Такие субъективные опережающие оценки могут оказывать на водительское поведение благоприятное или неблагоприятное воздействие: благоприятное, если субъективный прогноз совпадает с объективно предопределенными условиями, т. е. если имеется точная опережающая оценка, и тогда водительские действия будут адекватны предстоящей обстановке; неблагоприятное, если имеется существенное для безопасности и производительности расхождение между субъективной опережающей оценкой и объективным значением параметра — ошибка в прогнозе.
При этом водительский опыт может играть существенную роль. Новичок, в общем, незнаком даже с малым количеством сложных обстановок и вследствие субъективной новизны большинства из них (с которыми встречается) практически не может предвидеть и дифференцированно оценивать ситуационно зависимые изменения в обстановке. Таким образом его трудности заключаются в отсутствии опыта предвидеть исход локального эпизода.
Причем оба экстремума у неопытных и опытных водителей имеют дополнительное отличие в одном очень важном пункте: совсем новичок имеет завышенное, более опытный водитель — напротив, заниженное чувство опасности.
С психологической точки зрения безопасное обустройство дорог в основном определяется способностью помогать водителю предвидеть развитие дорожных условий, давать ему нужную опережающую информацию. Эта информация должна объективно и просто подсказывать правильные решения или подтверждать их. Например, «крутой поворот» предупреждается дорожным знаком и подтверждается «оптически» (зрительным ориентиром в виде поворачивающих границ дороги впереди). Несомненно, что наличие обоих этих видов информации лучше, чем отсутствие информации вообще. Какой из них следует отдать предпочтение в спорном случае? Этот вопрос требует рассмотрения принципиальных подходов — ведущего и сдерживающего.
Ведущий и сдерживающий принципы. Ведущий принцип стимулирует правильные и соответствующие обстановке действия, а сдерживающий не допускает тех действий, которые не соответствуют данной обстановке.
С помощью сдерживающего принципа учитывается существующее конкретное условие (особенности кривой или препятствия). Соответствующая информация согласуется с объективными условиями независимо от преобладающих субъективных предвидений, а в экстремальном случае вообще не допускает признаков неадаптированного поведения. В этом смысле все виды запрещающих знаков следует относить к сдерживающему принципу.
Ведущий принцип использует информацию, соответствующую типичным для данной обстановки предвидениям, не запрещая определенных действий, а подсказывает о них (рекомендует).
Оба принципа воздействия на поведение при разных внешних условиях хотя и имеют одну цель, но обладают специфическими преимуществами и недостатками. Ведущий принцип улучшает условия восприятия и осознания признаков опасности. Ошибочные представления не подтверждаются заранее на основе реальной информации. Многократно применяя сплошную разделительную линию, ей придают смысл визуальной направляющей и одновременно устраняют нежелательные действия (пересечение). В этой связи можно говорить [87] о разрушении существующего в представлении ложного хорошего действия в пользу правильного. Кроме того, ведущий принцип исключает конфликт между желаемым действием и препятствием для его осуществления в виде объективных условий, а также отрицательное отношение к любого рода запрещениям. Поэтому даже там, где нельзя отказываться от сдерживающего принципа, например при ограничениях скорости или объездах, было бы полезно дополнительно использовать средства ведущего принципа (в приведенном случае — «оптический тормоз (мелькание)» или направляющие указатели объезда).
Пример визуальной направляющей опирается в основном на ведущий принцип. У него есть преимущество и по сравнению со слишком общей информацией предупреждающих знаков (знаки поворота дороги, знаки предупреждения об опасности). Направляющие элементы дороги не запрещают, а подсказывают, в конечном итоге помогая правильному выбору действий, сокращают диапазон возможных различий в субъективном истолковании условий движения. Так, например, соответствующая дорожная разметка и соответствующие направляющие ограждения содержат больше полезной конкретной информации (например, о характере кривой), которую можно использовать не только для прогнозирования, но и для непосредственного управления транспортным средством, чем, скажем, знак поворота дороги.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Транспортная эргономика и психологические принципы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы