Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Транспортная психология

Публикация:
   Транспортная эргономика и психологические принципы

Читать далее:




Транспортная эргономика и психологические принципы

Обустройство дорожной среды. Обустройство дорог влияет на дорожное поведение тех участников движения, которые больше всех «пользуются» дорогой в определенный период времени, т. е. на водителей. Важное значение имеют при этом условия безопасности и обстоятельства, ведущие к ДТП на территории, занимаемой улично-дорожной сетью. Они оцениваются воздействием на каждого, а не только на определенную группу участников дорожного движения. Даже с учетом только этого принципа можно считать более полезным стремление согласовать общее поведение участников движения, оптимизируя внешние условия, чем воздействовать на отдельных участников. Причем в случае обеспечения эффективности воздействия речь может идти даже о малых выборках из генеральной совокупности.

Водительское поведение, помимо прочего, характеризуется еще и тем, что оно явно зависит и от временных параметров, особенно когда частота изменений условий в единицу времени является экстремально большой. Отсюда вытекает весьма специфический вариант очень общего признака поведения: кратковременность целевой ориентации. Водитель за короткие промежутки времени учитывает довольно большое количество сменяющих друг друга локальных целей. Эта форма целевой ориентации связана (как и при любом целевом поведении) с определенным предвидением и желаниями. Так, например, действия на повороте базируются на конкретных субъективных оценках дальнейшего движения по кривой. Это прогнозирование тем более конкретно и тем более предваряет действия, чем больше опыта у водителя. Такие субъективные опережающие оценки могут оказывать на водительское поведение благоприятное или неблагоприятное воздействие: благоприятное, если субъективный прогноз совпадает с объективно предопределенными условиями, т. е. если имеется точная опережающая оценка, и тогда водительские действия будут адекватны предстоящей обстановке; неблагоприятное, если имеется существенное для безопасности и производительности расхождение между субъективной опережающей оценкой и объективным значением параметра — ошибка в прогнозе.

При этом водительский опыт может играть существенную роль. Новичок, в общем, незнаком даже с малым количеством сложных обстановок и вследствие субъективной новизны большинства из них (с которыми встречается) практически не может предвидеть и дифференцированно оценивать ситуационно зависимые изменения в обстановке. Таким образом его трудности заключаются в отсутствии опыта предвидеть исход локального эпизода.

Причем оба экстремума у неопытных и опытных водителей имеют дополнительное отличие в одном очень важном пункте: совсем новичок имеет завышенное, более опытный водитель — напротив, заниженное чувство опасности.

С психологической точки зрения безопасное обустройство дорог в основном определяется способностью помогать водителю предвидеть развитие дорожных условий, давать ему нужную опережающую информацию. Эта информация должна объективно и просто подсказывать правильные решения или подтверждать их. Например, «крутой поворот» предупреждается дорожным знаком и подтверждается «оптически» (зрительным ориентиром в виде поворачивающих границ дороги впереди). Несомненно, что наличие обоих этих видов информации лучше, чем отсутствие информации вообще. Какой из них следует отдать предпочтение в спорном случае? Этот вопрос требует рассмотрения принципиальных подходов — ведущего и сдерживающего.

Ведущий и сдерживающий принципы. Ведущий принцип стимулирует правильные и соответствующие обстановке действия, а сдерживающий не допускает тех действий, которые не соответствуют данной обстановке.

С помощью сдерживающего принципа учитывается существующее конкретное условие (особенности кривой или препятствия). Соответствующая информация согласуется с объективными условиями независимо от преобладающих субъективных предвидений, а в экстремальном случае вообще не допускает признаков неадаптированного поведения. В этом смысле все виды запрещающих знаков следует относить к сдерживающему принципу.

Ведущий принцип использует информацию, соответствующую типичным для данной обстановки предвидениям, не запрещая определенных действий, а подсказывает о них (рекомендует).

Оба принципа воздействия на поведение при разных внешних условиях хотя и имеют одну цель, но обладают специфическими преимуществами и недостатками. Ведущий принцип улучшает условия восприятия и осознания признаков опасности. Ошибочные представления не подтверждаются заранее на основе реальной информации. Многократно применяя сплошную разделительную линию, ей придают смысл визуальной направляющей и одновременно устраняют нежелательные действия (пересечение). В этой связи можно говорить [87] о разрушении существующего в представлении ложного хорошего действия в пользу правильного. Кроме того, ведущий принцип исключает конфликт между желаемым действием и препятствием для его осуществления в виде объективных условий, а также отрицательное отношение к любого рода запрещениям. Поэтому даже там, где нельзя отказываться от сдерживающего принципа, например при ограничениях скорости или объездах, было бы полезно дополнительно использовать средства ведущего принципа (в приведенном случае — «оптический тормоз (мелькание)» или направляющие указатели объезда).

Пример визуальной направляющей опирается в основном на ведущий принцип. У него есть преимущество и по сравнению со слишком общей информацией предупреждающих знаков (знаки поворота дороги, знаки предупреждения об опасности). Направляющие элементы дороги не запрещают, а подсказывают, в конечном итоге помогая правильному выбору действий, сокращают диапазон возможных различий в субъективном истолковании условий движения. Так, например, соответствующая дорожная разметка и соответствующие направляющие ограждения содержат больше полезной конкретной информации (например, о характере кривой), которую можно использовать не только для прогнозирования, но и для непосредственного управления транспортным средством, чем, скажем, знак поворота дороги.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Транспортная психология

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Транспортная эргономика и психологические принципы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства