Один из распространенных видов транспортной преступности подробно был изучен относительно пьющих водителей и пьяных за рулем. Согласно работе лица этой группы являются много- и исключительно многопьющими в быту, а часть из них — алкоголиками. Все они не представляют какого-либо единого типа личности. Совокупность форм проявления неоднократно задержанных в состоянии опьянения водителей может быть подразделена согласно работе на основе анализа 368 наказуемых правонарушений, классифицируемых как пьянство за рулем на 4 группы по типу преступников: пьющие за компанию; начинающие пьяницы с преступной наклонностью; прогрессирующие пьяницы с преступной наклонностью; закоренелые алкоголики.
Были проведены исследования по вопросу о том, имеются ли вообще и каковы различия между психологически определяемыми функциональными и личностными 36 показателями в трезвом состоянии у 142 замеченных в пьянстве водителей по сравнению с контрольной группой из 144 водителей, не замеченных в пьянстве. В результате из 36 тестируемых показателей по 21 четко выявились явные различия. Они проявлялись в зрительной работоспособности, концентрации внимания, скорости реакции и в провалах специальных знаний. Нарушения (различия), выявленные по целому ряду личностных характеристик, регистрировались с по-мошью теста с 16 трудными случаями, среди которых было несколько проявлений явной предрасположенности к ДТП.
Даже если каждая 300-я поездка в состоянии опьянения водителя (концентрация алкоголя в крови более 0 5 г/л) в ФРГ будет зарегистрирована, то согласно данным работы [418) нужно рассчитывать на возможность рецидива по крайней мере для 20—25% водителей (по сравнению с величиной выделяющегося в дорожном движении поведения в 5% для среднего водителя транспортного средства), а согласно данным работы — даже до 35%. По данным работы соответствующие значения для различных групп западногерманских и иностранных пьяных за рулем (преступников) в ФРГ колеблются от 14 до 72%. Причем эта величина зависит от полноты регистрации проявлений выделяющегося поведения водителей, находящихся в состоянии опьянения, от длительности периода наблюдений и от конкретной выборки (например, преступники, совершившие первое или очередное преступление). Согласно данным работы в ФРГ пьяные за рулем (рецидивисты) отличаются от совершивших одно дорожное преступление возрастом, тяжестью последствий, предрасположенностью к риску, регулярностью выпивки и личностными характеристиками.
Задержанные в состоянии опьянения водители в США согласно данным работы часто садятся за руль после того, как они выпили пива и некоторое количество «крепкого» алкогольного напитка одновременно. Они также характеризуются тем, что при одной или нескольких судимостях за дорожные преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения за рулем, они имеют на своем счету также одно или несколько правонарушений в трезвом состоянии. Эта группа относится к среднему возрасту, имеет низкий социально-экономический статус, низкий уровень образования, расторгнутый брак и характеризуется большим количеством выпиваемого (часто в маленьких ресторанчиках). Специфическими для них конфликтными обстоятельствами являются поездки в ночное время (особенно по пятницам и субботам) после посещения различных злачных мест. Наиболее частыми признаками ДТП для них являются следующие: наезд на неподвижное препятствие, съезд с проезжей части, наезд на другое транспортное средство на перекрестке, повреждения передней части собственного транспортного средства.
Со времени установления взаимосвязи между общей преступностью и выделяющимся в дорожном движении отрицательным поведением, а также после исследований было установлено, что по мере увеличения индивидуальной склонности к совершению общих уголовных преступлений растет число транспортных правонарушений со случаями травматизма и смертельным исходом. Растет количество ДТП при выполнении «левых» поездок, число попыток водителей транспортных средств уклониться от ответственности, скрыться с места происшествия, число нарушений закона о получении водительских прав. Выделяющиеся своим поведением в дорожном движении водители, задержанные в состоянии алкогольного опьянения, и пытающиеся скрыться с места происшествия водители-преступники отличаются также более частым совершением общих социальных правонарушений. Преступники, имеющие на своем счету разнообразные уголовные правонарушения, более часто выделяются в дорожном движении, чем прочие преступники. По аналогии с упомянутой гипотезой для объяснения взаимосвязи между биографическими данными и надежностью дорожного поведения автор работы видит взаимосвязь между общей преступностью и транспортной преступностью в том, что неадаптированное в обоих этих областях поведение имеет одну и ту же характерологическую основу.
Обобщение
Вопрос о том, должен ли производиться отсев кандидатов в водители и водителей, нельзя перекладывать на плечи некоей эмпирической науки, его должно решать общество. При соответствующем положительном решении непременно возникает вопрос о возможностях оптимизации критериев оценки водительского соответствия. Правильность и объективность психологического обследования должны оцениваться тем, будет ли число ошибающихся водителей и конфликтных обстоятельств при психологическом отсеве меньше, чем без него.
В настоящее время еще нет единого критерия водительского соответствия. Отсев кандидатов в значительной мере сводится к исключению по медицинской непригодности. В транспортной психологии есть понятие личной предрасположенности водителей к ДТП, которая является апостериорно-вероятностной на основе статистических данных об увеличении числа попаданий его в ДТП за определенное время. Выводимое отсюда понятие «попадающий в ДТП» неубедительно, так как водители, имеющие в один период наблюдений много ДТП, в абсолютном большинстве в следующий период наблюдений достоверно не будут иметь столько же ДТП.
С другой стороны, есть понятие психологической предрасположенности к конфликтам как индивидуальная пониженная безопасность, не исключающая попадания в ДТП. Отсюда делается вывод о положительном значении водительского соответствия, в основу которого положена способность к адаптации в дорожном движении, включающая два первичных критерия — скорость достижения цели (транспортной производительности) и безопасность движения.
Оценка водительского соответствия определяется местом индивидуума по отношению к статистической норме. Предполагается, что наряду с общей эффективностью показателей можно применить и дифференцированную оценку личностных характеристик. Полученные эмпирическим путем результаты свидетельствуют главным образом о том, что эти методы действительно пригодны для транспортно-психологической оценки водительского соответствия. Наиболее показательны признаки зрительной способности, концентрация внимания, скорость реакции выбора, определенные опознавательные способности и личностные характеристики, а также систематизированные группы признаков водительского поведения, но уже в контрольных ездках. Ввиду хотя и относительно объективного, но почти не имеющего индивидуально-специфического оттенка такого метода, как анализ биографических данных, а также почти субъективного по своей сути метода анкетного опроса, их данные могут приниматься во внимание и заслуживают положительной оценки.
Возраст и опыт имеют прямую связь с надежностью дорожного поведения. Для специальной проверки эффективности этих двух параметров необходимы серьезные методические разработки, правда, необязательные для решения практических вопросов в области оценки водительского соответствия. Анализ результатов специальных проверок эффективности этой связи подтвердил, что юный возраст является сравнительно более серьезным фактором в отношении водительского несоответствия по критерию адаптивности, чем небольшой водительский стаж. С другой стороны, между возрастом и аварийностью, помимо группы водителей моложе 25 лет, имеется связь также в группе водителей старше 60 лет, несмотря на совершенно разные причины свершившихся и возможных ДТП.
Неоднократно подтверждена связь между числом общих преступлений и числом выделяющихся в дорожном движении недопустимых поступков, чреватых или , окончившихся дорожными происшествиями. При этом выделяются как лица с общей склонностью к совершению преступлений, которые имеют относительно высо-кую неприспособленность к дорожному движению, так и лица с резко отрицательным выделяющимся в дорожном движении поведением, которое довольно часто проявляется и в социальной сфере. Водители в состоянии алкогольного опьянения олицетворяют собой потенциальных транспортных преступников и здоровое общество должно бескомпромиссно лишать их водительских прав навсегда.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Транспортная преступность"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы