Для современных автомобилей характерна периодическая работа их наиболее нагруженных деталей в условиях граничной смазки. Эти условия особенно проявляются при работе автомобилей в тяжелых эксплуатационных условиях.
Исключить граничную смазку конструктивными мероприятиями трудно, и этот путь не всегда технически и экономически оправдан. Поэтому для снижения трения, и износа деталей, предотвращения задиров и т. д. используют различные виды твердых смазочных материалов (покрытий). Наибольшее применение для автомобилей находят твердые смазочные материалы на основе дисульфида молибдена M0S2, графита, солей олова, кадмия, свинца, а также полимерные материалы — политетрафторэтилен и т. д.
Применение твердых смазочных покрытий существенно повышает эффективность действия традиционных смазочных материалов (масел и смазок). При этом увеличивается ресурс узлов трения, снижается вероятность задира высоконагруженных деталей в условиях масляного голодания.
Высокие антифрикционные свойства твердых смазочных материалов на основе M0S2 обусловлены тем, что трущиеся пары, покрытые прочной и надежной пленкой дисульфида молибдена, изолируются друг от друга, как при жидкой смазке. Эти пленки прочно сцепляются с деталями, устойчивы к контактным нагрузкам, имеют большие сопротивления разрыву и легко поддаются деформации. Твердые смазочные покрытия на основе M0S2 выдерживают нагрузки до 30 МПа, их коэффициент трения уменьшается с повышением нагрузки и температуры. Пленки обладают высокой термической и химической стабильностью, они сочетаются со всеми видами смазок и нетоксичны.
Твердые смазочные покрытия на основе MoS2 наносят на детали механизма газораспределения (распределительный вал, рычаги), крестовины и шлицевые соединения карданов, шарниры рулевого механизма, различные шестерни, валы коробок передач и т. д. В настоящее время практикуют нанесение таких покрытий на юбки поршней. При этом достигается существенное повышение ресурса этих узлов (до 30—50 % и выше) и возрастает надежность их работы. Для подпитки этих покрытий рекомендуется дополнительно вводить в масла и смазки присадки на основе MoS2 типа «Моликот А» и др.
Ниже приведены данные по снижению износа (в %) деталей автомобиля при использовании твердых смазочных материалов на основе M0S2 (100 % — без покрытия, обычная смазка) :
Широко известными твердыми смазочными покрытиями являются продукты «Моликот» (ФРГ): Q = 5-7409, 321-R и т. д. Они представляют собой дисперсию M0S2 в органической смоле со специальным растворителем. При нанесении на металлические поверхности образуют сухую пленку, обладающую очень хорошим сцеплением, противозадирными и антифрикционными свойствами, работают в интервале температур от —70 до + 380 °С. Покрытия выдерживают высокие нагрузки, имеют длительный срок службы, отличаются хорошей коррозионной стойкостью. Рекомендуемая толщина пленки 5—15 мкм, более толстый слой подвержен растрескиванию и скалыванию при высоких нагрузках. Указанные продукты дают высокие результаты при покрытии кулачков распределительных валов, вкладышей, рессор, диафрагм сцепления, стержней клапанов, деталей дифференциала и т. д.
В последние годы все более широкое применение находят твердые смазочные полимерные материалы, и в частности на основе политетрафторэтилена, или тефлона. Эти покрытия рекомендуются для всех типов двигателей.
Политетрафторэтилен (например, Slick-50 фирмы Petrolon, США) обычно добавляют в горячее свежее масло работающего двигателя в соотношении 1:5. При этом образуется суспензия, которая за пробег примерно 5000 км обволакивает все детали двигателя, проникает в микронеровности и образует прочно сцепляющееся полимерное покрытие. Полимерные продукты не являются присадкой к маслам и не изменяют их функциональных свойств, они только влияют на состояние и свойства металлических поверхностей трущихся пар. Обычно толщина пленочного покрытия 1—2 мкм. Одноразовой обработки двигателя хватает на весь срок его службы. Пленка не разрушается от воздействия химических агентов, не растворяется в масле и бензине.
Полимерная пленка снижает трение (до 10%), понижает температуру деталей и масла. Пленка оказывает уплотняющее действие, что в совокупности обеспечивает повышение мощности и снижение расхода топлива (на 5—7 %). Она способствует снижению износа деталей (на 15—20 %).
Кроме твердосмазочных покрытий в последние годы начали появляться автопрепараты, обеспечивающие восстановление изношенных трущихся поверхностей, например «Metal-5» (Франция). Этот автопрепарат представляет собой дисперсию микрочастиц цинка, меди, серебра в масле. Его заливают в двигатель, и микрочастицы металлов высаживаются на местах максимального трения сопряженных пар (стенки цилиндров, вкладыши подшипников и т. д.). В результате такой металлизации трущихся поверхностей улучшается герметичность цилиндров, повышается компрессия и мощность, снижается расход топлива и масла. В нашей стране развернуты работы по созданию аналогичных смазочных материалов (автопрепаратов к моторным маслам) на основе ультрадисперсных порошков меди и других материалов, обеспечивающих повышение показателей изношенных двигателей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Твердые смазочные материалы (покрытия)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы