Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Организация машинно-тракторного парка

Публикация:
   Уборка зерновых культур с помощью трактора

Читать далее:




Уборка зерновых культур с помощью трактора

Особенности технологического процесса. Уборка зерна — решающий производственный процесс, требующий высокого уровня организации с учетом особенностей его технологии.

Малые размеры и высокая сыпучесть зерна обусловливают возможность больших потерь.

Приведенные данные свидетельствует об огромных резервах снижения потерь.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Поскольку уборка производится путем среза верхней части хлебной массы, необходимо учитывать физико-механические и технологические свойства. При уборке имеет значение не только общий вес хлебной массы (колеблется от 8 до 100 ц/га), но и соотношение между весом соломистых продуктов и зерна, которое изменяется от 0,8 до 2,5. Одно из перспективных направлений селекции состоит в выведении полукарликовых и карликовых сортов, у которых указанное соотношение достигает 0,6—0,7, что способствует повышению производительности уборочных машин.

При уборке приходится считаться с качеством хлебостоя, которое оценивается тремя основными показателями: высотой, густотой и прочностью стеблей, определяющей склонность к полеганию. Преимущество низкорослых сортов с прочной соломиной — стойкость в отношении полегания.

Однако при раздельной уборке необходима определенная длина стеблей, во-первых, для образования прочного валка, равномерно и непрерывно поступающего при подборке в молотилку и, во-вторых, для образования достаточной высоты стерни, удерживающей валок над поверхностью почвы с определенным просветом для хорошей воздушной подсушки.

В зависимости от вида, сорта, норм высева и метеорологических условий сезона густота хлебостоя колеблется от 100 до 800 стеблей на 1 м2.

Практика показывает, что раздельную уборку с предварительным скашиванием в валки можно вести лишь на хлебостоях густотой не менее 250 стеблей на 1 м2, высотой не менее 60 см.

Значительная доля в весе хлебной массы приходится на влагу. Содержание воды в хлебной массе зависит от фазы развития, а также от метеорологических условий. По мере созревания содержание ее снижается с 60—65 до 8—12%.

Влажность в значительной мере предопределяет технологические свойства хлебной массы: вымолачиваемость зерна, сопротивление на срез стеблей, выделение зерна из хлебного вороха, затраты энергии на перемещение вороха по сепарирующей системе и на измельчение соломы.

Наиболее благоприятные условия для среза и укладки хлебной массы в валки создаются при влажности хлебной массы 35—38%, а для подборки и обмолота— 15—17%. Таким образом, в процессе раздельной уборки из хлебной массы необходимо удалить от 0,4 до 2,5 т воды на каждом убираемом гектаре.

Характерная особенность хлебной массы — высокая гигроскопичность (особенно соломы). Поэтому влажность хлебной массы изменяется не только на протяжении периода созревания, но и на протяжении суток соответственно колебаниям влажности воздуха. Это вызывает необходимость перенастройки механизмов комбайнов и соответственно изменяет на протяжении суток производительность уборочных агрегатов.

Объемный вес убираемой продукции (зерна, соломы, половы) определяет необходимую емкость накопителей (бункеров, копнителей) и кузовов транспортных средств. Объемный вес зерна пшеницы, ржи, проса, риса составляет 0,7—0,8 т/м3, а овса, подсолнечника, ячменя, гречихи — 0,5—0,65 т/м3. Объемный вес половы и соломы зависит от степени уплотнения, а соломы, кроме того, от степени измельчения (табл. 86).

Созревание зерна — сложный биологический процесс, определяющий в конечном счете продовольственную и товарную ценность продукта. В процессе созревания зерно проходит молочную, тестообразную, восковую и полную фазы спелости. При этом происходит изменение окраски, структуры, влажности, абсолютного веса, механических свойств. В фазе полной спелости биологический урожай достигает максимума. При перестое вследствие снижения влажности и биологических потерь происходит постепенное снижение абсолютного веса зерна. В этот период последовательно увеличиваются потери от осыпания и повреждения вредителями. Поэтому срок уборки максимального биологического урожая ограничен 3—4 днями.

При раздельной уборке, начинаемой с восковой спелости, используется биологическое свойство растения пополнять сухое вещество в зерне за счет запасов пластических питательных веществ, накопленных в еще зеленоватых стеблях, некоторое время даже после их среза. Возможные пределы накопления сухого вещества в зерне зависят от вида, сорта, погодных условий в период дозревания в валках, а также от размеров и способа формирования валка. Исходя из этого, формируя валок определенных размеров, веса и формы (широкий, тонкий, узкий, высокий, рыхлый или плоский, с поверхностным или внутренним расположением колосьев), можно регулировать интенсивность дозревания зерна и сушки хлебной массы и тем самым добиваться наибольшего накопления сухого вещества в зерне и тем самым возможно наибольшего сбора зерна.

Отдельные культуры имеют свои характерные ботанические особенности, влияющие на технологию уборки. Так, ячмень имеет слабые колосовые стержни. По мере налива зерна он обламывается, теряются части и целые колосья. Овес созревает неравномерно. При преждевременной уборке зерно в нижней части метелки получается щуплым. Ранняя уборка проса также дает много невыполненных, пустых зерен, легко выдуваемых в полову.

Выбор срока скашивания зависит от накопления сухого вещества, склонности к ссыпанию, различных для культур и сортов почвенных, погодных условий, экспозиции полей. Большинство колосовых культур целесообразно скашивать в валки в восковой спелости при влажности зерна около 35%.

Общий сбор зерна зависит не только от сроков уборки, но и от урожайности, оснащенности уборочной техникой, срока сушки хлебной массы в валках и правильности выбора и применения технологических регулировок и режимов работы жатвенных машин.

Высокий темп уборки позволяет предотвратить или сократить потери от осыпания, но может сопровождаться значительными технологическими потерями зерна вследствие перегрузки сепарирующих механизмов молотильной части агрегата.

Каждый типоразмер комбайна имеет определенный оптимальный режим подачи, обеспечивающий минимум технологических потерь.

В зависимости от производственных условий уборки (урожайность, склонность культуры к осыпанию, удельная сснащенность уборочной техникой в кг/с на 100 га) устанавливаются оптимальные по продолжительности сроки уборки, при соблюдении которых обеспечивается возможный максимум сбора зерна.

Чем выше оснащенность комбайнами, тем большая часть биологического урожая может быть собрана. Но увеличение технической оснащенности требует больших капиталовложений, повышает амортизационные отчисления и издержки на эксплуатацию.

Оптимальный срок уборки данной культуры при повышении производительности уборочных машин, использовании их на уборке других культур и при снижении балансовой стоимости машины будет снижаться.

Разнообразие факторов, влияющих на полноту сбора зерна при уборке, и их изменчивость во времени и пространстве требуют применения дифференцированных способов уборки.

Важно выбрать наиболее целесообразный вариант технологии с учетом почвенно-климатических условий зоны, метеорологических условий в период уборки, состояния хлебостоя и физико-механических и технологических свойств убираемой хлебной массы, уровня оснащенности уборочной техникой, средствами транспорта и обеспеченности трудовыми ресурсами.

При густоте хлебостоя не менее 250 стеблей на 1 м2 и высоте его не менее 60 см сочетают раздельную (двухфазную) уборку и прямое комбайнирование. Для раздельного способа уборки устанавливается правило: скашивать в валки столько хлеба, сколько может быть подобрано и обмолочено наличным парком комбайнов до конца восковой спелости зерна, то есть до начала прямого комбайнирования.

Раздельную уборку можно организовать по-разному. При наличии жатвенных агрегатов (тракторы, прицепные или навесные жатки) скашивание зерновых в валки и подбор валков после подсыхания хлебной массы проводят параллельно с разрывом на время подсыхания хлебной массы. По этому способу уборка может быть завершена в более сжатые сроки.

При отсутствии отдельных жатвенных агрегатов приходится сначала производить скашивание в валки комбайнами, оборудованными валковыми жатками, а затем переоборудовать комбайны подборщиками и переключать их на подбор валков.

Очень важно обоснованно установить площадь раздельной уборки. Хозяйства нередко допускают серьезную ошибку, скашивая чрезмерно большую площадь в валки, которые затем не успевают подобрать до начала прямого комбайнирования. При неблагоприятных погодных условиях хозяйства могут нести большие потери вследствие оседания валков, прорастания зерна, а при изменчивой погоде и от осыпания.

Площадь, на которой целесообразно провести раздельную уборку, зависит от суммарной фактической суточной производительности уборочных агрегатов на косовице, на подборе и обмолоте валков, а также от фактической продолжительности уборки и сушки хлебной массы в валках.

П. Н. Федосеев на основе исследований в производственных условиях Сибири, исходя из минимума сезонных потерь, рекомендует следующую оптимальную площадь раздельной уборки.

3. Увеличить сушильные емкости на элеваторах и допустить приемку зерна влажностью 25—28%, что позволит начать подборку валков на 4—5 дней раньше.

В засушливой зоне неустойчивых урожаев (Заволжье, степная зона Казахстана и др.) загрузка комбайнов часто не превышает 30—40%, что резко снижает эффективность их использования и ведет к растягиванию сроков уборки. В этих условиях перспективно применение двухфазной уборки с использованием жатки-погрузчика. Жатвенный агрегат скашивает хлеб и загружает хлебную массу в тракторный прицеп, который разгружается в бурты на обочинах поля. Вторая фаза — обмолот буртов производится самоходным комбайном, оборудованным питателем с одновременной укладкой соломы в параллельно формируемые скирды. По данным Казахского научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства, такая технология уборки низкорослых и малоурожайных хлебов почти в 5 раз сокращает потребность в комбайнах и почти в 2 раза потребность в транспортных средствах.

В зоне повышенного увлажнения основным способом уборки является прямое комбайнирование, причем для труднообмолачиваемых сортов — с двойным обмолотом (комбайн «Сибиряк»).

В предгорных и горных зонах также преобладает прямое комбайнирование.

При уклонах свыше 5° вследствие нарушения технологических режимов обработки хлебной массы необходимо применять комбайны косогорной модификации с автоматической стабилизацией вертикального положения молотилки.

Подготовка агрегатов. Современная оснащенность зерноуборочными комбайнами (около 160 га уборочной площади на списочный комбайн) не дает возможности провести уборку в сжатые сроки. Поэтому исключительно важное значение имеет тщательная техническая подготовка уборочных агрегатов: их высококачественный ремонт и оборудование необходимыми приспособлениями.

Передовые комбайнеры готовят свои машины к уборке, как к боевой операции. Все детали, сочленения, узлы, механизмы этой сложной машины должны быть в полной исправности, чтобы без отказов пройти всю уборочную страду.

Тщательно готовится к уборке звено из четырех комбайнов знатного комбайнера из совхоза имени Ленина Оренбургской области Героя Социалистического Труда Л. Коваленко. Перед уборочной страдой обязательно проводится техосмотр. Подготовленную технику (в совхозе 110 комбайнов) придирчиво осматривают и оценивают комиссия, специалисты совхоза и районных сельскохозяйственных организаций. Каждому комбайнеру выдается трудовая книжка. В нее записываются сведения о комбайнере и закрепленной за ним машине. Дается оценка качества подготовленных узлов двигателя, молотильного аппарата, очистки, жатки, подборщика, электрооборудования, ходовой части. Оценивается также герметизация и меры противопожарной безопасности. Все эти показатели подписывает агроном совхоза, агроном отделения, бригадир (или механик), комбайнер.

В трудовой книжке приводится сезонное задание: скосить на свал (га), подобрать (га), намолотить зерна (ц).” В отдельных графах показываются «Мои обязательства», «Соревнуюсь с товарищем…».

На отдельных разграфленных страничках ежедневно указываются убираемая культура, убранная площадь (га), намолот (ц), заработок комбайнера.

В трудовую книжку вкладываются три «листка качества». Если один из руководителей хозяйства (директор, главный агроном или главный инженер — только они имеют право) оторвет один листок, комбайнер лишается 25% натуроплаты, второй — 50%, если же очередь дойдет до третьего листка — то полностью.

Старейший комбайнер, знатный мастер комбайновой уборки, дважды Герой Социалистического Труда М. А. Брага из колхоза «Россия» Херсонской области самым тщательным образом осматривает комбайн после ремонта. Особенно внимательно проверяет молотильный аппарат, решетные станы.

Закончив проверку всех механизмов и сочленений, комбайнер делает опробование машины сначала на холостом ходу, а затем — под нагрузкой. Эта проверка производится на полевом стане за 5 дней до начала уборки.

После опробования на холостом ходу комбайнер переходит к обкатке— проверке под нагрузкой. Хлеб с прокосов и обкосов подвозят на полевой стан и подают в комбайн сначала малыми порциями и на малых оборотах,затем, постепенно увеличивая подачу и скоростные режимы, доводят их до максимальных. Если комбайн выдержит все эти проверки, комбайнер уверен, что машина не подведет.

Для обеспечения возможности работы в неблагоприятных условиях жатвенные агрегаты приходится переоборудовать.

Чтобы получить низкий срез при уборке низкорослых и полеглых хлебов, перевертывают пальцевый брус, а для уборки густых и сильно полеглых хлебов применяют двух-ножевые режущие аппараты.

Для лучшего копирования микрорельефа и подъема полеглых стеблей применяют шарнирные стеблеподъемники.

Для подвода стеблей полеглых хлебов к режущему аппарату жатки устанавливают эксцентриковые мотовила, планчатые мотовила оборудуют штифтами.

При уборке низкоурожайных хлебов для образования сдвоенного валка в зоне выбросного окна жатки ЖВН-6 устанавливают скользящий щиток. Чтобы улучшить проход скошенной массы с полотна на стерню, шпренгель верхнего бруса устанавливают выше.

При уборке проса и гречихи лопасти мотовила обивают брезентовыми накладками, наращивают ветровой щит на 300—400 мм, увеличивают обороты мотовила сменой звездочки на контрприводе.

Чтобы взрыхлить и приподнять валок, прибитый дождем, применяют приспособление в виде шнека, приводимого от вала отбора мощности трактора через редуктор.

При уборке влажного, засоренного, высокоурожайного хлеба, чтобы облегчить очистку барабана, устанавливают на конец вала барабана приспособление с гидравлическим приводом.

Для устранения потерь зерна проводят герметизацию всех мест возможной утечки путем установки прокладок, щитков, рихтовки, наложения латок.

Комбайны для раздельного сбора ценного корма-половы оборудуют вентиляторным приспособлением, которое может выполняться со сбором половы в бункер, устанавливаемый на комбайне, или в прицепную тележку, присоединяемую к комбайну с помощью специального устройства.

Для облегчения выгрузки зерна в кузов автомобиля на ходу комбайн оборудуют специальным указателем — ориентиром в виде прорезиненного ремня, закрепленного на штанге.

Емкость бункеров самоходных комбайнов недостаточна и вызывает снижение коэффициента технологического обслуживания, поскольку число выгрузок зерна в течение дня увеличивается. Специальные исследования показывают, что оптимальная относительная емкость бункера, обеспечивающая наибольшее значение коэффициента технологического обслуживания, должна составлять 0,6—0,7 м3 с/кг.

Чтобы использовать этот резерв, передовые хозяйства увеличивают емкости бункеров комбайнов, устанавливая второй бункер или наращивая имеющийся, а также применяют отдельные накопители в виде самоходных бункеров-накопителей. Базой служит списанный комбайн СК-3, от которого используются рама, ходовая часть, двигатель с приводом на ведущий мост, выгрузной шнек, площадка управления. Поскольку бункер-накопитель должен иметь достаточную емкость (10 м3 или 7—8 т зерна), рама усиливается приваркой к лонжеронам швеллера. Двигатель устанавливается на раме со стороны управляемых колес.

Бункер изготавливается из листовой 2-мм стали и устанавливается так, чтобы центр тяжести в заполненном состоянии располагался ближе над осью ведущего моста. Дно бункера в виде желоба для установки выгрузного шнека прикрывается кожухом.

Возможно использование в качестве бункера корпуса молотилки. Днище изготавливается из листовой стали с уклоном в сторону зернового шнека. Зерно из комбайнов выгружается в нижний бункер, а из него зерновым шнеком подается в верхний бункер, откуда далее в кузова транспортных средств.

В хозяйствах Курганской области областным управлением сельского хозяйства установлен определенный порядок подготовки комбайнов к уборке. Ни один комбайн не может выйти без «допуска», подписанного главным инженером. Допуск выдается после проверки комбайна. Если комбайн надежно герметизирован и при пропуске на брезенте не окажется зерна, машина допускается к работе.

В поле качество работы комбайна систематически контролирует главный агроном и делает отметки в допуске. При переходе на новое поле комбайнеру выдается наряд-задание с указанием качественных показателей: высота среза, допустимый процент дробления зерна, засоренности и др.

Подготовка поля к уборке. На больших массивах уборка организуется групповым методом. Такая организация позволяет ускорить темпы уборки, более производительно использовать транспортные средства, уменьшить число полевых токов, создать наилучшие условия для технического обслуживания звеньями мастеров-наладчиков, обмена опытом и освоения передовых приемов работы.

В совхозе «Петровский» Ставропольского края организована работа «тройками», состоящими из одного опытного комбайнера и двух молодых механизаторов. Опытный механизатор не только отвечает за работу своего звена, но и, это главное, непосредственно в процессе работы обучает молодежь, передает ей свой опыт.

В хозяйствах Калмыцкой АССР на два комбайна выделяется один опытный комбайнер и два помощника из профтехучилищ.

Количество уборочных агрегатов в группе зависит от размеров массивов. Наиболее удобно, если группа будет работать на массиве один или два полных дня с тем, чтобы переезды происходили в вечерние часы.

В зависимости от размеров убираемых массивов количество комбайнов в группе колеблется от 3 до 20.

При достаточно высоком уровне оснащения уборочной техникой наиболее эффективным методом ее использования является крупногрупповой. В хозяйствах Кустанайской области, где поля имеют площадь 400—500 га, на одном массиве работают 15—25 комбайнов, которые заканчивают уборку массива за одни сутки. Высокая концентрация техники на одном массиве позволяет улучшить техническое обслуживание, повышает качество уборки, производительность уборочных агрегатов и транспортных средств.

Большие массивы разбивают на загоны прямоугольной формы с соотношением сторон 1:5, 1:8. Длинная сторона загона располагается вдоль борозд пахоты. Прокосы шириной 8 м делают фронтальными жатками, укладывая в середине прокоса спаренный валок.

Засоренные края поля обкашивают на ширину 4—6 м.

При кошении в валки ширину загона устанавливают кратной удвоенной ширине захвата и из расчета минимума холостых ходов.

При длине гонов свыше 800 м поперек загонов прокашивают разгрузочную магистраль шириной 7—9 м, которая используется для выгрузки зерна и движения транспортных средств.

Поля с длиной гонов менее 500 м убирают без разбивки на загоны. Опасные места на загонах отмечают вешками.

Работа агрегатов. На раздельной косовице агрегаты движутся готовым способом с расширением прокосов на двух загонах: 2/3 загона косят всвал с поворотами против часовой стрелки, а затем каждый из оставшихся загонов вразвал с поворотами по часовой стрелке. Этот способ уменьшает холостые ходы на 25—30% и соответственно повышает производительность жатвенных агрегатов.

Жатвенные агрегаты должны двигаться с той наибольшей скоростью, какая обеспечивает полный срез и хорошее формирование валка. Для жаток ЖВН-6 с однопробеж-ным режущим аппаратом предельная скорость составляет 7—8 км/ч, а для жаток с двухпробежным режущим аппаратом (ЖРС-4,9) — около 10 км/ч. Должно быть выдержано определенное соотношение между скоростью транспортера жатки, планок мотовила, пальцев подборщика и скоростью поступательного движения.

Соблюдение указанных скоростных режимов обеспечивает минимум потерь зерна при работе этих механизмов. Кроме того, необходима оптимальная настройка молотильного аппарата и сепарирующих органов.

При повышенной влажности массы применяют более интенсивные режимы, и наоборот. Вначале устанавливают несколько увеличенные зазоры, дают максимально допустимое число оборотов, а затем постепенно уменьшают зазоры до обнаружения дробления зерна и снова увеличивают, исключая дробление.

При кошении в валки и прямом комбайнировании каждый комбайн должен работать на своем загоне. Лишь при высокой квалификации комбайнеров, тщательной подготовке машин и благоприятных условиях уборки группа комбайнов может работать на одном загоне.

В совхозе «Бийский» Алтайского края при групповой работе комбайнов на скашивании в валки и движении друг за другом время чистой работы составило 41,6%, на повороты затрачивалось 5,2%, простои составили 33% сменного времени. При расстановке агрегатов каждого на отдельный, заранее нарезанный загон с угловыми прокосами использование сменного времени жатвенного агрегата увеличилось до 57,9%, время на повороты сократилось до 0,9%, простои снизились до 20,6%.

При подборке валков целесообразно вести работу группой комбайнов на одном загоне, поскольку каждый комбайн убирает свой валок и не может вызвать задержку других машин. Большое преимущество этого способа — удобство загрузки крупнотоннажных автомобилей, работающих на вывозке зерна.

Исключительно большое значение для повышения темпов уборки имеет правильная организация взаимодействия зерноуборочных агрегатов и транспортных средств.

От работы транспорта зависит и работа комбайнеров, и темпы уборочных работ, и потери.

Эффективность работы транспорта зависит прежде всего от организации работы и от скорости движения.

Вывозка зерна от комбайнов с использованием автомобилей и тракторов может быть организована разными способами.

Широко распространенный способ комбайн — транспортное средство — ток наименее рационален. Его применение вызывает большие потери времени комбайнов и транспортных средств.

Приемка зерна может быть организована тремя способами:
1) автомобиль ожидает на месте остановки одного из комбайнов, подъезжает к нему, принимает зерно, ожидает остановки следующего комбайна и т. д. до заполнения бункера;
2) автомобиль сопровождает один из комбайнов, короткими переездами до момента приемки зерна из наполненного бункера, затем следует за другим комбайном, принимает от него зерно и т. д. до заполнения кузова;
3) в зависимости от складывающихся условий водители или сопровождают комбайны, или ожидают на месте до наполнения бункера.

Время погрузки зерна в кузов Т3 зависит от объемного веса зерна и емкости бункера комбайна и изменяется в пределах от 1,3 до 3,1 мин, или в среднем Т3=2 мин.

Чтобы обеспечить безостановочную работу комбайнов в группе, среднее время ожидания Тож автомобилем разгрузки одного бункера должно составлять около 3,5 мин.

Увеличение числа автомобилей, обслуживающих группу комбайнов, сопровождается уменьшением простоев комбайнов до тех пор, пока средняя длительность простоя автомобиля в ожидании погрузки одного бункера не достигнет Тож==3,5 мин. При увеличении Тож сверх этого предела простои комбайнов не изменяются, а растут лишь простои автомобилей.

Увеличение грузоподъемности автомобилей заметно повышает их производительность до определенных значений (6—7 т).

Значительное (на 15—20%) повышение эффективности использования транспортных средств при прямых перевозках достигается упорядочением движения по полю путем прокладки разгрузочных магистралей шириной 7— 9 м.

Число разгрузочных магистралей и расстояние между ними определяются с учетом числа бункеров, намолачиваемых на длине гона.

Крайние (от концов гона) разгрузочные магистрали целесообразно прокашивать на расстоянии 0,5 /й, а внутренние — на расстоянии 16. Как показывает производственный опыт, бесперебойная работа комбайнов обеспечивается, если убираемый массив имеет не более двух разгрузочных магистралей и на каждые 2—3 комбайна приходится один автомобиль грузоподъемностью 5 т, находящийся на убираемом поле.

При использовании бункеров-накопителей каждую магистраль обслуживает один самоходный накопитель, а при использовании прицепов-накопителей на комбайн должен быть выделен один прицеп на каждой магистрали. Каждую магистраль должен обслуживать один колесный трактор, подвозящий порожние и вывозящий заполненные зерном прицепы.

При комбинированных перевозках зерно из бункера комбайна выгружается в первую очередь в кузов автомобиля и лишь при отсутствии автомобиля — в бункер накопителя. Один бункер-накопитель грузоподъемностью 7 т при правильном использовании может обслужить до 5 комбайнов (типа СК-4).

Производительность автомобилей в значительной мере зависит от производительности выгрузных устройств бункеров-накопителей. Увеличение производительности выгрузных устройств до 60 т/ч сокращает время пребывания автомобиля в поле до 13 мин против 28 мин при производительности 30 т/ч. Кроме того, самоходный бункер-накопитель позволяет догружать автомобиль, если по какой-либо причине он был недогружен из бункеров комбайнов. Как показывает опыт, коэффициент использования грузоподъемности при этом повышается на 8—10%.

Применение самоходных бункеров-накопителей позволяет повысить производительность автомобилей на 50— 80% и комбайнов на 15—20% по сравнению с прямыми перевозками зерна от комбайнов.

В условиях повышенной влажности почвы в период уборки (зона Дальнего Востока) целесообразно использование бункеров-накопителей на гусеничном ходу. Благодаря высокой проходимости гусеничный бункер-накопитель производит все сборочные операции на поле и вывозит собранное зерно на дорогу, где его погружают в автомобили или тракторные поезда.

Применение стационарных и стационарно-передвижных компенсаторов позволяет исключить «жесткую» связь между комбайнами и транспортными средствами, вызывающую их взаимообусловленные простои, и сделать их работу независимой.

Стационарный компенсатор представляет ровную укатанную площадку, покрытую брезентом. Площадка располагается между разгрузочными магистралями. На ней устанавливается навесной зернопогрузчик (ЗПН-60, ЗПН-100). Каждую разгрузочную магистраль обслуживает тракторный поезд (трактор МТЗ с прицепами 2ПТС-4 или 2ПТС-6), который принимает зерно от комбайнов и свозит его на площадку. Здесь зерно погружается в автомобили или в автопоезда для доставки на ток или на заготпункт.

Применение стационарных компенсаторов позволяет создать на убираемом массиве запас зерна, обеспечивающий загрузку транспортных средств после остановки комбайнов, что значительно повышает производительность автомобилей.

С нескольких стационарных компенсаторов зерно может свозиться на центральный ток, что позволяет маневрировать наличным автопарком и в 3—4 раза повысить производительность автомобилей. На 10—15% повышается и производительность комбайнов за счет сокращения вдвое простоев в ожидании транспорта.

Разновидностью этого способа является применение стационарных или полустационарных бункеров-накопителей, в которые разгружаются комбайны. Емкость стационарных бункеров должна обеспечивать бесперебойную загрузку автомобилей. Автомобиль подходит под бункер и загрузка зерном производится открытием шибера. Комбайны должны быть оборудованы удлиненными шнеками или бункера должны устанавливаться над заглубленными траншеями.

В звене комбайнера из совхоза имени Ленина Беляев-ского района Оренбургской области Л. Коваленко за четырьмя комбайнами при расстоянии вывозки зерна 8—10 км закреплены три автомобиля. Комбайны идут в звене друг за другом, не растягиваясь. Это позволяет автомобилю последовательно загрузить кузов из бункеров четырех комбайнов, что исключает простои и обеспечивает полное использование грузоподъемности. С определенным интервалом подходит следующий автомобиль. Идет ритмичная работа и комбайнов и транспортных средств.

вают на приемо-сдаточных пунктах, целесообразно «пик» потребности в транспорте с 12 до 18 ч уменьшить за счет компенсаторов. Ими могут служить не только бункера-накопители, но и тракторные прицепы большой грузоподъемности 1ПТС-9 и ЗПТС-12 с бортами общей грузоподъемностью до 25 т.

В совхозах «40 лет Казахстана», «Октябрь», «Целиноградский», имени Каз. Цика, «Андреевский» Целиноградской области и многих других успешно используют бункера-накопители, которые позволили повысить выработку и комбайнов и автомобилей на 20—25%. При умелом маневрировании один бункер-накопитель обслуживает 5 комбайнов. Для повышения материальной заинтересованности водителям бункеров-накопителей оплату труда производят по тарифу 7 руб. 08 коп. за 7-часовую смену. Каждый водитель за день принимает зерно из 120—150 бункеров комбайнов. Заработок водителя составляет 10—12 руб. в день. В совхозе «40 лет Казахстана» бункера-накопители используют и на заправке семенами посевных агрегатов.

В целинных совхозах хорошо налажено взаимодействие комбайнера-тракториста — шофера.

Один автомобиль ЗИЛ-585, трактор МТЗ и шесть тракторных прицепов обслуживают 5—6 комбайнов. Тракторист, маневрируя по полю, так расставляет прицепы, чтобы комбайнерам было удобно разгружать бункер. Наполненные прицепы последовательно отвозят на край поля. Шофер, загрузив кузов, забирает прицеп и отвозит на ток, оставляя порожний для разгрузки. Таким образом, один прицеп на току, четыре на поле и один с автомобилем.

В Крымской области три комбайна при урожайности 20 ц и расстоянии перевозки 10 км обслуживают один автомобиль и один колесный трактор с четырьмя прицепами. Трактор с двумя прицепами сопровождает комбайны и после загрузки прицепов зерном вывозит их на дорогу.

Автомобиль оставляет два порожних прицепа у дороги, загружает кузов от комбайнов и берет два загруженных прицепа.

Одна из основных причин низкой производительности транспортных средств на уборке — излишнее маневрирование по полю и простои в ожидании. Чтобы поднять производительность и комбайнов и транспортных средств и сделать их работу независимой, в Коминтерновском районе Одесской области применяют стационарно-подменный способ вывозки зерна. Процесс уборка — вывозка решается комплексно путем организации уборочно-транспортных звеньев. Звено комплектуется из трех комбайнов, одного колесного трактора и четырех тракторных прицепов грузоподъемностью 4 т. Поле разбивается на три загона, в конце каждого ставится тракторный прицеп. Подойдя к прицепу, комбайнер выгружает в него скопившееся зерно и без задержки продолжает работу. Тракторист последовательно отвозит заполненные прицепы на ток и, возвращаясь, ставит порожние. Работа комбайна и трактора с прицепами при расстоянии вывозки до 3 км идет бесперебойно. Благодаря отсутствию простоев и лишних движений производительность тракторного транспортного агрегата возрастает в 2—2,5 раза, а комбайнов — на 20—25%.

При высоких урожаях и напряженности уборочного плана необходимо организовать двухсменную работу уборочных агрегатов. В колхозе «Заря» Тбилисского района Краснодарского края каждый из 26 комбайнов работает в две смены.

Механизаторам созданы необходимые условия для высокопроизводительного труда. В поле устанавливаются палатки для отдыха, организуется трехразовое питание. Механизаторы меняются через каждые 4 ч, что позволяет им отдохнуть перед работой. Комбайны работают бесперебойно по 20 ч в сутки. Нормы выработки перевыполняются в 2—3 раза.

Большое значение имеет оперативное управление уборочным процессом. В колхозе имени Черняховского Курской области четко организован технологический цикл уборки: поле — ток — элеватор. Здесь надежно подготовлена техника, правильно расставлены люди, организовано оперативное управление механизированными отрядами, которое осуществляет главный агроном.

Для лучшего использования транспортных средств на уборке 1973 г. в Оренбургской области был создан областной автоштаб «Жатва-73». В области работало более 60 крупных централизованных отрядов большегрузных автомобилей. Каждый отряд закрепляется за группой хозяйств района. В хозяйствах организуются уборочно-транспорт-ные звенья, обслуживающие группу комбайнов. Особое внимание обращено на механизацию и автоматизацию приема и подработки зерна на приемных пунктах. На Оренбургском элеваторе разгрузка автопоезда с зерном производится автоматически: достаточно шоферу опустить жетон в приемное устройство автоопрокидывателя.

Большое значение для ускорения вывозки зерна имеет продуманная организация труда шоферов. Сводная колонна № 1194 управления «Севкавтранс», командированная (1972 г.) в Целинский район Ростовской области, была укомплектована из 130 автомобилей с прицепами. Колонне придана передвижная бригада слесарей для текущего ремонта подвижного состава. Колонна разбита на бригады, которым поручается вывозка зерна из отдельных хозяйств. Бригада А. Видина из пяти автопоездов (автомобили ЗИЛ-130 с двумя автоприцепами) обслуживала крупный конзавод имени Кирова. Автопоезда загружались зерном на разных токах, расположенных на расстоянии от 20 до 40 км от элеватора. Шоферы заблаговременно изучили трассы хлебных перевозок. Добились ремонта всех полевых дорог, мостов. Установили указательные знаки для скоростных многотонных автопоездов. Автопоезд вмещал 17—19 т зерна. Механизированные загрузчики на токах загружали автопоезд за 20—25 мин. На отремонтированных проселочных дорогах автопоезда развивали скорость до 50 км/ч, а на асфальте — до 70 км/ч. Механизированная разгрузка на Целинском элеваторе занимала не более 12 мин. Рабочий день начинался в 6 ч утра. Работа на трассе продолжалась не менее 16 ч в сутки. Перерывом на обед и ужин служило время загрузки автопоезда на токах.

Приемка, контроль и оценка качества работы. Контроль за качеством работы уборочных агрегатов способствует резкому сокращению потерь.

Текущий контроль осуществляет комбайнер в процессе работы, а также агроном, закрепляемый за группой в 3—6 комбайнов. Цель текущего контроля — своевременно выявить нарушения технологического процесса, величину потерь, дробление и засоренность зерна.

Приемочный контроль производит агроном перед окончанием работы и после нее. Он имеет целью оценку качества работы комбайнера.

Качество работы комбайнера прежде всего определяется величиной допускаемых потерь.

В Коминтерновском районе Одесской области, где урожайность колосовых 35 ц, а на отдельных полях озимой пшеницы Аврора и Кавказ 50 и 70 ц, особое внимание уделяют борьбе с потерями. Если комбайнер допускает минимальные потери (не более 0,7%), его работа оценивается «отлично», если потери не превышают 1,4%, «хорошо», если до 2,5% — «удовлетворительно». При потерях свыше 3% работа признается неудовлетворительной и оплате не подлежит. При отличной оценке качества уборки комбайнер получает 80% доплаты к тарифному заработку, при оценке «хорошо» — 40%.

Такая система оплаты, учитывающая полноту сбора всего выращенного урожая, стимулирует высокое качество работы.

Аналогичная система применяется в Брестской области: главным критерием при начислении дополнительной оплаты является не только количество убранных гектаров, но и качество жатвы.

Опыт применения этой системы в областях Центральной нечерноземной зоны показал, что 80—85% комбайнеров, работавших по операционной технологии, получали хорошую и отличную оценку качества.

Меняется отношение комбайнера к технологической настройке комбайна. Он внимательно вникает во все тонкости настройки машины на минимум потерь, оценивает удобство пользования простейшими приспособлениями, следит за допускаемыми потерями.

Точная регулировка зазоров в молотильном аппарате достигается применением щупов.

В совхозах Кустанайской области, чтобы повысить ответственность комбайнеров за полный сбор всего выращенного урожая, перед началом массовой уборки на каждом хлебном массиве проводят контрольные обмолоты. Они выполняются тщательно отрегулированными комбайнами при оптимальных режимах и позволяют установить величину, близкую к биологическому урожаю.

В колхозе «Россия» Голопристанского района Херсонской области внимательно следят за качеством работы комбайнеров. Лозунг уборочной страды: «Не допускать потерь ни в поле, ни на дорогах, ни на току». Комбйнерам выдают по три талона оценки качества на уборке. При обнаружении брака комбайнер лишается одного талона и при расчете премиальная оплата снижается на 25%. При изъятии за нарушение качества работы второго талона механизатор теряет право на получение 50% премиальных, а при изъятии третьего талона — полностью теряет премиальные.

Каждый случай нарушения качества работы оглашается, что повышает ответственность комбайнеров.

Хорошо поставлен контроль за качеством уборки в колхозе имени Ленина Кантского района Киргизской ССР. Народными контролерами назначены специалисты, комбайнеры, шоферы, у каждого нарукавная повязка с надписью «НК». Народные контролеры следят за герметизацией комбайнов. Обнаруженные недостатки в герметизации и потери зерна немедленно устраняются.

Удобен способ учета намолоченного зерна с помощью талонов (жетонов). В колхозе «Ленинец» Кореновского района Краснодарского края каждый комбайнер после выгрузки зерна выдает шоферу (трактористу) именной жетон, который тот сдает для учета зерна на центральный ток. По числу именных жетонов устанавливается намолот комбайнером. Чтобы облегчить шоферу подъезд к своей группе комбайнов, последние имеют хорошо видимые опознавательные знаки. Это значительно уменьшает бесполезное маневрирование автомобилей по полю и повышает производительность транспортных средств.

Передовые хозяйства, районы, области и края уделяют большое внимание всесторонней подготовке к уборке, рассматривая все вопросы в комплексе и взаимосвязи: подготовка техники и людей, техническое обслуживание, бытовое обслуживание, бесперебойная работа на поле, при перевозке, на токах и приемных пунктах.

В колхозе «Кубань» Каневского района Краснодарского края тщательно и всесторонне готовятся к уборке. На основе анализа опыта проведения уборки в прошлые годы, с учетом условий текущего года и возможностей составляется рабочий план уборки. В нем определяются задания бригадам, рассчитывается нагрузка на жатку и комбайн, устанавливается дневная выработка, планируются задания на вывозку зерна и использование автотранспорта, на лущение стерни, вывозку навоза и вспашку.

При анализе нагрузок на машины по бригадам нередко выявляется недостаток или избыток техники. Тогда производится передача машин из одной бригады в другую.

Оперативное планирование уборочных работ позволяет заранее выявить «узкие» места, разервы повышения производительности.

Чтобы исключить простои, тщательно готовят к работе комбайны и жатки. На период жатвы к группам уборочной техники по бригадам прикрепляются ведущие специалисты: механизаторы, главный инженер, механик по сельското-зяйственным машинам. В мастерских устанавливается круглосуточное дежурство ремонтных бригад, выделяется авто-передвиж^ая мастерская, организуется обменный пункт деталей, узлов и агрегатов. Во всех бригадах создаются бензозаправочные пункты. Топливо для комбайнов подвозят непосредственно в поле.

На полевых станах оборудуют хорошие столовые, комнаты отдыха.

Работа комбайнов организуется групповым способом по 4—5 комбайнов в загоне. Это резко сокращает потребность в транспорте и ускоряет освобождение полей для лущения и вспашки.

Две бригады колхоза (из пяти) имеют оборудованные тока с автоматизированной разгрузкой автомобилей. Все убранное зерно направляется в эти бригады. Здесь разгрузка автомобиля производится за 2—3 мин и это ускоряет оборот транспортных средств.

Непрерывно проверяется качество уборки и ведется учет потерь. Все эти мероприятия позволяют хозяйству проводить уборку зерновых слаженно и заканчивать ее на 5—6 тыс. га за 12—16 рабочих дней.

Хорошо действует поточный комплекс в колхозе «Родина» Арзгирского района Ставропольского края. Здесь согласованно и одновременно работают на одном массиве комбайны, копнители и пахотные агрегаты. Уже в июле поднимается полупар на 1/3 площади осеннего сева.

Большое внимание уделяют хозяйства подработке зерна на токах. Крупные механизированные тока с полной механизацией всех процессов дают большой экономический эффект. Подработка зерна производится с минимальными затратами труда и средств. Кроме того, хозяйству остаются ценные кормовые отходы.

Механизированный ток колхоза имени Калинина (станица Новотатаровская) расположен очень удобно: через него лежит дорога на элеватор почти из всех бригад. На току буквой «П» расположены склады. Они примыкают к семе-очистительному заводу. Здесь все процессы: подача зерна, отбор примесей, сушка, предварительная и окончательная очистка зерна — механизированы. Всеми агрегатами с одного пульта управляет один человек. Рядом расположена установка по очистке товарного зерна. Автомобиль от комбайна разгружается на эстакаде в бункер, ковшовые транспортеры поднимают зерно на очистки, откуда оно направляется в выгрузной бункер. За две минуты загружается автомобиль и направляется на элеватор.

При недостатке промышленных зерноочистительных пунктов эффективно применение простейших зерноочистительных машин. В колхозе «Победа» Альшеевского района

Башкирской АССР зерноочистительные и зернопогрузоч-ные машины расставлены на механизированном току в строгой технологической последовательности. Это позволило обслуживать всю поточную линию четырем механизаторам. За сезон ток переработал 4 тыс. т зерна. В колхозе имени Кирова Гафурийского района, где механизмы использовались без определенной технологической последовательности, ток обслуживало 25 человек, и было переработано за сезон 3 тыс. т зерна.

Хлебоприемные пункты заблаговременно готовятся к приему все возрастающего потока хлеба, проводя необходимую реконструкцию. Особое внимание уделяется ускорению приемки зерна с транспортных средств и упорядочению складского хозяйства для приемки и хранения зерна по сортам.

На Бийском ордена Трудового Красного Знамени мельничном комбинате — одном из крупнейших в Алтайском крае хлебоприемных пунктов — проведена большая реконструкция приемного хозяйства. Оборудованы дополнительные устройства для разгрузки большегрузных автомобилей и автопоездов. Подготовлены резервные передвижные автоподъемники. При необходимости они могут быть использованы для разгрузки без задержки автомобилей в любом месте на открытых асфальтированных площадках.

Установлены нории большой производительности для ускорения разгрузки приемных амбаров.

Усилено сушильное хозяйство, поскольку уборка урожая в зоне совпадает с периодом дождей и поступает много зерна повышенной влажности.

Серьезное внимание уделяется и улучшению бытового и культурного обслуживания работников пункта и водителей автомобилей: увеличена пропускная способность столовых, бань, красных уголков.

Четко организована приемка зерна на Благодарненском элеваторе Ставропольского края. Элеватор, располагая мощным технологическим обрудованием и высококвалифицированным опытным персоналом, принимает до 100 автомобилей в час. Ежедневный прием зерна составляет до 6 тыс. т. Всего за 1,5 мин определяется влажность, засоренность и объемный вес зерна и шоферу выдается направление к одному из 35 механизированных складов элеватора.

Тщательно готовится к приему зерна коллектив Прикум-ского элеватора, принимающего хлеб из хозяйств четырех районов. Главная задача — не допускать очередей автомобилей и автопоездов путем расширения фронта разгрузки. Здесь хлеб принимается сразу в 34 точках, из них 21 приспособлена для разгрузки автопоездов и большегрузных автомобилей. Работники элеватора принимают и обрабатывают до 13 тыс. т зерна в сутки. Простои и задержки транспортных средств на элеваторе устранены.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Организация машинно-тракторного парка

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Уборка зерновых культур с помощью трактора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства