Практика и специальные исследования показывают, что от почвенно-климатических условий, уровня агротехники и применяемых технических средств зависит определенная оптимальная система возделывания и густота стояния пропашных культур.
С повышением агротехнического фона, ростом применения удобрений, гербицидов, совершенствованием конструкции машин и увеличением энергонасыщенности пропашных агрегатов наблюдается тенденция последовательного увеличения ширины междурядий.
При более широких междурядьях и варьировании шага посадки наблюдаются достаточно большие колебания густоты стояния пропашных культур.
Возделывание пропашных при более широких междурядьях, при высоком уровне агротехники не снижает урожайность, а повышает ее за счет более высокого качества продукции, меньшего повреждения корневых систем ходовой частью машин, своевременности обработок, большей производительности энергонасыщенных агрегатов, работающих на высоких скоростях (7—10 км/ч). Имеют также значение лучшие условия фотосинтеза в более широких, лучше освещаемых междурядьях.
Как показывает опыт возделывания пропашных культур, в более широких междурядьях повышается урожайность в среднем на 7%, снижаются затраты труда на 15% и прямые издержки — на 13%.
Механизированные звенья по возделыванию кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, хлопчатника применяют определенные способы ухода за этими культурами.
Особое значение придается своевременности проведения всех процессов ухода с учетом фаз развития культурных растений и сорняков.
Звеньевой картофелеводческого звена колхоза «Урожай» Новгородского района Новгородской области Е. Захаров особое внимание уделяет своевременности послепосадочной обработки картофельного поля. Через неделю после посадки начинают сплошное боронование ротационными боронами БРУ-0,7. Обработку повторяют еще дважды в течение 10— 14 дней, не допуская прорастания сорняков. После появления всходов проводят две междурядные обработки культиватором. При необходимости поле обрабатывают гербицидами. Тщательный уход позволяет получать ежегодно по 200 ц и более клубней с гектара.
Большое внимание уделяется подбору рабочих органов и приспособлений (полольных лап и бритв, рыхлящих и подкормочных лап, прополочных борон и игольчатых дисков, щитков, плоских и сферических дисков) и их применению в различных сочетаниях с учетом фаз развития растений, расположения корневой системы, состояния и влажности почвы.
Рабочие органы устанавливают так, чтобы достигалось наиболее полное уничтожение сорняков (на первых стадиях не только в междурядьях, но и в рядках) и наименьшее повреждение культурных растений. Первую обработку, как правило, проводят на большую глубину с тем, чтобы создать достаточно мощный разрыхленный слой еще влажной почвы, в которой распространяется корневая система культивируемых растений. Если ограничиться поверхностной обработкой междурядий, корневая система развивается в поверхностных слоях почвы. При недостатке влаги в этих слоях на последующих стадиях развития рост пропашных культур задерживается как вследствие частичного отмирания корневой системы в пересохших слоях почвы, так и в результате повреждения верхних частей корневой системы при последующих междурядных обработках. В механизированном звене В. Первицкого междурядная культивация кукурузы проводится 2—3 раза на последовательно уменьшаемую глубину от 12—10 до 7—6 см1.
Подготовка пропашных агрегатов. На операциях ухода за пропашными культурами могут быть использованы универсально-пропашные тракторы всех классов тяги от 0,6 до 1,6 тс, а при первых обработках в достаточно широких междурядьях и гусеничные тракторы класса Зтс. Сними агре-гатируют 4-, 6-, 8-, 12 или 18-рядные навесные или прицепные культиваторы. Оптимальный вариант пропашного агрегата выбирают с учетом агротехнических, технических и экономических критериев.
Основными агротехническими показателями, определяющими соответствие пропашного агрегата условиям работы, являются удельное давление ходовой части на почву, ширина междурядий, высота растений и их стойкость при пригибании, полевой просвет и колея трактора. Предельное давление ходовой части тракторов на почву в междурядьях пропашных культур в зоне расположения корневой системы не должно превышать 1,4 кгс/см2.
Рис. 1. Схемы расстановки рабочих органов культиватора КРН-5,6 при уходе за кукурузой, применяемые в звене В. Первицкого:
а — прополка; б — подкормка; в — культивация с окучиванием; г —подкормка, культивация, окучивание.
В узких междурядьях ходовые системы пропашных агрегатов при излишне высоких давлениях в шинах или недостаточно широких гусеницах могут вызвать сдавливание и повреждение корневой системы, ухудшение скважности и аэрации почвы. На последующих обработках при развитой наземной части культивируемых растений возможны их повреждения, особенно при недостаточном полевом просвете машин. Поэтому, подбирая машины для агрегата, необходимо учитывать параметры ходовой части, прежде всего пропашных тракторов, а также коэффициент стойкости растений.
Величина Кст составляет примерно для кукурузы 0,32— 0,37, подсолнечника 0,20—0,23, картофеля 0,23—0,25, сахарной свеклы 0,26—0,29, хлопчатника 0,28—0,30, табака 0,08—0,10. В дневные часы при некотором привядании растения легче пригибаются без повреждения; их коэффициент стойкости возрастает на 15—20%, а при насыщении влагой (после дождя) возрастает на такую же величину.
Чтобы обеспечить уничтожение сорняков, рыхление почвы без повреждения культурных растений, необходимо правильно установить пропашной агрегат.
Прежде всего в соответствии с технологическим назначением обработки определяют набор рабочих органов для культиватора.
При подготовке пропашного агрегата, которую лучше всего проводить на бетонированной площадке размером 8×8 м с нанесенными на нее краской рядками культур, устанавливают колею трактора, рабочие органы по ширине междурядий и глубине обработки.
Наименьшие повреждения растений достигаются, если ходовая часть трактора идет посредине междурядий. При этом колея трактора К должна быть равна произведению числа рядков п, проходящих под трактором, на ширину междурядий т, то есть К=пт.
Захват пропашного агрегата, как правило, должен быть равен захвату посевного агрегата, или в целое число раз меньше его. При обработке широкорядных культур (60— 100 см) под трактором проходят два рядка, а при обработке узкорядных (45—50 см) — три.
Ширина захвата пропашного агрегата ограничивается тяговыми возможностями трактора и обычно не превышает 18 рядков. Кроме того, ширина захвата определяется эксплуатационными затратами, поскольку при использовании на коротких гонах вследствие больших потерь времени на повороты широкозахватные агрегаты становятся менее экономичными.
Чтобы предотвратить повреждения и присыпание растений землей, при первых междурядных обработках культиваторы оборудуют защитными приспособлениями в виде плоских дисков или щитков, а при последующих обработках, когда начинается смыкание растений в междурядьях, ходовую часть тракторов оборудуют ботвоотводителями или обтекателями.
Для предохранения от поперечных колебаний рабочих органов культиватора, особенно при работе на повышенных скоростях (свыше 8—9 км/ч), продольные тяги механизма навески блокируют ограничительными цепями.
Для более полного уничтожения сорняков особенно в рядках используют прополочные бороны с пружинными зубьями и спаренные игольчатые диски. Весьма эффективна химическая прополка гербицидами, для чего агрегат оборудуют опрыскивательным устройством для внесения установленной дозы действующего начала в защитные зоны без попадания на культивируемые растения.
Рис. 2. Схемы движения пропашных агрегатов:
а — челночный с открытой петлей; б — челночный со срезанной петлей и применением заднего хода; в — перекрытием.
Работа пропашных агрегатов. Наименьшие повреждения культурных растений достигаются в том случае, если пропашной агрегат повторяет путь посевного агрегата. Поэтому ориентиром для вождения пропашного агрегата служат стыковые междурядья.
При первом проходе проверяют качество обработки, корректируют установку рабочих органов по глубине, соответственно развитию корневой системы культивируемых растений и по ширине междурядий.
Если ширина поворотных полос на концах гонов недостаточна (например, полевые дороги) или они отсутствуют, поворот пропашных агрегатов делают в пределах поля на полосах обсева. Хотя за сезон повреждается до 20% растений, это выгоднее, чем оставлять полосы незасеянными.
При междурядной обработке применяют три способа движения: челночный, челночный со срезанной петлей и перекрытием. Повороты со срезанной петлей и движение перекрытием позволяют уменьшить ширину поворотной полосы примерно на 40% и соответственно сократить повреждения растений на ней.
Качество работы, особенно на засоренных полях, зависит от остроты режущих кромок и своевременности очистки рабочих узлов культиватора от сорняков и налипшей почвы. Качество зависит также от скорости движения, которая должна быть строго дифференцированной с учетом условий работы и применяемых рабочих органов.
Качество работы целесообразно оценивать по балльной системе.
При сумме баллов 10—12 качество ухода оценивается «отлично», при сумме 7—9 баллов — «хорошо», при сумме 6 баллов — «удовлетворительно», 5 и менее баллов — брак. Соответственно устанавливается оплата труда механизаторов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за пропашными культурами с помощью трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы