При работе башенного крана головка его испытывает значительные усилия, которые меняются не только по величине в зависимости от веса груза, но и по направлению. Ближайшие к стреле ребра головки испытывают сжатие; ребра, расположенные с другой стороны, подвергаются растяжению. Весьма усиленно работают ребра неподвижной части головки, расположенные выше места ее пристыковки к башне и около опорных роликов. В результате действия знакопеременных нагрузок через 3—4 года работы крана может наступить так называемая «усталость» металла, т. е. появление волосяных трещин в указанных местах. Впоследствии возникают и более крупные трещины, которые можно заметить только при очень внимательном осмотре головки. Необходимо помнить, что если осматривать головку неработающего крана, то трещин обнаружить невозможно; их может быть не видно также и при проворачивании ненагруженной стрелы. Чтобы своевременно заметить трещины, надо при осмотре головки подвесить к крюку предельный груз, а стрелу вращать вкруговую. Если трещины достаточно велики, их можно обнаружить и по специфическому звуку, похожему на хруст, который возникает во время работы крана.
Когда трещина обнаружена, надо установить, возможен ли ремонт головки на месте. Если трещина незначительна и основная часть металла цела, ослабленное место усиливают путем приварки с обеих его сторон стальных пластин толщиной не менее толщины основного сечения металлической конструкции крана.
Рис. 1. Неподвижная часть головки
1,2,3 — места, в которых образуются трещины; 4 — схема усиления
Такой ремонт занимает не более одной смены и выполняется при участии высококвалифицированного сварщика 7-го разряда. После окончания ремонта производится статическое и динамическое испытание крана. Если отремонтированная головка выдерживает испытание, то кран обычно успешно заканчивает работу на объекте до демонтажа.
В случае если трещина своевременно не будет обнаружена, она может увеличиться настолько, что ремонт крана на месте окажется невозможным и тогда придется его частично демонтировать для замены головки.
В том случае когда трещина вообще не будет обнаружена, произойдет очень серьезная авария крана, так как ослабленное сечение разрушится в момент подъема груза, головка крана сломается и стрела ‘с грузом упадет на землю. Поэтому надо обязательно делать частый и очень тщательный осмотр головки крана, особенно если она находится в эксплуатации более трех лет. Во всех случаях обнаружения усталости металла необходимо сейчас же усилить металлические конструкции в опасных местах.
Практика показала, что усиливать необходимо не только поврежденную часть головки, но и все другие ее части, испытывающие аналогичные нагрузки.
В качестве профилактического мероприятия можно рекомендовать замену головки, проработавшей более двух-трех лет. Снятую головку отправляют в механическую мастерскую для усиления несущих ребер (уголков) или их замены.
Необходимо делать проверочный расчет на прочность усиленного сечения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Усталость металла уголков головки крана и их усиление"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы