Сборные железобетонные фундаменты устанавливают с помощью автомобильных или тракторных кранов. Дно котлованов предварительно зачищают и выверяют по нивелиру относительно отметки центра опоры. При наличии нескольких котлованов расхождения в отметках их оснований не должны превышать 10 мм.
Котлованы, заполненные водой, перед монтажом под-иожников осушают, а их основания зачищают до плотного грунта. При отклонении от проектной отметки подсыпают основания гравийно-песчаной смесью, которую тщательно уплотняют. При установке подножников на слабый грунт делают бетонную или гравийную подушку.
Гидроизоляцию подножников, как правило, выполняют на заводах. При монтаже обычно восстанавливают гидроизоляцию на поврежденных при перевозке местах.
Установленные подножники выравнивают и разворачивают в котловане по шаблону так, чтобы анкерные болты вошли в проемы шаблона, при этом средние метки шаблона должны быть расположены точно по шнурам, натянутым между кольями сторожки через центр опоры. Шаблон закрепляют гайками па анкерных болтах под-ножника. Затем выверяют но отвесу правильность установки подножников по вертикали, устанавливают ригели, укладывают заземлители (если они предусмотрены проектом) и начинают засыпку котлована.
Засыпают котлованы обычно бульдозерами. Грунт тщательно уплотняют слоями по 25—30 см. Засыпка котлована мерзлым грунтом допускается в количестве не более 15% общего объема. Поэтому принимают меры против смерзания вынутого из котлована грунта, используемого для обратной засыпки. Высоту засыпки принимают (с учетом возможной усадки грунта) обычно на 0,2—0,3 м выше планировочной отметки.
Шаблоны могут быть сняты с подножников только после засыпки котлована не менее чем на половину глубины.
Фундамент принимают под установку опор, если расстояния между осями подножников отличаются не более чем на 20 мм от проектных, разность между верхними отметками подножников не превышает 20 мм, а отклонение верха подножника от вертикали вдоль и поперек линии не превышает 50 мм.
Данные об устройстве фундаментов заносят в журнал, в котором указывают характеристику грунта, уровень грунтовых вод, тип фундамента и номер его паспорта, отклонения в установочных размерах, наличие и размер подсыпки, а также способ гидроизоляции. Журнал подписывается прорабом и мастером и проверяется представителем технадзора заказчика.
Свайные фундаменты выполняют в основном с помощью вибровдавливающих агрегатов. Процесс погружения сваи состоит из следующих операций: подъема сваи в направляющие агрегата и закрепления ее в наголовнике, установки агрегата на домкраты, ориентировки сва и над точкой погружения и собственно погружения.
В плотные грунты сваи погружают, предварительно пробурив направляющие (лидерные) скважины, которые по диаметру и глубине должны соответствовать размерам свай. Например, для свай сечением 300×300 мм и длиной 6 м диаметр лидерной скважины принимают 200 мм, а глубину — 5,3 м. Увеличение размеров скважин или устройство дополнительной скважины рядом с основной облегчает погружение свай, однако уменьшает их несущую способность. Чтобы облегчить погружение свай, лидерные скважины разрешается заполнять водой — вымачивать в течение 1—2 ч.
Работы по погружению свай оформляют в специальном журнале. Нормами допускаются следующие отклонения от проектных размеров свайных фундаментов: расстояние в плане между центрами свай не должно отличаться от проектного более чем на 20 мм, а разность между верхними отметками анкерных болтов не должна превышать 20 мм.
Монолитные фундаменты выполняют обычно на месте установки опор. Бетон для них приготовляют на бетонно-смесительном узле или непосредственно у места укладки — на передвижной бетономешалке.
Для монолитных фундаментов устраивают опалубку из досок, в которую устанавливают арматуру, закладные части и анкерные болты. Анкерные болты устанавливают по шаблонам, для чего их подвешивают к шаблону и выверяют по отвесу. Перед укладкой бетона проверяют глубину котлована, правильность установки опалубки, анкерных болтов и шаблона. Резьбу анкерных болтов смазывают солидолом и защищают от попадания бетона при укладке.
Бетон укладывают в опалубку по специальным лоткам по возможности без перерывов, уплотняя его вибратором. Если перерывы неизбежны, стыки слоев бетона выполняют посередине высоты отдельных ступеней фундамента. Возобновив укладку, поверхность ранее уложенного бетона тщательно очищают от грязи и мусора и увлажняют.
При бетонировании периодически проверяют положение шаблона анкерных болтов и закладных частей. Шаблоны разрешается снимать не раньше, чем через сутки после окончания бетонирования. Распалубку фундаментов выполняют в зависимости от температуры наружного воздуха через 7—15 суток. Все дефектные места и раковины зачищают и заделывают цементным раствором, после чего на подземную часть фундамента наносят гидроизоляцию.
В журнал производства работ заносят даты укладки бетона и объем бетонирования, марку, состав, результаты испытаний контрольных образцов бетона, температуру наружного воздуха и бетона при укладке, а также дату распалубки.
При приемке монолитного фундамента под монтаж проверяют его геометрические размеры и отметки установки, а также расположение анкерных болтов. Отклонение от проектных размеров между осями болтов допускается до ±10 мм, а разность между верхними отметками — до 20 мм.
Фундаменты, устанавливаемые в грунты, агрессивные по отношению к бетону, изготовляют из специального сульфатостойкого цемента и покрывают защитными покрытиями.
В монолитных скальных породах с ненарушенной структурой фундаменты под опоры не устанавливают. В скале высверливают скважины, которые после закладки анкерных болтов заливают цементным раствором. Бурят скважины перфораторами, работающими от передвижных компрессоров. Если прочность скалы недостаточна, устанавливают фундаменты.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство фундаментов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы