Воздушной линией электропередачи (BЛ) называют устройство для передачи или распределения электроэнергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикрепленным при помощи траверс (кронштейнов), изоляторов и арматуры к опорам или инженерным сооружениям (мостам, путепроводам). Конструкция В Л, ее проектирование и строительство должны соответствовать «Правилам устройства электроустановок» (ПУЭ), являющимся обязательными для всех линий электропередачи, кроме специальных (например, контактных сетей трамвая, троллейбуса, железной дороги и др.).
Классификация и режимы работы BЛ.
По назначению воздушные линии электропередачи делятся на:
— сверхдальние напряжением 500 кВ и выше, служащие в основном для связи между отдельными энергосистемами;
— магистральные напряжением 220 и 330 кВ, служащие для передачи энергии от мощных электростанций, а также для связи между энергосистемами и объединения электростанций внутри энергосистем (обычно соединяют электростанции с распределительными пунктами);
— распределительные напряжением 35, 110 и 150 кВ, служащие для электроснабжения предприятий и населенных пунктов крупных районов (соединяют распределительные пункты с потребителями и представляют собой разветвленные сети с трансформаторными подстанциями);
— линии электропередачи 20 кВ и ниже, подводящие электроэнергию к потребителям.
По напряжению BJI «Правилами устройства электроустановок» делятся на две группы: низковольтные напряжением до 1000 В и высоковольтные напряжением выше 1000 В. Для каждой группы линий установлены технические требования их устройства.
По электрическому режиму работы линии могут работать с изолированной нейтралью, когда общая точка обмоток (нейтраль) не присоединена к заземляющему устройству или присоединена к нему через аппараты, имеющие большое сопротивление, и с глухоза-земленной нейтралью, когда нейтраль генератора или трансформатора наглухо соединена с землей.
В сетях с изолированной нейтралью изоляция линий должна быть не менее величины линейного напряжения, так как при замыкании одной фазы на землю напряжение двух других фаз относительно земли становится равным линейному. В сетях с глухозаземленной нейтралью при повреждении одной фазы происходит короткое замыкание через землю и защита линии отключает поврежденный участок. При этом перенапряжения фаз не происходит и изоляцию линии выбирают по фазному напряжению. Недостатком этих сетей является большой ток замыкания на землю и отключение линии при однофазном замыкании на землю. В СССР сети с глухозаземленной нейтралью применяют в системах напряжением до 1000 В и от 110 кВ и выше.
В зависимости от механического состояния различают следующие режимы работы ВЛ:
— нормальный — провода и тросы не оборваны;
— аварийный — при обрыве проводов и тросов (полностью или частично);
— монтажный — в условиях монтажа опор, проводов и тросов.
Механические нагрузки на элементы ВЛ в большой степени зависят от климатических условий района и характера местности, по которой проходит линия. Территория СССР в зависимости от скорости ветра и максимально возможной толщины стенок гололеда на проводах разделена на районы климатических условий (семь — ветровых и пять — гололедных). При этом за основу берут наибольшее значение скорости ветра и толщины стенки гололеда, наблюдаемые в данном районе 1 раз в 15 лет для ВЛ напряжением 500 кВ и 1 раз в 10 лет для ВЛ напряжением 6—330 кВ.
В зависимости от доступности для людей, транспорта и сельскохозяйственных машин местность, по которой проходит ВЛ, делится согласно ПУЭ на три категории:
— к населенной относят территорию городов, поселков, деревень, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, портов, пристаней, железнодорожных станций, парков, бульваров, пляжей с учетом границ их развития на ближайшие 10 лет;
— к ненаселенной — незастроенную территорию, частично посещаемую людьми и доступную для транспорта и сельскохозяйственных машин (ненаселенной местностью считают также огороды, сады и местности с отдельными, редко стоящими строениями и временными сооружениями);
— к труднодоступной—территорию, недоступную для транспорта и сельскохозяйственных машин.
Устройство и основные элементы BJ1. Воздушные линии электропередачи состоят из опорных конструкций (опор и оснований), траверс (или кронштейнов), проводов, изоляторов и линейной арматуры. Кроме того, в состав ВЛ входят устройства, необходимые для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей и нормальной работы линии: грозозащитные тросы, разрядники, заземления, а также вспомогательное оборудование Для нужд эксплуатации (устройства высокочастотной связи, емкостного отбора мощности и др.).
Опоры воздушной линии электропередачи поддерживают провода на заданном расстоянии друг от друга и от поверхности земли.
Горизонтальные расстояния между центрами двух опор, на которых подвешены провода, называют пролетом, или длиной пролета. Различают промежуточный и анкерный пролеты. Анкерный пролет обычно состоит из нескольких промежуточных. Анкерный или промежуточный пролет, пересекающий какое-либо сооружение или естественное препятствие (овраг, реку), называют переходным.
Углом поворота линии называют угол между направлениями линии в смежных пролетах.
Вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролете до пересекаемых инженерных сооружений или до поверхности земли или воды называют габаритом провода.
Стрелой провеса провода называют вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролете и горизонтальной прямой, соединяющей точки крепления провода на опорах. Если высота точек крепления разная, стрела провеса рассматривается относительно высшей и низшей точек.
Тяжением называют усилие, с которым натягивают и закрепляют на опорах провод или трос. Тяжение изменяется в зависимости от силы ветра, температуры окружающего воздуха, толщины гололеда на проводах и может быть нормальным или ослабленным.
Запасом прочности, или коэффициентом запаса элементов воздушной линии электропередачи, называют отношение минимальной нагрузки, разрушающей данный элемент, к величине фактической нагрузки при наиболее тяжелых условиях.
Механическим напряжением материала называют нагрузку на элементы ВЛ, отнесенную к единице площади их рабочего сечения. Например, тяжение провода, отнесенное к его поперечному сечению, определяет механическое напряжение материала провода.
Рис. 1. Габарит (а) и стрела провеса (б) проводов:
F и f — стрелы провеса проводов: Л и В — точки крепления провода; Л2— габарит провода от земли
Временным сопротивлением называют максимально допустимое механическое напряжение материала, после превышения которого начинается его разрушение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство воздушных линий электропередачи"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы