Смазочные материалы, применяемые при эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин, можно разделить на две группы: смазочные масла и консистентные смазки. Выбор того или иного материала определяется его физико-химическими свойствами, назначением и конструкцией смазываемого узла, скоростями, нагрузками и другими факторами, характеризующими режим и интенсивность использования узла, и разновидностью системы смазки.На выбор смазочного материала влияет температурный режим поверхностей трения. С повышением температуры изменяются свойства смазочного материала, затрудняется его удержание в зоне контакта деталей. Большое значение имеют сезонные колебания температуры окружающего воздуха. Для погрузочно- разгрузочных машин, особенно с приводом от двигателя внутреннего сгорания, при смазке одних и тех же сборочных единиц используются зимние и летние сорта смазочных материалов.
Особого внимания заслуживает выбор смазочных материалов в период обкатки машин. Как правило, при Приработке новых деталей в узлах трения выделяется большое количество тепла, которое необходимо отводить за счет обильного поступления смазочного материала. В этот период следует использовать маловязкие сорта смазочных материалов, способные также уносить с поверхности трения продукты изнашивания. Постоянный приток свежих порций смазочного материала обеспечивает хорошую приработку деталей за короткое время.
Из смазочных масел широкое распространение получили моторные автомобильные для карбюраторных двигателей, моторные для автотракторных дизелей и трансмиссионные масла. Масло одного и того же назначения выпускается нескольких сортов, которые обладают различными свойствами, определяющими пригодность его к работе в конкретных условиях.
Ниже приведены основные показатели, характеризующие смазочные масла.
Вязкость—важнейшее свойство смазочного масла. От этого свойства зависит возможность создания жидкостного трения между поверхностями деталей. Различают условную, динамическую и кинематическую вязкость.
Условная вязкость измеряется в градусах Энглера, которые показывают, во сколько раз медленнее масло объемом 200 сма при температуре 50 °С вытекает через калиброванное отверстие сосуда, чем вода того же объема при температуре 20 °С. Условная вязкость обозначается буквами ВУ с указанием температуры масла (ВУв0 —вязкость при температуре 60 °С).
Единицей для измерения динамической вязкости служит , паскаль-секунда. Эта единица значительна по своему размеру, и, как правило, для выражения динамической вязкости смазочного масла целесообразно применять дольную единицу — милли- паскаль-секунду (мПа/с).
Под кинематической вязкостью понимается отношение динамической вязкости к плотности смазочного материала, взятых при одной и той же температуре. За единицу кинематичеокой вязкости принят квадратный метр на секунду (м2/с).
Температура вспышки —самая низкая температура, до которой необходимо нагреть масло, чтобы его пары с воздухом образовали взрывчатую смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Температура нагрева масла, при которой масла не только вспыхивает, но и горит при поднесении к нему огня, называется температурой воспламенения. Значения этих температур характеризуют огнестойкость масел, а также их однородность.
Температура застывания характеризует способность масел терять подвижность и затвердевать с понижением температуры. В холодный период времени необходимо применять зимние сорта масел, обладающие пониженной вязкостью и температурой застывания. Для определения температуры застывания смазочное масло наливают в пробирку, выдерживают определенное время в холодильной камере. Если после охлаждения и наклона пробирки на угол 45° уровень масла остается неподвижным в течение 1 мин, то масло считается застывшим. Эта наибольшая температура, при которой сохраняется неизменным положение уровня, и будет температурой застывания масла.
Для улучшения свойств смазочных материалов добавляются различные присадки. В результате действия присадок могут улучшаться отдельные свойства масел или сразу несколько показателей. Присадка, улучшающая одновременно несколько свойств смазочного материала, называется многофункциональной.
В отличие от смазочных масел консистентная смазка —это густой продукт, включающий минеральные масла и различного рода загустители (парафин, церезин, петролатум и др.).
Консистентная смазка применяется в тех узлах машин, в которых невозможно обеспечить непрерывную подачу жидких смазочных масел. В зависимости от условий работы узлов консистентные смазки должны обладать определенными физико-химическими свойствами, характеризующимися пенетрацией, температурой каплепадения, водостойкостью и др.
Пенетрация — показатель, дающий представление о степени мягкости смазки. При определении степени пенетрации смазки в нее в течение 5 с вдавливается под действием собственного веса металлический конус установленного размера. По глубине проникновения конуса оценивается консистентность смазки, измеряемая числом пенетрации. Например, если пенетрация смазки равна 240, то это означает, что конус погрузился на глубину 240 мм.
Температура каплепадения —это температура, при которой происходит падение первой капли смазки, помещенной в специальный сосуд и подогреваемой в заданных условиях. По температуре каплепадения ограничивается тепловой режим применения смазки. Обычно считается, что при работе смазки окружающая температура должна быть на 15—20 °С ниже ее температуры каплепадения.
Водостойкость —способность смазки не разрушаться и не терять эксплуатационных свойств при соприкосновении с водой. К числу водостойких относятся кальциевые смазки. Натриевые смазки неводостойки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Выбор смазочных материалов для погрузочных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы