Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Экскаваторы непрерывного действия

Публикация:
   Земляные сооружения

Читать далее:




Земляные сооружения

Земляные сооружения — это группа инженерных сооружений, которые возводят в грунтовом массиве (выемки) или возводят из грунта, уложенного на поверхности земли (плотины, дамбы).

Земляное сооружение называется выемкой, если оно расположено ниже поверхности, и насыпью, если оно возведено на поверхности земли. Земляное сооружение, находящееся на косогоре, может состоять частично из выемок и частично из насыпей. В поперечном разрезе сооружение в этих случаях оформляется в виде полу выемки и полунасыпи.

По назначению земляные сооружения подразделяют на гидротехнические (плотины, дамбы, каналы, ковши портов, набережные) и мелиоративные (пруды, водо-удерживающие сооружения, водоподающие распределительные и осушительные каналы, очистные сооружения); дорожные (земляное полотно для железных и автомобильных дорог); сооружения промыт—ленного и гражданского строительства (котлованы, траншеи) и т. д.

Гидротехнические и мелиоративные земляные сооружения. Основными видами этих сооружений являются плотины (дамбы) и каналы. Верхняя площадка плотины шириной не менее 2…3 м, возвышающаяся над наибольшим уровнем воды на 1…2 м, называется гребнем. Для лучшего сопряжения тела плотины с дном водохранилища в середине ее основания устраивают замок, или зуб — углубление, которое заполняют грунтом, взятым из тела плотины. Боковая поверхность плотины со стороны воды называется мокрым откосом, а противоположная — сухим.

Рис. 1. Схемы гидротехнических и дорожных сооружений:
а — плотина, б — канал в выемке, в — канал в полунасыпи-полувыемке, г—канал в насыпи, д—железнодорожное полотно на насыпи, е — железнодорожное полотно в выемке, ж — железнодорожное полотно в полувыемке-полунасыпи, з — полотно автомобильной дороги

Каналы(продольные выемки, заполненные водой) по назначению бывают судоходными, оросительными и осушительными. Каналы могут проходить в выемках, полунасыпях-полувыемках или в насыпях.

Дорожные сооружения. Земляное сооружение, образованное отсыпанным над естественной поверхностью земли грунтом и служащее для прокладывания по нему дороги, называется дорожной насыпью; земляное сооружение, образованное при выемке грунта ниже поверхности земли, — дорожной выемкой. Земляное основание дороги, образованное насыпями и выемками, называется земляным полотном. Полотно дороги может быть устроено на косогоре и состоять при этом из полувыемки и полунасыпи.

Для защиты от притока поверхностных вод с обеих сторон выемки дорожного полотна устраивают канавы (кюветы), по которым вода, стекающая с откосов, отводится от полотна. С верхней стороны выемки устраивают нагорную канавку для отвода стекающей со склонов местности дождевой и талой воды.

Безрельсовые дороги сооружают по типовым поперечным профилям земляного полотна. Верх полотна для стока дождевых вод делают с уклоном к бровкам откоса. В средней части земляного полотна вынимают грунт (так называемое корыто) для укладки одежды дороги. С двух сторон корыта остаются полосы, называемые обочинами.

Сооружения промышленного и гражданского строительства. Открытая разработка, предназначенная для устройства в ней подземной части сооружения (например, фундамента), называется котлованом. После того как возведут фундамент, пространство между ним и стенками котлована засыпают (обратная засыпка).

Стенки откосов котлована делают пологими для обеспечения безопасной работы в котловане при возведении фундамента. Крутизну откосов назначают в зависимости от вида грунта и его характеристики.

Открытая выработка, имеющая значительную длину при сравнительно небольшой ширине, называется траншеей. В нее укладывают различные линии сооружений (например, водопровода, канализации, электрокабелей).

Земляные сооружения — это группа инженерных сооружений, которые отрывают в грунтовом массиве или возводят из грунта, уложенного на поверхности земли. Земляное сооружение называют выемкой, если оно расположено ниже поверхности, и насыпью, если оно возведено выше поверхности земли. Земляное сооружение может состоять частично из выемки и частично из насыпи, т. е. полувыемки и полунасыпи.

По назначению земляные сооружения бывают: гидротехнические (плотины, дамбы, судоходные каналы, порты, набережные), мелиоративные (подающие, распределительные и осушительные каналы, пруды, водоемы, дамбы, водохранилища), дорожные (земляное полотно для автомобильных и железных дорог), промышленные и гражданские (котлованы, траншеи, очистные сооружения).

Экскаваторы непрерывного действия предназначены в основном для отрытая протяженных выемок — траншей и каналов.

Траншеей называется открытая выемка, имеющая значительную длину при сравнительно небольшой ширине. Траншеи предназначены для укладки в них различных инженерных коммуникаций: газопровода, водопровода, канализации и др.

Профиль траншеи имеет следующие элементы: дно, стенки (откосы), бровки, бермы и отвал грунта (бруствер). Основные параметры траншеи (ширина, глубина, продольный профиль) определяют с учетом конкретных условий строительства.

В зависимости от грунтовых условий и глубины траншей разрабатывают с вертикальными стенками или с откосами.

Откосами называют наклонные боковые плоскости, соединяющие нижние и верхние грани земляных сооружений.

Рис. 2. Разработка траншей экскаватором: а — роторным, б — цепным, в — цепным с откосообразователями, h — глубина траншеи, В — ширина траншеи; 1 — отвал грунта (бруствер), 2 — берма, 3 — бровка, 4 — дно, 5 — стенка

Рис. 3. Схема определения коэффициента заложения откоса

Рис. 4. Поперечные сечения осушительных каналов, отрытых одноковшовыми экскаваторами или плужными каналокопателями (а) и двухфрезерными каналакопате-лями (б): 1 — отвал грунта (кавальер), 2 — берма, 3 — бровка, 4 — откос, 5 — дно, 6 — воронка для стока воды, 7 — грунт

Каналы бывают судоходные, осушительные и оросительные и могут проходить в выемке, полувыемке-полунасыпи или в насыпи. Профиль канала имеет следующие элементы: дно, откосы, бровки, бермы и отвалы грунта. Возможные схемы взаимного расположения осушительных каналов показаны на рис. 131.

Площадь поперечного сечения выемок, разрабатываемых экскаваторами непрерывного действия, представляет собой, как правило, прямоугольник или трапецию.

На основании последней формулы построена номограмма для вычисления площади сечения земляного сооружения в форме трапеции. На нижней горизонтальной оси номограммы приведены значения площадей: слева от нуля средней прямоугольной части Ьк, справа от нуля — суммарной площади треугольников mh.2. На вертикальной оси отложена высота трапеции h (глубина траншеи, канала, высота насыпи), на наклонных прямых слева— ширина малого основания трапеции b (ширина траншеи или канала по дну, ширина насыпи по верху), справа — значения коэффициента заложения откоса т.

Рис. 5. Возможные схемы взаимного расположения открытых осушительных каналов: 1 — водоприемник, 2 — магистральный канал, 3 — собиратель, 4 — осушитель, 5 — ловчий канал, б — нагорный канал

Рис. 6. Номограмма для определения площади сечения траншеи или канала

Для вычисления площади поперечного сечения трапецеидальной выемки проводят горизонтальную прямую через точку с ординатой, равной высоте трапеции h, и находят точки ее пересечения с нужными наклонными линиями. Проецируя точки пересечения на горизонтальную ось, считывают слева площадь средней прямоугольной части, а справа — суммарную площадь двух треугольников. Складывая оба значения, получают общую площадь трапеции.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Экскаваторы непрерывного действия

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Земляные сооружения"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства